Особенности социального воспитания в православном детском оздоровительном лагере

 
 

Тетерина Анастасия Олеговна,

студентка 3 курса ИИГСО НГПУ,
вожатая детского лагеря во имя преподобного Серафима Саровского

 

Особенности социального воспитания в православном детском оздоровительном лагере

Отдых школьников в детских оздоровительных лагерях является одной из популярных и востребованных форм каникулярного времяпровождения детей. Одним из типов лагерей, которые в последнее время активно развиваются в нашей стране, являются детские оздоровительные лагеря, принадлежащие православной епархии. На территории Новосибирской Митрополии на 1 сентября 2013 г. существовало 17 Православных лагерей, которые расположены в различных районах города и области.

Однако общественное отношение к таким лагерям является неоднозначным. Так, проведенный нами опрос показал, что половина опрошенных считают, что дети в таких лагерях лишены радости; постоянно молятся; не играют в подвижные и веселые игры; мальчикам запрещают общаться с девочками; дети воспитываются в строгой среде. Вторая половина опрошенных убеждена, что отдавая своих детей в православную среду, они способствую их исправлению и благотворному нравственному влиянию.

Что же представляет собой современный православный детский оздоровительный лагерь; как он влияет на современных детей и подростков, активно живущих в социальных сетях; добровольный ли это выбор ребенка или желание родителей приобщить его к вере – эти и многие другие вопросы в последнее время активно обсуждаются как на страницах научной литературы, так и в популярных изданиях. Однако работ, посвященных православному воспитанию и его специфике в рамках детского оздоровительного лагеря, в современной науке явно не достаточно.

Это определило проблему исследовательской работы: в чем особенности православного лагеря как воспитательной организации, что общего и в чем различие лагеря православной конфессии и обычного детского оздоровительного лагеря?

Решение данной проблемы и составляет цель исследовательской работы.

Решая первую задачу исследовательской работы, связанную с рассмотрением детского оздоровительного лагеря как воспитательной организации, исследуем работы таких авторов, как Т.А. Ромм, А.И. Тимонин, Б. В. Куприянов, А. А. Данилков, А. Г. Кирпичника, А.В. Мудрика и других. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под воспитательной организацией понимается специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения [2, с.181]. Именно в воспитательной организации происходит самоизменение и саморазвитие ребенка. Степень происходящих с ребенком изменений зависит от быта, содержания и форм организации жизнедеятельности, и взаимодействия, организуемого в воспитательной организации.

Решая вторую задачу, мы рассматривали сущность и содержание конфессионального воспитания на примере православной конфессии. Для изучения конфессионального воспитания мы использовали работы таких авторов, как Игумен Георгий, Т.В. Склярова, А. В. Мудрик, С.Ю. Дивногородцева. Проведенный анализ литературы показал, что под конфессиональным воспитанием понимается формирование мировоззрения, которое соответствует определенной конфессии. Конфессиональное воспитание может осуществлять в разных социальных группах: семья, детский садик, школа, учреждения дополнительного образование (Воскресная школа, загородный лагерь и т.д.).

С точки зрения православной педагогики: воспитание – специально организованный, управляемый и контролируемый процесс взращивания, поддержки ребенка и взаимодействия с ним, конечной своей целью имеющий возрождение, освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков [1, с.36]. Спецификой православного воспитания является то, что ребенок формирует не только нравственные ценности и отношения к окружающим, но и отношение к Богу, любовь к Нему.

Для подтверждения теоретических положений, обоснованных в первой части работы, нами было проведено практическое изучение православного лагеря как воспитательной организации.

На первом этапе была определена база исследования и определены критерии исследования. Для того, чтобы лучше понять специфику православного лагеря и выделить его особенности, нами было проведено сравнительное исследование двух детских оздоровительных лагерей: православный лагерь во имя преподобного Серафима Саровского и детский оздоровительный лагерь «Зеленая улица».

 

Детский православный лагерь во имя преп. Серафима Саровского

Детский оздоровительный лагерь «Зеленая улица»

Новосибирский район,

с. Завьялово

Новосибирская область,

с. Боровое

145 детей

160 детей

16 воспитателей

16 советников

20 лет лагерю

17 лет лагерю

 

Для выявления особенностей православного лагеря как воспитательной организации нами было проведено изучение этих лагерей по двум основаниям:

– во-первых, это быт воспитательной организации, включающий в себя пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений, жизнедеятельность воспитательной организации;

– во-вторых, это жизнедеятельность как взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных людей, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

Методы исследования: включенное педагогическое наблюдение, интервью с детьми и родителями, анкетирование, анализ информационных и программно-методических документов деятельности лагерей, анализ сайтов лагерей и страничек в сети «Вконтакте».

Сравнительный анализ быта воспитательной организации позволил зафиксировать больше различий, чем сходства.

Черты сходства двух лагерей, выделенные нами:

– забота о комфорте и удобстве пребывания детей в лагере;

– наличие традиций; наличие специализированной терминологии (в ДОЛ «Зеленая улица» – игровая терминология смены, в православном лагере – традиционная православная терминология);

– наличие продуманной информационной среды;

– последействие в работе лагеря и возможность общения детей и взрослых друг с другом в течение года при помощи социальных сетей.

Отличительными чертами быта православного лагеря являются:

– большее внимание в православном лагере уделяется самостоятельности и ответственности ребенка за самообслуживание, поддержание порядка;

– в режиме дня зафиксированы обязательные моменты, связанные с соблюдением молитв;

– правила поведения детей в православном лагере в большей степени регламентированы и предъявляются детям в форме готовых правил, обязательных для соблюдения;

 

– в ДОЛ «Зеленая улица», когда у ребенка появляется свободное время, то им предоставляется возможность самим его организовать, в православном лагере нет специально выведенного свободного часа;

– в православном лагере дети сами убираются в своих комнатах и помимо этого два раза в неделю убирают определенный участок территории;

– в православном лагере, есть определенные требования к внешнему виду детей; 

 

– в православном лагере более официальные отношения у детей и воспитателей, чаще всего обращаются по имени отчеству и на Вы.

Сравнительный анализ жизнедеятельности воспитательной организации позволил нам наоборот зафиксировать больше сходства, чем различий.

Целью и одного, и другого лагеря является отдых и оздоровление детей, но подходы достижения этой цели различны. Православный лагерь достигает цель через организацию деятельности детей, направленной в большей степени на тех, кто рядом, социальное служение ради других. В обычном же лагере, в частности в ДОЛ «Зеленая улица», больший акцент делается на личностное саморазвитие через участие детей в различных творческих проектах.

Основной организацией деятельности и в одном, и в другом лагере является игровая деятельность; сфера познания и в одном, и в другом лагере осуществляется через тематические мастерские, кружки и клубы; значительная часть детского отдыха отводится спортивным мероприятиям и пребыванию на свежем воздухе.

 

Основное отличие касается того, что в православном лагере уклон осуществляется больше на духовно-нравственное воспитание и решение задач, связанных с православной культурой, а также предметно-практическая деятельность в православном лагере проявляется в организации трудовой деятельности детей и взрослых на благо лагеря, на его улучшение.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основное различие православного и обычного детского оздоровительного лагеря касается уклада повседневной жизни. Формы работы, приемы и содержание деятельности детей и в одном, и в другом лагере похожи (игра, творчество, кружки, спорт).

Литература:

1. Дивногородцева С. Ю. Теоретическая педагогика. – М. Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2004. – 195с.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению «Психолого-педагогическое образование»: рек. УМО вузов РФ / А. В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2013. – 240 с.

3. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие/ Т.А.Ромм; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013 – 159 с.

Количество просмотров: 6028  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы