От экологии природы к экологии души

 
 

Тушина Ирина Николаевна,

заместитель директора по воспитательной работе

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

От экологии природы к экологии души

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

Слова знаменитой песни «С чего начинается Родина», принадлежащие М. Матусовскому, стали своеобразным поэтическим выражением любви к своему Отечеству, родному краю. Сегодня проблемы экологии в России являются объектом пристального внимания со стороны государства и ученых.

Одним из основных направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 является экологическое воспитание, которое включает:

– развитие у детей и их родителей экологической культуры;

– бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

– воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Начиная с первого класса, в гимназии ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся.

В гимназии созданы условия для воспитания у учащихся экологической культуры, экологически целесообразного поведения через следующие формы работы:

– проведение тематических классных часов, бесед, КТД;

– конкурс плакатов и рисунков «Мы в ответе за нашу планету»;

– уборка территории, субботники;

– помощь бездомным животным (устройство животных в приюты, поиск для животных новых хозяев);

– сбор макулатуры,

– изготовление скворечников,

– подкормка птиц в зимний период;

– образовательный модуль «Ландшафтное проектирование».

Ежегодно в сентябре в гимназии проходит праздник осени, где ребята совместно с родителями показывают свои творения из природного материала. На празднике проводится конкурс выставки овощей-гигантов «Дары осени». Ребята приносят самые большие овощи, которые они вырастили в своем огороде. На конкурс творческого мастерства «Мой подарок» дети приносили поделки из овощей и природного материала. Члены Детского парламента для начальной школы проводят интерактивную игру.

В гимназии существует программа по озеленению помещений и пришкольной территории. На каждом этаже зеленый уголок, а на четвертом – зимний сад. Малыши рыхлят землю, учатся поливать растения. Старшие школьники укореняют черенки, пересаживают растения. На практике узнают много интересного о жизни растений в их естественной среде, а также об их особенностях.

29 октября 2015 года Президент подписал указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Одно из направлений данного движения – «Гражданская активность», где подчеркивается важность включения детей в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики.

В МАОУ «Гимназия № 15» в рамках деятельности ученического самоуправления действует волонтерский отряд «Бумеранг», который является организатором многих мероприятий. Для улучшения эстетического пространства образовательного учреждения, его рационального использования ребята-волонтеры проводят субботники, организуют участие детей в неделе добровольчества.

 

А акция «Добрые крышечки» и участие в экологическом проекте стала доброй традицией гимназии. В течение многих лет гимназия становится победителем по сбору макулатуры в Дзержинском районе.

 

Этим летом в Дзержинском районе был объявлен смотр-конкурс «Территория радости». Проводился конкурс с целью улучшения эстетического пространства образовательных учреждений, его рационального использования, с целью создания благоприятных условий пребывания детей и взрослых в образовательном учреждении.

Наша гимназия приняла активное участие и реализовала свой проект «Территория радости». За дело взялись всем коллективом: и дети, и взрослые. Оценив обстановку, решили сначала прополоть участок от сорняков и хорошо полить растения. А дальше пришлось вызывать на помощь биологов и химиков, которые быстро определили, где какое растение, как расположены дорожки в летнем саду, составили ландшафт участка. Но ведь растения в саду надо подписать, каждому дать своё название. Вот так рождалась энциклопедия растений пришкольного участка. Так определился первый объект – это был «Летний сад» или «Дендрарий».

Следующий объект назывался «Овальная столовая для птиц». Выбрали место, развесили кормушки, подписали названия пернатых, насыпали корм для птиц. Даже скворечник повесили. С радостью смотрим, как по цветным дорожкам гуляют дети, играют с камешками, как в «Летний сад» заходят пожилые люди и читают нашу энциклопедию.

Работа по экологическому воспитанию не прекращается и в летний период. Среди мероприятий, которые проходят в летнем лагере, обязательно отмечается Всемирный день охраны природы (5 июня), в сетке мероприятий литературный час «Берегите природу», игры по произведениям В. Бианки, конкурс на лучший летний букет.

Еще один аспект экологического воспитания – экологические экскурсии и исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. Экологический отряд, созданный в гимназии под руководством учителя географии Бусыгиной Л.Н., создает экологические и туристические маршруты и реализует программу по охране объектов НСО совместно с доцентом кафедры агроэкономики НГАУ Рыбаковой К.Н.

«Экология, – сказал однажды кто-то из учеников, – это когда люди улыбаются». А если так, то подарить людям улыбку – значит увеличить в окружающем мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать ещё один шаг к гармонии на Земле.

Количество просмотров: 8409  

Добавить комментарий

Target Image
1. Экологическая тропа «Зверобой» – маршрут экологического образования и воспитания
2. Развитие экологического мышления на уроках английского языка
3. От экологии природы к экологии души
4. Реализация общешкольного проекта «ПРО движение» как средство развития гибких компетенций у школьников в условиях внеурочной деятельности
5. Развитие экологической культуры личности в современном образовательном учреждении
6. Исследовательский проект в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников
7. Экскурсионная деятельность как средство развития коммуникативных навыков
8. Экологические акции как форма работы над развитием экологической культуры младших школьников. Из опыта работы учителей начальной школы
9. Формирование экологической культуры младших школьников
10. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы на уроках английского языка
11. Встречаем юбилей Победы
12. Элементы формирующего оценивания на уроках математики
13. Формирование экологической культуры у детей с нарушением слуха
14. Социальное партнёрство как инструмент социализации личности ребенка
15. Воспитание экологической культуры на уроках математики в коррекционной школе
16. Развитие экологической культуры обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка и развития речи
17. Использование игровых технологий на уроках математики в средней и старшей школе
18. Работа с текстом на уроках русского языка в малокомплектной школе
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы