Метод игровых технологий в обучении английскому языку детей с ОВЗ

 
 

Паутова Ирина Владимировна,

учитель английского языка

МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирска

 

Метод игровых технологий в обучении английскому языку детей с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, работа с ними требует особой логики построения учебного процесса, что находит свое отражение в структуре и содержании образования.

Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Для достижения поставленных целей и позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ широко применяются современные технологии обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.

Современная педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.

Одной из современных технологий, используемых при обучении и воспитании школьников с особенностями в развитии, являются игровые технологии, которые применяются почти на каждом уроке. Игра, по утверждению философов, это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим направлениям:

– дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве её средства;

– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

– обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– коммуникативные, диагностические, психотехнические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ИКТ, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. Следует отметить, что с использованием игровых технологий существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо-эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.

Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.

1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя.

Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.

2. Повторение фразы или предложения.

Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.

3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.

Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.

4. Преобразование без подстановки.

Тренируется вопросительная форма.

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Dо уоu study in the morning?

Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Не studies in the morning.

Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.

What animals can you see here?

1. An elephant

2. A tiger

3. A pig

4. A rabbit

5. A kangaroo

6. A giraffe

7. A frog

8. A dove

Give the Russian equivalent

All cats are grey in the dark.

Barking dog seldom bite.

A bird in the hand is worse two in the bush.

The bull must be taken by the horns.

The early bird catches the worm.

First catch your hare, than cook him.

Finish the saying

As hungry as ...

As brave as ...

As cunning as ...

As heavy as ...

As dirty as ...

As tall as ...

A busy as ...

As funny as ...

As slow as ...

Подведение итогов:

T: Thank you very much for your work.

Домашнее задание: мини-проект.

Write the stories about your pets. You will answer the questions on the cards and make up the stories. (Каждый ученик получает карточку с вопросами, которые являются планом рассказа).

Have you got a pet?

What pet have you got?

What is his name?

How old is your pet?

Заключение

Данный урок рекомендован учителям английского языка, работающим с детьми с ОВЗ. Коррекционно-развивающие задачи данного урока решаются за счет использования элементов игровой, информационно-коммуникативной, проектной технологии.

Результативность деятельности: повышение уровня мотивационной сферы обучающихся, прочное усвоение лексического материала по теме, развитие навыков чтения, расширение общего кругозора, творческих способностей, тренировка воображения, памяти и внимания.

Виды деятельности на уроке подобраны таким образом, что обучающийся постоянно находится в ситуации успеха. Задания в игровой форме мотивируют учеников на активную работу. Использование ИКТ обеспечивает зрительную опору при усвоении нового материала, что очень важно для детей данной категории.

Литература

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (http://минобрнауки.рф)

2. Степанова О.А., Вайнер М.Э. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. – Москва: Академия, 2003.

3. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – Санкт-Петербург: Речь, 2004.

Количество просмотров: 12027  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование национально-регионального компонента в процессе обучения математики
2. Регионально-краеведческий компонент в межрегиональном образовательном сетевом взаимодействии специализированных образовательных учреждений
3. Новосибирск в задачах
4. Регионально-краеведческий компонент в учебно-воспитательном процессе
5. Использование текстов сибирского писателя А. Черноусова для организации и проведения уроков русского языка с элементами национально-регионального компонента
6. Роль регионально-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
7. Использование компетентностного подхода в обучении химии
8. Поделки из бросового материала как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
9. От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников
10. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе
11. Пути формирования продуктивных речевых умений на уроках немецкого языка в начальной школе
12. «Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности
13. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе коллективной деятельности
14. Педагогическая площадка «Отказываемся от стереотипов, развиваем страсть к изобретению нового!»
15. Ценнейший старт для формирования нового отношения к учебе
16. Воспитательный потенциал современного урока
17. Организация летней педагогической практики студентов ГАПОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им А.С. Макаренко» в ООЦ «Солнечный мыс – 2»
18. Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников
19. Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов
20. Важность совместного досуга родителей с детьми

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы