От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников

 
 

Рогожкин Юрий Владимирович,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 120 г. Новосибирска

 

От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников

Весна, пора экзаменов, накал страстей у родителей и ребят старшего школьного возраста. Окончание школы – взгляд в будущую профессию. Куда пойти учиться дальше, как поступить с гарантией… Все эти вопросы будоражат молодое поколения начиная с 9 классов.

На примере своей семьи и удачного поступления старшего сына Артема в Санкт-Петербургский государственный университет на бюджетное обучение я, вернувшись работать в школу, стал обращать большее внимание на олимпиадное движение школьников.

Пример Артема стал своеобразным мотиватором для учеников моих выпускных классов. Я, как учитель истории и обществознания, стал заниматься с желающими ребятами по истории и обществознанию. За три последних года одному из моих учеников Никите Мещерякову удалось пройти успешный путь, став однажды призером и дважды победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, и оказаться в числе зачисленных на бюджет в престижный вуз северной столицы.

Олимпиада дает возможность ребятам в творческой и более свободной форме почувствовать себя при оценке их знаний. Это вроде как игра для них, выиграешь – хорошо, нет – ничего страшного не случится, двойки никто не поставит.

Хочу отметить, что роль учителя в подготовке учеников к олимпиаде уже, на мой взгляд, не является определяющей. Нельзя сбрасывать со счетов и других участников образовательного процесса. Прежде всего – родителей. Для них победа ребенка на олимпиаде не только дело престижа, но и, в современной экономической ситуации, значительная экономия семейного бюджета. Поэтому зачастую родители больше заинтересованы в подготовке ребенка, чем он сам. Тем не менее, основным стержнем в подготовке к олимпиаде остается самоподготовка учащегося, его желание и упорство. И вот здесь роль учителя определяющая: направить самоподготовку в нужное русло, преобразовать ее из хаотичного чтения всех книг подряд в четкую структуру познания.

Структурирование огромного объема информации начинается с выделения основных разделов по предмету. Так в обществознании это: философия, право, экономика, социология, история.

Анализ олимпиад прошлых лет подсказал, что именно по этим разделам чаще всего составляются задания. Учащийся получает задание завести особую тетрадь для подготовки к олимпиаде. Эту работу я называю подготовительный этап. Хронологические рамки – 7-8 класс, т.е. два учебных года. Суть его – наработка понятийного аппарата. Он является в первичной подготовке наиболее важным. Не зная значение понятий, учащийся вряд ли сможет разобраться в сути проблемы или решить правовую или экономическую задачу. Изучая литературу по предмету, он выписывает в тетрадь незнакомые или трудно запоминающиеся термины и их определения.

Помимо этого, в рамках каждого раздела сформирован список литературы, рекомендуемый для чтения. В основном это источники: труды философов, различные кодексы и т.д. Безусловно, не все бывает понятно учащемуся. Тут работа учителя выходит на первый план, но не в форме рассказа, а консультации или наводящих вопросов. Сам познав суть непонятного, учащийся, безусловно, лучше запомнит материал.

Таким образом, начальный этап – это формирование фундамента. Проверка и корректировка результата идет через те же олимпиады и конкурсы, которые идут в течение учебного года.

Основной этап подготовки и успешного выступления учащегося – это 9-11 класс. Усложняются сами олимпиадные задания, появляется много заданий на логику, анализ текста и ситуаций и, наконец, эссе, в котором учащийся должен обнаружить максимум умений в решении нестандартных ситуаций. Очень важно на этом этапе раскрепостить сознание учащегося, создать атмосферу успешности. Но это невозможно сделать без предыдущего этапа накопления знаний.

В силу полученного опыта и возраста, подготовка учащегося в это время еще больше переходит в плоскость самоподготовки. Контроль со стороны учителя и родителей безусловно должен сохраняться, однако взаимодействие с учащимся выходит на новый уровень. Учитель, на мой взгляд, должен стать своего рода старшим товарищем или наставником.

В такой свободной и креативной форме обучения развиваются гибкие компетенции. Известный факт – что гибкие компетенции (soft skills), к числу которых относят креативность, критическое мышление, навыки общения, социальные навыки, будут играть все большую роль в меняющемся мире и в системе образования будущего.

Аналитики отмечают, что в настоящее время в мире происходят глобальные изменения, влияющие на все сферы жизни. Это изменения в сфере технологий, климата и экологии, социальной сфере, экономике. «Очень важно, насколько система образования будет соответствовать этим современным вызовам. Для современных школьников важно быть готовыми к тем неожиданным и нестандартным ситуациям, которые могут возникнуть в мире. Мы должны подготовить их к проблемам и вызовам, с которыми они могут столкнуться и которых не было 10-20 лет назад», – пишет руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Гибкие навыки приобретают совершенно новое значение в современном мире, они будут основой нового глобального мышления наших детей.

Меняемся и мы – учителя, стараемся удержать темп жизни за нашими детьми…

Хорошев Артем – выпускник Санкт–Петербургского государственного университета, 2018 год

Количество просмотров: 4741  

Комментарии

Актуально, свежо, берет за душу.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование национально-регионального компонента в процессе обучения математики
2. Регионально-краеведческий компонент в межрегиональном образовательном сетевом взаимодействии специализированных образовательных учреждений
3. Новосибирск в задачах
4. Регионально-краеведческий компонент в учебно-воспитательном процессе
5. Использование текстов сибирского писателя А. Черноусова для организации и проведения уроков русского языка с элементами национально-регионального компонента
6. Роль регионально-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
7. Использование компетентностного подхода в обучении химии
8. Поделки из бросового материала как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
9. От школы до карьеры. Возможности олимпиадного движения в развитии гибких компетенций у старшеклассников
10. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе
11. Пути формирования продуктивных речевых умений на уроках немецкого языка в начальной школе
12. «Семь дощечек мастерства» на пути к формированию технологической грамотности
13. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе коллективной деятельности
14. Педагогическая площадка «Отказываемся от стереотипов, развиваем страсть к изобретению нового!»
15. Ценнейший старт для формирования нового отношения к учебе
16. Воспитательный потенциал современного урока
17. Организация летней педагогической практики студентов ГАПОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им А.С. Макаренко» в ООЦ «Солнечный мыс – 2»
18. Музыка – важное средство нравственного и патриотического воспитания школьников
19. Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов
20. Важность совместного досуга родителей с детьми

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы