Методы и приемы работы с детьми с расстройством аутистического спектра

 
 

Полухина Елена Николаевна,

заведующий МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Методы и приемы работы с детьми с расстройством аутистического спектра

В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Проблема обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Это связано с тенденцией к активному увеличению числа детей данной категории. Частота нарушений такого рода, определяемая методами психолого-педагогической диагностики, возрастает до внушительной цифры: в среднем 15-20 из 10000 детей [Никольская, Баенская, Либлинг, 1997]. Сейчас эта цифра, к сожалению, намного больше. Так что же делать, если рядом с Вами находится ребёнок с расстройством аутистического спектра?

Ну, во-первых. Чем больше я углубляюсь в тему обучения и развития деток-аутистов, тем больше убеждаюсь, что успех коррекционной деятельности зависит от того, насколько сплоченной и координированной будет работа с детьми с РАС. Все звенья, которые задействованы в процессе, должны придерживаться одной линии, совместно избрать путь и двигаться вперед, несмотря на препятствия.

Во-вторых, создание максимально возможных условий для комфортного нахождения ребёнка с РАС в детском саду.

В-третьих, грамотное сочетание всех основных направлений работы с детьми с РАС. Это и способ «эмоционального присоединения» (К.С.Лебединской и О.С.Никольской), и прикладной анализ поведения – Applied Behavior, Analysis (ABA), и визуальная терапия, и многие другие.

И обязательно составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года. Индивидуализация! Обязательно! Двух одинаковых детей с РАС не бывает. Именно поэтому очень важно не забывать о индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

Далее я расскажу о некоторых формах и приемах, которые в своей работе может использовать любой педагог.

1. Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с аутизмом. Эмоциональная связь с близкими людьми, общение, игровое взаимодействие – те условия нормального развития, которые необходимо воссоздать в воспитании ребенка с аутизмом.

2. Эмоционально-смысловое комментирование. Любое присоединение взрослого к аутостимуляции аутичного ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, – постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.

3. Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме. Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть, каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.

4. Положительное поощрение Событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

5. Техника угасания. Отмена или устранение поощрения мешающего поведения с целью уменьшения частоты этого поведения. Хотя эта техника может применяться как отдельный метод, часто она используется в рамках функционального анализа поведения, дифференциального поощрения.

6. Физические упражнения. Повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение.

7. Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством. Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению.

8. Видеомоделирование или аудиомоделирование. Визуальное или аудимоделирование целевого поведения или навыка (как правило, в области поведения, речи, коммуникации, игровых и социальных навыков), которое демонстрируется с помощью видеозаписи или воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка.

Это лишь некоторые из приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.

Количество просмотров: 10283  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы