Способы и инструменты организации продуктивного учебного диалога при дистанционном обучении младших школьников

 
 

Осинцева Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Способы и инструменты организации продуктивного учебного диалога при дистанционном обучении младших школьников

Сложившаяся на современном этапе развития общества эпидемиологическая ситуация актуализировала проблему эффективной организации дистанционного обучения. Особенно этот вопрос важен для педагогов уровня начального общего образования, ведь дети 1-4 классов не имеют достаточного уровня ИКТ-компетентности, но при этом остро нуждаются в деятельностном и разнообразном уроке, взаимодействии с одноклассниками и учителем, обратной связи и формирующем оценивании, ресурсном диалоге.

К сожалению, практика четвёртой четверти 2019-2020 учебного года показала, что многие учителя не готовы к реализации системно-деятельностного подхода в дистанционном формате. Результаты анкетирования, проведенного посредством Google-форм в школах Новосибирска и области, показывают обеспокоенность педагогов не только уровнем достижения обучающимися в процессе дистанционного образования предметных результатов (73 % опрошенных), но и метапредметных (в наибольшей степени – коммуникативных, 65% опрошенных). Таким образом, сегодня нам представляется важным систематизировать и обобщить как негативный, так и положительный опыт организации синхронной и асинхронной коммуникации в процессе дистанционного образования. Необходимо выявить наиболее эффективные способы и инструменты организации продуктивного учебного диалога при дистанционном обучении младших школьников, поскольку именно грамотно организованный учебный диалог позволит как скорректировать достижение предметных результатов обучающимися, так и повысить уровень положительной динамики в освоении ими коммуникативных универсальных учебных действий и умения работать с людьми (универсального надпрофессионального навыка XXI века).

В начальной школе МАОУ «Лицей № 9» города Новосибирска дистанционное обучение апробируется в течение шести лет. Ответом на запрос родителей (законных представителей) обучающихся об организации пятидневной присутственной учебной недели при сохранении лицейского повышенного уровня образования стала реализация курсов «Занимательная математика» и «За страницами учебника русского языка» с 2015 года в среде Moodle.

На первом этапе (2015-2017 гг.) асинхронное дистанционное обучение во 2-4 классах характеризовалось низким уровнем диалогичности. Формирование предметных результатов и познавательных УУД достигалось в большей степени посредством статических ресурсов курса: «файл», «книга», «страница», «папка» и «гиперссылка». Формирование регулятивных УУД – посредством самостоятельной работы с алгоритмом (ресурс курса «пояснение»). Формирование коммуникативных УУД и диагностика достижения результатов обеспечивались интерактивным элементом «задание».

Достижениями этого этапа можно считать:

– формирование умения педагогов создавать новый курс и занятия внутри него;

– развитие умения педагогов подбирать формирующие и диагностирующие задания, соответствующие возрасту и интересам обучающихся, представлять подобранный материал в виде оптимальных ресурсов и элементов курса внутри каждого занятия;

– развитие умения педагогов обеспечивать занятия необходимой навигацией и пояснениями;

– формирование умения обучающихся ориентироваться в организации занятий в среде Moodle;

– развитие умения детей самостоятельно обучаться посредством работы с различными ресурсами и элементами курса;

– развитие умения детей работать в Word (скачивание файла «задание», его изменение и сохранение, отгрузка выполненного задания в Moodle).

Основными проблемами на этом этапе являлись большой объем ручной проверки заданий для учителя, затруднение в работе с Word для обучающихся (как следствие – распечатанные файлы и выполнение заданий на бумажном носителе).

На втором этапе (2017-2019 гг.) при создании курсов педагоги делали акцент на снижении объемов ручной проверки, автоматизацию оценочных процедур. Так главной формой диагностики стал элемент курса «тест» (к 2019 году «тесты» практически полностью заменили собой «задания»). Этот факт решил и проблему обучающихся, связанную с затруднениями самостоятельной работы в текстовом редакторе, теперь 100% детей 2 – 4 класса имели возможность обучаться дистанционно без помощи родителей. Если в 2017-2018 учебном году тесты были достаточно однообразны (педагоги пользовались в основном типами вопросов «верно/неверно», «множественный выбор» и «короткий ответ»), то в 2018-2019 году увеличилось количество тестов с типами вопросов «вложенные ответы», «выбор пропущенных слов», «на соответствие», «перетаскивание в текст», «перетаскивание маркеров», «перетащить на изображение», «числовой ответ», что сделало тесты интереснее для ребят и диагностичнее для учителей.

Повышение уровня диалогичности курсов решалось активным включением в занятия элементов курсов «опрос» и «форум». Модуль опроса позволил учителям задать один вопрос и предложить широкий выбор возможных ответов. Результаты помогали педагогам получить быструю обратную связь относительно понимания предметного материала, выявить спектр версий, трудностей и успехов класса, определить дальнейшее направление изучения темы или момент перехода на новую.

Модуль «форум» дал возможность обсуждать учебные проблемы в асинхронном режиме, позволил каждому обучающемуся выразить своё мнение относительно обсуждаемого вопроса. Важно, что этот элемент курса позволил комментировать ответы детей не только педагогу, но и одноклассникам. Также «форум» показал свою эффективность в сопровождении отстающих и опережающих обучающихся (для них была выстроена индивидуальная система работы).

Таким образом, достижениями данного этапа апробации дистанционного обучения в МАОУ «Лицей № 9» можно считать снижение времени, затраченного педагогом на проверку диагностических заданий посредством перехода на автоматизированный вариант проверки и повышение уровня диалогичности курсов посредством включения возможности установления «горизонтальных» связей между детьми в процессе обучения. Кроме того, важным результатом доработки существующих курсов на данном этапе стало их единообразное оформление (цвета, размер и тип шрифта, отступы, оформление иллюстративного материала).

На третьем этапе (2019-2020 гг.) внимание педагогов начальной школы лицея изначально было направлено на повышение диалогичности курсов (постепенно вводились в структуру занятий элементы «вики», «база данных», «семинар») и на разработку новых тематических блоков (сопровождение курсов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»).

В марте 2020 года, в связи с вызванной Covid-19 необходимостью полного перехода на дистанционный и электронный формат обучения, появились новые направления работы. Учителя начальной школы активно участвовали в обучающих семинарах для педагогов 5-11 классов по проблеме создания курсов в среде Moodle, осваивали способы синхронного взаимодействия с учениками, разрабатывали и апробировали асинхронные курсы по всем предметам.

Результаты годовых контрольных работ, в том числе – метапредметных, проведенных в мае 2020 года, и ВПР 5 классов, проведенных в 2020-2021 учебном году, показывают эффективность спроектированной на уровне начального общего образования МАОУ «Лицей № 9» системы дистанционного образования. Этот факт позволяет нам предложить коллегам рекомендации по организации продуктивного учебного диалога в процессе дистанционного обучения младших школьников.

Взаимодействие между учителем и обучающимися в онлайн-формате уместно делить на синхронное и асинхронное. Освоение нового происходит эффективнее, если педагог применяет модель «перевернутый класс»: на первом уроке по теме (асинхронном) детям предлагается познакомиться с теоретическим материалом на платформе Moodle, где в конце занятия организована обратная связь, на втором (синхронном) уроке в формате видеоконференции рассматриваются все проблемные моменты, обсуждаются способы практического применения новых знаний. Отработка может происходить на третьем и четвертом уроке как синхронно, так и асинхронно (исходя из возможностей учителя и обучающихся). Полезен «форум» с вопросами по прохождению занятий в «шапке курса» с возможностью ответов как учителя, так и детей.

Для обеспечения продуктивности учебного диалога в синхронном взаимодействии (Zoom) свою эффективность продемонстрировали использование чата для получения мгновенной обратной связи, «доски сообщений» для наглядной фиксации версий и способов решения, деление на сессионные залы для групповой и парной работы, использование доски Miro и совместное составление интеллект-карт, привлечение функции «реакции» для развития «горизонтальных» невербальных связей.

Для обеспечения продуктивности учебного диалога при асинхронном взаимодействии (Moodle) свою эффективность продемонстрировало активное использование интерактивных элементов. Помимо описанных на предыдущем этапе модулей («опрос» и «форум»), мы рекомендуем включать в занятие элементы «вики», «семинар» и «база данных».

Элемент «вики» (совместный) эффективно использовался для разработки коллективных проектов, их планирования. На уроке литературного чтения обучающиеся совместно создавали, например, книгу творческих подражаний. В подражаниях стихотворным произведениям каждый ребёнок дописывал собственную строфу, в подражании прозаическим – главу или отрывок определенной структуры. На уроках русского языка и математики элемент «вики» (индивидуальный) использовался как «Справочник любимых ошибок», с его помощью организовывалась рефлексия собственного учебного опыта, планировалась индивидуальная траектория продвижения ребенка в материале. Использование «вики» в учебном курсе можно рекомендовать с 3-4 класса.

Модуль «семинар» даёт возможность представлять работу в различных форматах файлов и оценивать её не только учителю, но и одноклассникам. Материалы оцениваются с использованием нескольких критериев формы оценки, заданной педагогом. Понимание формы оценки и критериев может быть осуществлено заранее на простых примерах. Такая форма работы прекрасно подходит для представления заданий по окружающему миру, изобразительному искусству и технологии. Использование «семинаров» в учебных курсах можно рекомендовать уже со 2 класса.

При помощи модуля «база данных» была организована работа над внеклассным чтением, обучающиеся формировали общий «Читательский дневник» в формате, заданном педагогом. Также этот элемент курса показал свою эффективность в словарной работе (совместное составление «Толкового словаря» и рецензирование словарных статей). Использование «базы данных» в учебном курсе можно рекомендовать с 3-4 класса.

Повышать продуктивность и диалогичность курсов для первоклассников мы рекомендуем при помощи «опроса», «форума» и Гугл-документов, встроенных в занятие через «гиперссылку». Также ребята 1 класса самостоятельно справляются с «тестами».

Помимо цифровых инструментов необходимо отметить ключевую роль организации и подбора материала для продуктивности учебного диалога. Материал, предлагаемый учителем для обсуждения, должен содержать ресурс нескольких версий его прочтения, способов понимания или решения. В процессе диалога нужно уделять внимание формулированию позиций учеников, их аргументации. Важно учить ребят в процессе обсуждения версий углублять их и приходить к новому решению, объединяющему всё рациональное, что содержалось в их изначальных позициях.

Апробация предложенной системы работы в МАОУ «Лицей № 9» позволяет судить о её положительном эффекте на сформированность не только предметных результатов освоения ООП НОО, но и на развитие продуктивной диалогической позиции ученика. На данный момент, несмотря на перенос обучения в привычный очный режим, важно продолжать исследование особенностей организации учебного диалога в электронном и дистанционном обучении, поскольку очевидно, что новый формат привнёс в образовательный процесс не только ряд затруднений, но и существенные приращения, которые не должны быть утеряны.

Список используемых источников

1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/ download/2752 (дата обращения 20.02.2021).

2. Молокова А.В. Современные нормативные требования к ИКТ-компететности педагога и возможности их реализации // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2016. – № 1 (11).

3. Молокова А. В., Лукашенко Н. С. Дистанционные технологии и электронное обучение // Математика. – 2020. – № 4.

4. Осинцева Т.В. Особенности организации учебного диалога в процессе дистанционного и электронного обучения младших школьников // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность. Онлайн: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 18‒19 июня 2020 года) / сост. Н. И. Шевченко. – М.: МГПУ, 2020. – 306 с.

Количество просмотров: 3798  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы