«Я учу свободе! Это самое главное!»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Я учу свободе! Это самое главное!»

Так считает Ирина Борисовна Суржа – руководитель театральной студии «Невзрослый театр «Торт на небе» Центра развития творчества детей и юношества «Заельцовский».

Ирина Борисовна – выпускница Алтайского государственного института искусств и культуры (специальность – режиссер театрального коллектива). По второму образованию – режиссер музыкального театра (Санкт-Петербургская академия театрального искусства).

Театральной студией «Невзрослый театр «Торт на небе» руководит с 2006 года. В 2009 году на базе студии создан «семейный театр», его особенность в том, что в постановках участвуют не только дети, но и взрослые. За это время театр стал популярен не только в Новосибирске, но и далеко за его пределами, завоевал большое количество наград.

Наш разговор с Ириной Борисовной Суржа о том, как театр помогает развитию личности ребенка.

«Театральная педагогика – это коллективное дело, которое сплачивает»

– Существует ли театральная педагогика и что это такое?

– Конечно, есть театральная педагогика и есть замечательные работы, по которым я не только училась, но и написала свою программу. Это работы Петра Петровича Ершова, которого мы знаем как автора сказки «Конёк-Горбунок». В них он дает замечательные рекомендации по работе с детьми не профессиональных театров, а самодеятельных коллективов. Его дело продолжила его дочь, и в 90-е годы прошлого века я даже ездила несколько раз в Москву на семинары и мастер-классы. Сейчас все методики доступны в интернете: можно почитать Марию Осиповну Кнебель, Ершова и других. Я использую и свой собственный опыт, который дает какие-то бесценные подсказки.

Театральная педагогика – это коллективное дело, которое сплачивает. Дети, работая вместе, начинают понимать, насколько каждый друг от друга зависит. Если в художественной школе ты не закончил рисунок, то от этого не пострадает никто, только ты. В театральном же коллективе рассыпается цепочка, где ты являешься одним из звеньев. Сначала ребенок этого не понимает, он думает, если роль не главная, значит, неважная. В моей театральной педагогике существуют такие наглядные конструкции, построения, где я на примере пластиковых стаканов демонстрирую всю систему занимающихся людей, и они понимают, что если они нас покидают, то разрушается все. В основание я ставлю стаканы, которые изображают детей, второй уровень – это знакомство, третий – игры, четвертый – раздача ролей, пятый – костюмы, декорации, реквизит и последний – спектакль. Когда ребенок говорит, что он уходит, то я предлагаю достать его стаканчик из самого основания. И в этот момент с детьми что-то происходит, они боятся это сделать. «Так оно же рассыпется», – говорит ребенок. Я отвечаю: «Да, так же, как и спектакль». И даже если он пытается с краешку достать, обваливается весь угол. Так не уехала в Москву целая семья – они перенесли это на следующий год, потому что не хотели нас подвести. Ни словами, ни уговорами, а только наглядно можно убедить, что ты здесь важен и нужен.

«Я должна научить детей радоваться успехам других»

– Какие педагогические задачи позволяет решать театрализованная деятельность? Какие умения, навыки, таланты позволяет развить у ребенка школьный театр?

– Прежде всего, это умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, трудолюбие, не столько талант, сколько трудолюбие может развить у ребенка любые задатки. Есть дети очень одаренные, но не умеющие применить свой талант, а есть дети, которые не уверены в себе, и я пытаюсь через игры, через комплекс занятий понять, насколько этот ребенок готов или не готов к длинному пути или он хочет только результата. В сентябре-октябре мы не ставим спектакль, я работаю с новичками – провожу игры (своеобразную диагностику).

Мы учим терпению, умению ждать и любить процесс больше, чем результат. В этом помогает еще одна модель работы со стаканчиками: я предлагаю из них что-нибудь построить. Дети строят, а я наблюдаю за ними. Этот ребенок отстранен, он будет строить только один. Другие – объединяются, строят вместе, знакомятся, общаются и им уже не так страшно. Третьи – не умеют радоваться успехам других. Они начинают злиться и даже плакать, что у кого-то получилось лучше, чем у них. И даже хотят исподтишка сломать, чтобы не было у другого хорошо, потому что у него не получилось. Четвертые – когда строение постоянно падает, рассыпается, плачут, топают ногами, топчут стаканы. Я никого не отстраняю от процесса. Я просто понимаю над чем мне надо работать. Прежде всего – научить детей радоваться успехам других. Это не пустые слова. Например, в спектакле участвует 60 человек, а члены жюри не могут дать всем по диплому. Естественное выражение чувств у ребенка – плакать, потому что его не поощрили. После проведенной работы мы в аналогичной ситуации видим радость за коллег. К этому мы шли очень долго. Психолог Степанов писал: «В нашем обществе нас воспитали сопереживать, но сорадоваться нас не научили». Ребенку нельзя дать то, что не имеешь сам – развитого мировоззрения, системы духовных ценностей. Нужно начинать с себя, тогда дети будут это считывать и становиться такими же. Очень важно научить детей не завидовать, не злорадствовать. У меня огромный коллектив, но у нас нет интриг, зависти. Мы создали семью.

«В последнее время я чувствую себя психотерапевтом, а не режиссером»

– Какие виды детской творческой активности задействованы в театрально-игровой деятельности? Чему они, прежде всего, учатся – танцевать, петь, играть, рисовать?

– Прежде всего, дети развивают полушария головного мозга. Чтобы ребенок раскрывался на сцене, нужно дать ему физические навыки. Я начинаю с мячика. К сожалению, сегодня дети не умеют играть в мяч, не умеют его подбрасывать. Самое простое, что я прошу сделать ребенка – это перебросить мяч из руки в руку, но для них это сложно. Это говорит о том, что у ребенка внутренние зажимы. Чтобы удачно выполнить трюк, должна быть свобода, он не должен бояться рисковать – упали мячи, ну и что, их же можно поднять. Дети, которые боятся рисковать – боятся раскрыться, боятся расстояния, полета. Как только они научатся свободно кидать и ловить мячики, то уже готовы к работе на сцене. Ребенок настолько уверен, что может бесконечно жонглировать ими. Я учу свободе! Это самое главное.

Второе – это скакалка, которую современные дети не умеют крутить. И опять страхи, зажимы, риски, как будто мы крутим плетку, которая их будет стегать. Мячик, скакалки, палочки – все дает результат, потому что они освобождаются от страхов. В последнее время я чувствую себя психотерапевтом, а не режиссером. Но я должна это делать. Постепенно у нас становится две скакалки одновременно, потом три, а потом они могут, прыгая на скакалках, играть в мяч. Нагрузка постепенно увеличивается во всем. Есть игра «Сороконожка» на развитие чувства ритма. Это мои авторские продуманные разработки, где я вижу, что у человека закрыто и что нужно развивать. А когда они всему этому научатся, то с ними очень легко работать на сцене. Это уже моя команда, которую я создаю за первые месяцы.

«Работа в профессиональных театрах – это индустрия, там нет радости творчества»

– Почему, имея два режиссерских образования, Вы выбрали не взрослый театр, а детскую театральную студию?

– Работа в профессиональных театрах – это индустрия, там нет радости творчества, все поставлено на поток. Отдачи от актеров, благодарности вы не добьетесь. Я создала ту модель, которая меня устраивает.

Мне довелось дважды поработать в профессиональных театрах. В молодежном театре «Глобус» я сделала три постановки с 2014 по 2016 год (в течение двух сезонов). Сначала меня пригласили режиссером огромного проекта «Творим и радуем», надо было сделать юбилей двух студий. Целый год мы работали. По окончании у меня появилось желание делать масштабные проекты, в которых участвовало бы 70–100 человек. После еще двух проектов в «Глобусе» я поняла, что нет ничего лучше чем то, чем я занимаюсь сейчас.

«Мы знаем друг друга»

– Сколько у нас в городе детских театральных студий? Они взаимодействуют между собой?

– Их очень много, но мы мало взаимодействуем. Даже когда проходят фестивали, все приезжают к назначенному времени и сразу после выступления уезжают.

Ежегодно в Новосибирске проходит фестиваль «Времен связующая нить», организаторами которого являются Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» и НАМТ «Глобус (актеры входят в состав жюри). Они сначала смотрят спектакли в каждом районе, а потом отбирают лучшие работы и предоставляют право выступить на сцене театра «Глобус».  В завершающий день фестиваля с утра до вечера идут спектакли на Малой сцене театра, где коллективы могут не только показать, но и посмотреть лучшие спектакли города.

2019 год был годом Театра и Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» предложил театральным коллективам поучаствовать в проекте «По обе стороны кулис». Благодаря этому проекту мы ходили друг к другу на спектакли, участвовали в круглых столах, квестах, диалоговых площадках.

«Я не люблю, когда дети играют возрастные роли»

 – В 2006 году Вы создали театральную студию. Какие задачи ставили при её создании и почему через три года перешли к «семейному театру»? В чем разница? Что собой представляет «семейный» театр и как появилась идея его создания?

– Давно у меня был такой опыт. Но времена, общество, люди меняются. Я не знаю, как это приходит. Так не бывает: «Всё, я решила создать «семейный театр». Это как коллекция, вы не собирались, например, коллекционировать ангелов, но однажды кто-то вам его подарил. Потом узнали об этом друзья, и все начинают вам откуда-то везти хрустальных, керамических, фарфоровых, вязаных ангелов. И у вас появляется коллекция. То же самое произошло с «семейным театром». Когда я пришла сюда работать, у меня был детский коллектив, но я очень хотела, чтобы на сцене все выглядело правдоподобно. Я не люблю, когда дети играют возрастные роли, сразу видно фальшь. Я за то, чтобы театр был жизнью! Для того, чтобы создать жизнь на сцене – детей должны играть дети, взрослых должны играть взрослые.

Все началось с того, что родители привозят ребенка на занятие, а сами сидят и скучают в зале. И я начала приглашать их принять участие в спектакле. Я не говорю слово играть, это может отпугнуть. Я предлагаю: «А вы не могли бы посидеть на сцене?» Он садится. «А может, Вы еще постоите?» Дальше предлагаю походить, что-то сказать. И он уже понял, что играет, хотя вообще не думал. И так происходит со всеми. Это все притягивает как магнитом. Увидели, что другие участвуют, почему и мне это не сделать?

«Можно и о душе подумать, и о пище»

– Почему такое необычное название «Невзрослый театр «Торт на небе»?

– Когда называешь «детский театр» – это определяет, что здесь только дети. Когда называешь «взрослый» – только взрослые. «Невзрослый» – это состояние человека, который может быть взрослым, но в душе он ребенок. Название «Торт на небе» взято у Джанни Родари, у него есть произведение «Торт в небе». Но ничего общего с сатирической сказкой у нас нет. Книга призывает отказаться от ядерного оружия, а взамен дарить радость детям, делая сладости, конфеты и торты вместо пушек и оружия. В нашем названии я подразумеваю связь духовной пищи и обычной. Небо – это всегда полет души. А торт – это любимое лакомство. Приятное сочетание – здесь есть все: можно и о душе подумать, и о пище.

«Моя цель – дать человеку «второе дыхание»

– Какова роль руководителя театра?

– Самое главное – разглядеть, увидеть и удержать человека, который, в общем-то, кажется уже твой, но он вдруг уходит. Он может еще вчера с открытым ртом смотреть, а сегодня у него подростковый период, и он «наигрался». Как сделать, чтобы он продолжил играть в театре, открыть у него «второе дыхание»? Это неизбежно – и взрослые, и дети уходят: от маленьких ролей, от больших ролей, от успеха, от очень большого успеха – все от чего-то устают. Ведь театр – это все время раскрытие своих чувств. Это и в профессиональных театрах так происходит. И моя цель – дать человеку «второе дыхание». Вы только что чему-то научили детей, а они уходят. Еще я поняла, что когда ты «отпускаешь» ребенка, к тебе обязательно снова кто-то приходит. И все заново, все сначала – создавать команду единомышленников.

Эти стаканы, мячики я даю в течение первых 40 минут на каждом занятии, чтобы дети могли «построить» свои отношения и просто пообщаться. Им надо что-то друг другу рассказать, выговориться, а потом они готовы работать, и их уже не надо успокаивать. Еще два часа я добавила в своё плотное расписание только для того, чтобы просто посмотреть каждому ребёнку в глаза.

«За 13 лет поставлено 56 спектаклей!»

– Сколько спектаклей поставили за 13 лет? Какие из них самые удачные, на Ваш взгляд?

– За 13 лет поставлено 56 спектаклей! В Центре развития творчества детей и юношества Заельцовского района – 30! Если говорить о больших проектах, которые идут час и более – это «Эшелон», «Песни двора», «Мое взрослое детство» и «Ай, да Пушкин!». Это огромные полотна. Все остальные – «Детский мир», «Цветик-семицветик» и другие по времени идут полчаса. Но они также прорабатываются досконально во всем: музыка, игра, декорации, костюмы. Все это должно соответствовать эпохе, о которой идет речь. Мы стараемся привить грамотность в отборе костюмов и реквизита и воспитываем вкус у детей и родителей. Для этого у нас есть свой постоянный художник-постановщик, который перед тем заказывать костюмы, глубоко изучает эпоху, моду того времени, тщательно разрабатывает эскизы, а уже потом мастер по изготовлению костюмов их шьет. Вы не представляете какой праздник для нас наступает, когда идёт примерка новых костюмов. И сразу хочется выпрямить спину и изменить походку!

«Я иду от самобытности ребенка, от его таланта»

– Как Вы подбираете актеров? Любой ребенок может попасть в театральную студию или существует строгий отбор? Сколько всего актеров в театре?

– Я иду от самобытности ребенка, от его таланта. Конечно, смотрю, кто ко мне пришел: я не учу танцевать того, кто не умеет танцевать и петь того, кто не умеет петь. Чаще всего, дети приходят уже подготовленные. Или у них есть задатки или они занимаются танцами, акробатикой. Когда я это вижу, я насыщаю спектакль так, что у зрителей создается впечатление, что здесь всему этому учат. Это «обман». Но вкупе получается: «Вот это да!»

Однажды в театр пришла интересная девочка в очках с очень толстыми линзами, и я попыталась использовать этот образ, придумать под нее ту роль, где она будет настолько убедительной, что другой никто это не сыграет.

Ребенок может раскрыться постепенно в течение нескольких лет, мы их не торопим. А еще они смотрят друг на друга и помогают друг другу. Всего в театре занимается 105 детей и 24 взрослых.

«Должно быть вечное зрелище»

– Сколько времени уходит на каждую постановку? Сколько человек обычно задействовано в театральных шоу?

– Все зависит от постановки. Если взять спектакль «Ай, да Пушкин», то в ноябре 2018 у меня еще не было четкого представления, что это будет, а в апреле мы его показали. Практически весь сезон мы готовим постановку, а на второй год, начиная с ноября, мы ее показываем. Спектакли идут два года. В этом году они прошли 27 октября, 10 ноября и 24 ноября. В 2020 году мы планируем сыграть его 26 января и 9 февраля. Приходите, будем рады видеть вас в нашем зале!

Существует несколько барьеров, которые не позволяют его сыграть чаще: например, в этот день уже запланировано мероприятие в зале, занят звукорежиссер, не все участники спектакля свободны, потому что некоторые взрослые актеры являются руководителями других коллективов и часто выезжают за пределы города. Но когда все «пазлы» складываются, мы с удовольствием назначаем дату спектакля.

В постановке задействовано 60 человек. Сейчас мы готовим проект к 75-летию Победы. Рабочее название – «Ради жизни на земле». Это будет не совсем спектакль, а музыкально-поэтическая композиция, в которую будут включены не только музыка и поэзия, но и отрывки из прошлых спектаклей. Но это не форма концерта с отдельными номерами. Здесь, через стихи и песни, отрывки из пьес, будут прослеживаться все этапы войны. Начиная с выпускного вечера 22 июня 1941 года – девочки в белых платьях, мальчики в белых рубашках идут встречать рассвет. Потом объявление о войне, всеобщая мобилизация, хаос: все бегут на вокзал, давка, дети, чемоданы, вагоны перегружены. И все это очень быстро, динамично, меняется картина за картиной, чтобы показать, что людям уехать некуда, в Москве оставаться страшно. Кто-то поехал в эвакуацию, кто-то пошел пешком, кто-то остался в городе. Показывается и военная сторона, и тыловая часть и все это плавно, динамично перетекает одно в другое. У меня все спектакли так построены, зрители отмечают кинематографический ход. Идет лирическая сцена и вдруг что-то подвижное, яркое. От этой перемены зритель не понимает, что спектакль закончен, времени прошло полтора часа, а ощущение, что пять минут. Должно быть вечное зрелище.

От каждого по возможности

Самый юный и самый взрослый актер в «Невзрослом театре „Торт на небе”»?

– На сегодняшний день самому младшему участнику пять лет, самому взрослому – 70. До этого было – 3 года и 90 лет. У меня есть актер, который пережил инсульт и пришел опять играть. Я пытаюсь бережно относиться к нему, придумываю под него роль, чтобы он не боялся, что где-то немножечко речь вялая. Мне он нужен именно такой в госпитале. Я иду от возможности каждого.

«Что хочешь, то и лепи»

– В чём прелесть и специфика непрофессионального театра?

– Прелесть в том, что люди незаштампованные, пластилин – что хочешь, то и лепи. Они приходят учиться и с благодарностью относятся ко всему, что происходит. Я вижу, что им это надо, и они хотят этим заниматься. В профессиональном театре этого нет.

Но и трудностей много. Так, ведущая актриса нашего театра, которая играет Татьяну Ларину, переезжает с семьей в Москву. Это минусы, но это есть и в профессиональном театре.

«Театр – это всегда праздник»

2019 год был Годом театра. Есть какие-то положительные результаты?

– В этом годы мы сыграли больше спектаклей. Вы даже не представляете, с какой скоростью разбираются билеты, мы еще ни разу не выставляли их на обозрение. 60 играющих людей хотят хотя бы по одному билету взять для своих родных и друзей, а в зале сто мест.

В завершение Года театра хочется отметить, что театр – это не только красивая обложка, а большой труд и все время нужно ради этого от чего-то отказываться, уметь жертвовать личными интересами.

Но, в то же время, театр для ребенка – это и большая радость творчества, праздник, яркие незабываемые впечатления, красочность, динамика. Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.

Количество просмотров: 2692  

Комментарии

Как же повезло детям!
Замечательные ответы Ирины Борисовны! Все в точку! Главное в этом театре- возможность быть самим собой!!!

Добавить комментарий

Target Image