Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка

 
 

Воднева Татьяна Александровна,

учитель английского языка первой квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка

В связи с ухудшением экологической ситуации в мире вопрос экологического воспитания современных школьников становится все более актуальным. Экологическое образование и воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений развития современной педагогической науки. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится ο необходимости формирования уважительного отношения к своему населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Обучающиеся должны осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем.

Следует отметить, что ввиду психологических особенностей, именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования положительного отношения к природе. Именно в этом возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностное восприятие действительности, что приводит к формированию наглядно-образной картины мира, определяющей развитие экологической культуры личности. Младший школьник с интересом овладевает новыми знаниями, познает окружающую действительность и определяет свое отношение к ней. Происходит активное развитие рефлексии, ребенок учится критически оценивать свои действия и поступки с учетом их результата.

Основополагающая роль в формировании экологической культуры личности в начальной школе отводится такому предмету, как окружающий мир. Но мы не можем отрицать также и роль иностранного языка в экологическом образовании школьников. Благодаря своей «полифункциональности», а также структурному и систематическому подходу в преподавании, иностранный язык обладает большим потенциалом в формировании экологического сознания обучающихся. В любых УМК по английскому языку представлены разделы или темы на экологическую тематику. Но центральную роль, конечно же, играет учитель и его педмастерство. Важно уметь дополнять и модифицировать тематику уроков экологической составляющей для формирования правильного отношения к природе и проблемам окружающей среды.

В качестве цели экологического воспитания младших школьников я выделяю формирование ответственного отношения к окружающей среде. Данная цель подразумевает соблюдение морально-правовых принципов природопользования и продвижение идей по его оптимизации, в том числе и активную работу по изучению и защите окружающей среды в своем районе.

Цель экологического воспитания достигается благодаря решению различных задач (образовательных, воспитательных и развивающих). Основные из них: формирование системы знаний об экологических проблемах нашего времени и способах их решения, формирование мотивов, потребностей и привычек экологически приемлемого поведения и деятельности, здорового образа жизни, разработка системы интеллектуальных и практических навыков для изучения, оценки состояния и улучшения характера их местности, развитие стремления к активной природоохранной деятельности.

Последний год я работаю по УМК “Английский в фокусе”. Данный УМК является совместным проектом российского издательства “Просвещение” и британского издательства “Express Publishing”. «Английский в фокусе» для 10 и 11 классов включает в себя материал, рассказывающий об экологических проблемах (Going Green), в отличии от данного УМК для 2-4 классов. В каждом тематическом разделе (Modules) мы можем найти несколько тем экологического характера, реализуя тем самым личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

В рамках изучения английского языка во 2 классе на предмет экологической составляющей мною были выделены следующие темы: My animals, At the circus, It is windy. В 3 классе: Clever animals, We are having a great time, In the park, On Sundays. В 4 классе: Funny animals, Wild about animals, The best of time, Good time ahead, Hello sunshine. Также развитие экологической культуры обучающихся на уроках английского языка можно осуществлять при помощи рифмовок, песен и стихов.

3 класс

Тема урока: In the park

Активная лексика: play soccer/basketball, eat a hot dog, fly a kite, sleep, wear a mac, ride a bike, drink a coke, park.

Новая лексика: candy floss, swing boat, big wheel, swing ride, flying chair, dodgem.

Продолжительность: 40 минут

Авторы: Н. Быкова, М. Поспелова, В. Эванс, Д. Дули (авторы УМК “Spotlight 3” / "Английский в фокусе 3 класс" – учебник для общеобразовательных учреждений; Москва, "Просвещение").

Задачи урока:

– развивать навыки говорения (вести диалог - расспрос; строить монологическое высказывание); развивать речемыслительные и познавательные способности;

– воспитывать культуру общения, формировать бережное отношение к природе и привычки экологически приемлемого поведения.

Планируемые результаты:

Предметные УУД – знать лексические единицы по теме “Досуг”; уметь использовать языковой материал во всех видах речевой деятельности (продуктивной и репродуктивной); формирование и развитие речемыслительных способностей; умение употреблять Present Continuous, говоря о действиях, происходящих в данный момент.

Регулятивные УУД – оценивать собственную учебную деятельность, а также аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД – уметь осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников; уметь извлекать нужную информацию из текста и заданий; осуществлять актуализацию полученных знаний.

Коммуникативные УУД – формировать умения слушать и вступать в диалог; развивать умения взаимодействовать в группе.

Личностные УУД – формировать умения выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с одноклассниками; формировать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Ход урока:

1. Начало урока.

Мотивация учащихся к дальнейшей работе по теме «In the park» (беседа с учащимися).

Teacher: "Good morning! I’m glad to see you. Sit down, please. How are you today?", "Excellent, thank you. Sit down." Pupil: "Good morning! Fine, thanks. And you?" Teacher:" What’s the weather like today?"Pupil:"Today is sunny and warm."

2. Фонетическая зарядка.

Whether the weather is fine,

Or whether the weather is not,

Whether the weather is cold,

Or whether the weather is hot,

We`ll weather the weather,

Whatever the weather,

Whether we like it or not.

3. Целепологание.

Учитель подводит учащихся к высказыванию своего мнения о теме урока, предлагает спланировать свою деятельность. Фронтальная работа с учащимися. Планирование цели урока и собственной деятельности на уроке.

Teacher:" Look at the picture. Where are the children having a good time? Right, in the park. Do you like to walk there? The theme of our lesson is “In the park”. What can you do in the park? What do you want to learn in our class today?" Pupil:" In the park. Talk about free-time activities. Write about a day in the park."

4. Развитие лексических навыков.

Учитель активизирует внимание учащихся на лексике урока (проверка домашнего задания). Teacher:" Let’s remember our words. Take one card, look at the picture and choose the right word."Учащиеся работают в парах, соотносят картинки и карточки со словами, помимо активной лексики (play soccer/basketball, eat a hot dog, fly a kite, sleep, wear a mac, ride a bike, drink a coke, park) на карточках присутствует лексика на экологическую тематику (wastes, air/water pollution, to use filters, to recycle, collect litter, to plant trees, birds feeder...).

5. Развитие грамматических навыков.

Учитель создает условия для обобщения и повторения настоящего длительного времени. Контроль индивидуальных монологических высказываний.

Teacher:"We use be+verb+ing. Look at the screen. What are the children doing?

 (P 110 Ex 1,2)" Учащиеся выполняют упражнения из учебника, вставляют в пропуски глаголы в правильной форме.Pupil:" Ben is jumping…"

6. Закрепление грамматических навыков.

Все учащиеся делятся на 4 команды. Ребятам необходимо построить предложения в настоящем длительном времени, используя лексику, данную ранее (wastes, air/water pollution, to use filters, to recycle, collect litter, to plant trees, birds feeder...). Затем, обсудив варианты дав оценочные суждения по поводу содержания данных предложений, учащиеся выписывают наиболее удачные варианты на листочки. На доске учитель вывешивает образ дерева, на которое необходимо прикрепить листву. Если суждения носят положительный характер (Ex; People are planting trees in the park now.), данного вида предложения пишутся на листах зеленого цвета. Если же суждения носят негативный характер (Ex: People are polluting water now), то на листочках красного цвета. Подводя итог, каждый может дать оценочную характеристику тем, или иным поступкам людей по отношению к окружающей среде.

Teacher: “Let’s play! We need four teams. I’ll give you cards with names. You should read names and go to your team. Make up sentences in each team.”

В результате обмена мнениями, учащиеся пришли к выводу, что у каждого учащегося своя шкала ценностей. Оценка одного и того же поступка может существенно различаться у различных учащийся, но также есть морально-этические нормы, обязательные для всех.

7. Физкультминутка.

Teacher:" Now let’s have a rest! Watch video, then read the sentences and keep moving."Учащиеся выполняют разминку "Touch your nose…"

8. Развитие навыков чтения с полным пониманием текста.

1) Учитель активизирует внимание учащихся на активной лексике урока P 111 Ex3.

Teacher:" Look at this picture! This is Kings Park. What are the children doing?"

Pupil: "They are riding a bike, painting their faces, playing..."

2) Затем учащиеся читают вопросы после текста, следует убедиться, что дети поняли вопросы.

Teacher:" Read the text and answer the questions."

Ученики читают текст про себя, затем вслух и отвечают на вопросы.

3) Teacher:"What are you doing in the park now? What do you know about the rules of conduct in the park?"  Можно еще раз сконцентрировать внимание учащихся на правилах поведения в общественных местах, на привычках экологически приемлемого поведения; еще раз вернуться к плакату и внести поправки.

9. Рефлексия.

Учитель организует рефлексию деятельности, предлагает обсудить, что обучающиеся научились делать на уроке. Учащиеся же приобретают навык рефлексии результатов собственной деятельности, учатся давать аргументированную оценку поступкам своих одноклассников.

Teacher:" Take your progress report card and fill in. What did you learn in class today? What do you know about the rules of conduct in the park?"

Pupil:" I can talk about things happening now. I can talk about free-time activities. I can talk about the rules of my conduct»

10. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Teacher: Take your diary and write down your homework P111 Ex4.

Учащиеся должны написать рассказ о своей семье или друзьях, гуляющих в парке, нарисовать рисунок. В качестве примера можно использовать текст из Ex 3. Можно устно проговорить то, что ребята будут писать.

11. Подведение итогов.

Teacher: The marks for the lesson are …The lesson is over. Goodbye.

Учитель также просит детей выразить свое отношение к уроку, подняв соответствующую карточку.

Воспитание у детей ответственного отношения к природе – достаточно длительный и трудоемкий процесс. Формирование экологической культуры личности младшего школьника складывается на основе взаимодействия ребенка под руководством взрослого с окружающей средой, его ценностной оценки своего отношения к ней. Именно в данный период ребенок начинает активно овладевать рефлексией – способностью анализировать и оценивать свои действия, отражающиеся на его экологическом поведении. Младшие школьники достаточно эмоциональны и отзывчивы. Ключевая роль в процессе формирования экологического сознания обучающихся отводится учителю. Ввиду отсутствия в УМК для начальной школы специализированных разделов на экологическую тематику учителю важно уметь модифицировать и структурировать свои уроки, добавляя экологическую составляющую.

Литература

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. URL: http://fgosreestr.ru.

2. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования. М., 1990. 139 с.

3. http://www.youtube.com/watch?v=jCw3ZDKH6jU.

Количество просмотров: 6641  

Добавить комментарий

Target Image
1. Экологическая тропа «Зверобой» – маршрут экологического образования и воспитания
2. Развитие экологического мышления на уроках английского языка
3. От экологии природы к экологии души
4. Реализация общешкольного проекта «ПРО движение» как средство развития гибких компетенций у школьников в условиях внеурочной деятельности
5. Развитие экологической культуры личности в современном образовательном учреждении
6. Исследовательский проект в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников
7. Экскурсионная деятельность как средство развития коммуникативных навыков
8. Экологические акции как форма работы над развитием экологической культуры младших школьников. Из опыта работы учителей начальной школы
9. Формирование экологической культуры младших школьников
10. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка
11. Встречаем юбилей Победы
12. Элементы формирующего оценивания на уроках математики
13. Формирование экологической культуры у детей с нарушением слуха
14. Социальное партнёрство как инструмент социализации личности ребенка
15. Воспитание экологической культуры на уроках математики в коррекционной школе
16. Развитие экологической культуры обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и развития речи
17. Использование игровых технологий на уроках математики в средней и старшей школе
18. Работа с текстом на уроках русского языка в малокомплектной школе
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы