Исследовательский проект в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников

 
 

Никитина Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» 

 

Исследовательский проект в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников

Одним из направлений реализации программы воспитания и социализации в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования является экологическое образование. Главная задача экологического образования младших школьников – формирование экологической культуры ребенка, человека нового типа с новым мышлением, который будет способен осознавать последствие неправомерных действий по отношению к окружающей среде, умеющего предотвращать их, владеющего общепринятыми правилами поведения в природе и обществе. Нередко, из-за отсутствия знаний, ребята не могут выбрать правильную линию поведения.

В начальной школе есть возможность формировать экологическое сознание на всех уроках. На уроках математики – составляем и решаем задачи на экологические темы. На уроках литературного чтения, знакомясь с разными произведениями, можем проследить взаимоотношения растений и животных с окружающей средой. Экологическая направленность уроков русского языка возможна через привлечение в качестве дидактического материала текстов, которые содержат экологическую тематику, а также через нестандартные уроки, например, урок по развитию речи «Поэты и писатели о природе родного края». На уроках рисования знакомлю обучающихся с творчеством великих русских художников, учу видеть прекрасное и передавать положительные эмоции и чувства в своих творческих работах. Приоритет в формировании экологического сознания принадлежит урокам окружающего мира. Курс изучения окружающего мира по программе А.А. Плешакова направлен на воспитание ответственного отношения к окружающей среде, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

Каждый учебный предмет вносит свою лепту в реализацию задач экологического воспитания обучающихся, но эти задачи не являются главными для математики, русского языка и других предметов. Формировать экологическое сознание, правильное отношение к природе, основанное на тесной связи человека с природой можно во внеурочной деятельности, проводя экологические акции, классные часы, экскурсии, экологические праздники, творческие и интеллектуальные конкурсы, проекты.

Особое место отводится экологически ориентированным исследовательским проектам. Доказано, что самые прочные знания приобретаются в ходе включения обучающегося в практическую деятельность и имеют творческую направленность. Обучающиеся младших классов с большим интересом участвуют в такой работе. Ребята самостоятельно выбирают тему, ставят цели и задачи, выдвигают гипотезу, составляют план действия, обобщают и анализируют свои результаты. Важно помочь ребенку правильно выбрать экологическую тему с точки зрения доступности; определить цель, достижение которой возможно при определенных имеющихся условиях.

В этом учебном году моя ученица, Кондрашкина Арина, рассказала мне о том, что сбылась ее мечта: мама купила ей формикарий и колонию муравьев. Арина поделилась: «Каждый раз, когда я видела в лесу, во дворе муравьев, мне очень хотелось узнать, как живет муравьиная семья.  Но как можно заглянуть в муравейник, не разрушив его?» Альтернативным решением стало приобретение формикария. Так началась работа над проектом «Муравьи – жнецы. Жизнь в домашних условиях». Вместе с родителями мы обсудили этапы исследовательской деятельности и приступили к работе. Роль учителя – направлять работу, родителей – стимулировать и проявлять интерес, ребенка – последовательно выполнять работу.

Работая над проектом, Арина не только узнавала много интересных фактов из жизни муравьев, но и, придя в класс, рассказывала своим одноклассникам об этом, тем самым пробуждая их познавательную активность, например: муравьи появились около 100 миллионов лет назад и жили вместе с динозаврами (Ребята задумались, некоторые пробовали находить признаки того времени.); ученые считают, что муравей может поднимать вес в 5000 раз тяжелее его самого (Ребята принялись считать, имея такую способность, сколько смогли бы поднять они? Оказалось, если вес четвероклассника 40 кг, то он смог бы поднять 200 тонн) и многое другое. Ребята с удовольствием обсуждали интересную информацию, возник неподдельный интерес к этим насекомым. Таким образом, в данный проект были вовлечены все девочки и мальчики нашего класса. Эксперименты и наблюдения за повседневной жизнью муравьиной семьи дают представление о том, что это не бездушные насекомые, а семья, в которой есть глава – муравьиная матка – королева; рабочие муравьи ремонтируют и укрепляют муравейник, ухаживают за яйцами, куколками, заготавливают пищу; муравьи-стражники выполняют защитные функции, охраняют входы и уничтожают чужаков. Все это Арина показала ребятам, сделав многочисленные фотографии и видеоролики самых ярких моментов. Очень интересным для ребят был видеофрагмент о появлении в муравьином доме чужака-гусеницы. Муравьи отважно защищали королеву от незваного гостя. Ребята сделали неожиданный вывод: муравьи своим поведением во многом похожи на людей! Они заботятся о маме – муравьиной матке, лечат больных муравьев, зализывая им раны, не едят своих собратьев, защищаются от врагов и очень чистоплотны.

Хочу отметить, что девочка, работая над проектом, проявила высокую активность и личную заинтересованность. Прежде чем начать экспериментировать, Арина изучила большой объем литературы по своей теме. Однажды она сказала: «Чем больше я читаю о муравьях, тем больше мне хочется о них заботиться». Следовательно, роль литературы также очень важна в воспитании экологической ответственности. Большую поддержку Арина получала со стороны семьи. Мама и сестра всячески поддерживали интерес и помогали проводить грамотное исследование. Таким образом, члены семьи участвуют в экологическом воспитании, заодно и сами воспитываются. Работа над проектом заняла несколько месяцев. В классе Арина первая стала «фермером». Сейчас формикарии имеют почти все ребята нашего класса. Теперь уже все вместе они обсуждают возникшие проблемы и пути их решения, продолжают экспериментировать, обмениваются информацией, фото, видео. Свой проект Арина представила на школьной научно-практической конференции и районном конкурсе исследовательских работ «Мое первое исследование», где также заинтересовала многих ребят. Буклет «Памятка для начинающего фермера», созданный на основе собственных наблюдений и экспериментов, в дополнение к основной инструкции, имел большую популярность.

Может быть, глобального осознания того, что каждое существо очень важно для сохранения жизни на Земле, не произошло, но я уверена, что данный проект вызвал шквал позитивных положительных эмоций, способствовал воспитанию таких нравственных, духовных и волевых качеств, как ответственность и забота, дружба и взаимопомощь, доверие, настойчивость, выдержка. Могу надеяться, что встретив в лесу муравейник, мои ученики не станут его разрушать и не позволят сделать это другим!

 

В результате работы над проектом ребенок приобретает свой опыт по взаимодействию с окружающим миром, природой; реализует теоретические знания в практическом применении; удовлетворяет потребность в самореализации, творческом самовыражении; процесс обучения выходит в окружающий мир, в природу. Таким образом, метод исследовательских проектов открывает много возможностей для воспитания экологически грамотной личности.

Опыт показывает, что начальной школе можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим, для этого необходимо, чтобы не только урочная, но и внеклассная деятельность осуществлялись систематически.

Количество просмотров: 6620  

Добавить комментарий

Target Image
1. Экологическая тропа «Зверобой» – маршрут экологического образования и воспитания
2. Развитие экологического мышления на уроках английского языка
3. От экологии природы к экологии души
4. Реализация общешкольного проекта «ПРО движение» как средство развития гибких компетенций у школьников в условиях внеурочной деятельности
5. Развитие экологической культуры личности в современном образовательном учреждении
6. Исследовательский проект в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников
7. Экскурсионная деятельность как средство развития коммуникативных навыков
8. Экологические акции как форма работы над развитием экологической культуры младших школьников. Из опыта работы учителей начальной школы
9. Формирование экологической культуры младших школьников
10. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка
11. Встречаем юбилей Победы
12. Элементы формирующего оценивания на уроках математики
13. Формирование экологической культуры у детей с нарушением слуха
14. Социальное партнёрство как инструмент социализации личности ребенка
15. Воспитание экологической культуры на уроках математики в коррекционной школе
16. Развитие экологической культуры обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и развития речи
17. Использование игровых технологий на уроках математики в средней и старшей школе
18. Работа с текстом на уроках русского языка в малокомплектной школе
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы