Дополнительное – не значит необязательное

 
 

Савинских Дарина Дмитриевна,

менеджер центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

«Созвездие» г. Новосибирска

 

Дополнительное – не значит необязательное

Одна из подростковых задач – суметь правильно определить свое место в жизни, ответить на вопросы «какой я?» и «кто я в этом мире?». Детям, растущим в кровных семьях, намного проще, они на подсознательном уровне формируют идентичность, исходя из советов и личного опыта своих родителей. А что же делать тем, кто буквально с рождения оказался в стенах сиротского учреждения?! На какие ориентиры им опираться, с кого брать пример?

По мере вхождения в «переходный возраст» проблема усугубляется. Как два бурлящих потока воды в реке, две составляющие взросления неизбежно накладываются одна на другую – глубокие внутренние переживания и физическое взросление организма. Именно в это непростое время подросток переосмысливает сложившиеся взаимоотношения со сверстниками, родственниками и даже с самим собой. Он кардинально пересматривает все свои убеждения относительно жизненных ценностей, колеблется между принятыми обществом устоями и открытием чего-то нового, неизведанного, зачастую запретного.

Вдвойне сложно грамотно «держать удар» родителям приемных детей, стремительно приближающихся к подростковому возрасту или уже достигших этой «отправной точки». Каждый приемный родитель должен понимать, что подросток, невзирая на всю свою напускную самостоятельность и решительность, прежде всего, не до конца сформировавшийся индивидуум, ранимый и беззащитный. И не секрет, что такая не определившаяся личность, желающая как можно скорее повзрослеть, склонна к непостоянству, а интересы ее меняются в зависимости от обстоятельств. Она страстно жаждет свободы и одновременно с этим не умеет ей грамотно распорядиться.

Одним из вариантов сглаживания и максимального обезболивания процессов данного периода является умение родителей вовремя направить подростка в нужное, правильное русло. Хорошим подспорьем в этом могут послужить учреждения дополнительного образования, наверняка имеющиеся в любом городе, деревне или селе.

Форма собственности (частная или государственная) значения не имеет. Дома культуры и детского творчества, многочисленные кружки по интересам (от кулинарного до технического), спортивные секции и клубы, вожатские лагеря и объединения по интересам, модельные агентства, театральные студии… Вариантов масса: всех и не перечесть. Главное – суметь «прочувствовать» свое дитя, предоставить ему полную свободу выбора. Разглядеть именно его интересы и, возможно, уже зародившийся, но еще не полностью раскрывшийся талант.

Большую ошибку совершают родители, стремящиеся воплотить в приемном сыне или дочери свои нереализованные мечты и загубленные в молодости амбиции. В таком случае подросток вероятнее бросит спортивную секцию, в которую его привели «по умолчанию» и встанет к мольберту или неожиданно для всех начнет вышивать крестиком.

Так как же помочь ему разобраться в самом себе, не навредив при этом? Родителям необходимо правильно выстроить первичный диалог так, чтобы все важные сферы жизни молодого человека были рассмотрены как с позиции взрослого, так и с его собственной. Ведь умение идти на компромисс, договариваться и обсуждать до, а не после еще никому не навредило.

Подросток активный, ни секунду не сидит на месте, все время бегает, прыгает и стремится влезть в неприятности? Можно попробовать отвести его туда, где он сумеет дать своей энергии безопасный выход, например, в секцию футбола, хоккея, различных боевых искусств... Тихий, застенчивый и боится демонстрировать себя на публике? Не стоит насильно отправлять его в кружки, где формирование собственного «я» через творчество стоит на первом месте – на курсы актерского мастерства или в студию вокала.

В большинстве случаев ребята с подобным психотипом вопреки ожиданиям родителей могут еще сильнее «зажаться» и уйти в себя, а необходимость показываться перед обществом вызовет лишь чувство униженности, разовьют агрессию. Неудивительно, если в подобной ситуации начнется прогуливание и избегание занятий под любым предлогом. Для личностей с таким складом характера подойдут более пассивные, не требующие яркого самовыражения дела – кружок по плетению макраме, студия ИЗО или лепки, получившее большую популярность в наше время рисование песком.

Целесообразно будет поинтересоваться, где занимаются школьные товарищи или друзья «по двору». Ведь вашему подопечному будет намного комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения. А вот если отношения со сверстниками не складываются, то, возможно, проведение досуга на нейтральной территории поможет их наладить.

Однако будьте осторожны, если ваш сын или дочь серьезно не ладит с одноклассниками, не стоит записывать его туда же, где занимаются его недруги. Конфликт рискует «переселится» вместе с ним, и посещение кружка станет не удовольствием, а наказанием. В таком разе лучше начать все с чистого листа в надежде, что в новом коллективе ему повезет больше?

Близость места дополнительного образования к дому или школе тоже немаловажный фактор. Посещение пусть даже самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли станет хорошей идеей. Ведь дорога туда и обратно неизбежно займет слишком много времени и покажется крайне утомительной.

С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую обойдется подобное развитие. Выбирайте то, что вы действительно сможете оплатить. Пусть даже сами занятия окажутся бесплатными, но важно заранее узнать, что придется приобрести дополнительно. Ведь в зависимости от рода деятельности стоимость хотя бы формы одежды может кардинально отличаться. Одно дело недешевая хоккейная экипировка или сшитые на заказ костюмы для бальных танцев, и совсем другое – ситцевый фартучек и косынка для обучения кройке и шитью.

Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от сына или дочери начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускались занятия, чтоб присутствовало старание, чтоб имелись более-менее ощутимые результаты. Иначе за что вы отдаете такие деньги?! А ведь на самом деле подобное «удовольствие» должно, в первую очередь, приносить радость и чувство самоудовлетворения. Не стоит особо полагаться на постулат «высокая стоимость – соответствующе качество». Далеко не всегда бывает именно так.

Когда определиться с родом деятельности уже удалось, есть смысл провести «разведку на местности». Придя в выбранное учреждение, можно пообщаться с педагогом. Нелишними будут отзывы родителей и ребят, которые там уже занимаются. Представится возможность – осмотритесь: уютная ли атмосфера вокруг, есть ли все необходимое. Подвернется случай – сходите на пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. По окончании обязательно обменяйтесь друг с другом впечатлениями: понравился ли руководитель, другие ребята, сам процесс. В случае наличия положительных эмоций, пора подумать о том, чтобы остановить свой выбор.

Необходимо ясно дать понять юному члену семьи, что кружок – это то, чего в принципе он может лишиться при отклонении в поведении или обучении. Один раз в самом начале однозначно и категорично объяснить правила, а припоминать их при любой мелочи не стоит: можно использовать эту своего рода договоренность только в важных случаях. Не исключено и прямо противоположное: дополнительные занятия – это возможность отвлечь от бесцельного, а то и опасного времяпрепровождения. В таком случае наказывать их лишением точно нельзя.

Заранее избавьтесь от иллюзий. Ведь, несмотря на стремительное физическое взросление, подросток не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий приемным родителям всегда придется быть в курсе его дел. Если уж он «забудет», скажем, свое расписание – напомнить; а еще лучше записать его и разместить где-то на видном месте.

Следует быть готовым к ситуациям, когда придется буквально уговаривать пойти на занятия даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если существует твердая уверенность, что нежелание идти связано с сиюминутным настроением, а не является давно принятым решением.

Какой бы выбор в конечном итоге подросток не сделал (с увлечением отдаться хобби, или проводить досуг, качая ногой на любимом диване), стоит помнить о том, что все мы индивидуальны и имеем право на свои собственные маленькие удачи и ошибки…

Количество просмотров: 1445  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
8. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
9. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
10. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
11. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
12. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Жить, не выгорая изнутри ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
18. Время взрослеть ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
19. Почему дети лгут? ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Любовь не PRO отметки ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы