Школьный музей: создаем историю вместе

 
 

Семкина Елена Ивановна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 197 г. Новосибирска

 

Школьный музей: создаем историю вместе

Вхожу в музей. Здесь торжественно и тихо. Здесь живет история. История школы: здесь перед нами раскрывается судьба учеников и учителей школы № 197 Дзержинского района города Новосибирска. Школа ещё так молода, ведь 15 сентября 2019 года она отпраздновала свой 30-летний юбилей. Именно в это время я и стала руководителем школьного музея. А школа храбро шагнула в возраст мудрой зрелости и сейчас смотрит на нас любящим взглядом заботливой матери: то с одобрением, то с укором. Сколько малышей она приняла под свою крышу и сколько образованных юношей и девушек выпустила в большую жизнь! История школы – это и история района, и история нашего города, это и история всей страны. Здесь дети учатся понимать, что и они – часть истории нашей Родины.

Музей средней общеобразовательной школы № 197 был открыт 2 сентября 2009 года, имеет свидетельство о присвоении звания «Школьный музей исторического профиля». 

Основой для его создания стали материалы, собранные школьниками в процессе внеурочной деятельности. Первоначально они размещались в кабинете истории, в музейном уголке, под руководством учителя истории Беленикиной Людмилы Васильевны, первого завуча школы.

Материал накапливался, обрабатывался и использовался в учебной и внеклассной деятельности. Благодаря активной деятельности учителей и учащихся, а также жителей микрорайона, музейная коллекция уголка пополнялась, что и привело к созданию содержательного школьного музея.

В школе было найдено очень оригинальное решение по организации пространства музея: был собран коллектив единомышленников из администрации школы, учителей, учащихся и их родителей, практически собственными силами сделана перепланировка части коридора, который был объединён с лаборантской кабинета физики.

Наш музей совсем небольшой, но его экспозиция состоит из пяти разделов, которые постоянно пополняются новыми экспонатами:

1. Листая страницы истории.

2. Летопись школьных лет.

3. Годы, опалённые войной.

4. Имя твоё не забыто.

5. Гордость нашей школы.

Я искренне люблю предметы и вещи, объекты и то, что можно потрогать и наделить историей. Сколько себя помню, меня всегда трогало прикосновение к «серому камню» прошедшего.

История нашей семьи ведёт своё начало из самого сердца России, из Тульской области, и детство моё частично проходило там, вблизи Куликова поля, Ясной поляны. Старинные названия тех окрестностей ещё в детстве «пахли» тайной и вызывали восхищение, как золото, покрытое патиной: Епифань, Монастырщина, Рождествено, Богородицк.

Городской, выросшей в Сибири девочке, которой я была, речь и словечки моих тамошних родственников казались странными и даже смешными, но прожив там неделю другую, я начинала невольно произносить слова и копировать интонацию местных жителей.

Вот молоко, например, наливали в махотку. Их было много разных в доме и во дворе. Скорее всего они были куплены ещё до войны, следовательно, это было серийное производство. Их вид с незатейливым узором или без него придавал уют деревенскому жилищу. Часто махотку вешали на тын, это забор такой, вероятно, чтобы просушить и, чтобы была под рукой. Употребление носило в те времена чисто бытовой, обиходный характер: в них топили русское масло и готовили варенец. Вот так, именно с маслом мне его дала моя тётя Валя, старшая сестра моей мамы, чтобы я взяла его домой в Новокузнецк. Так он поселился в Сибири. Какое-то время он выполнял те же функции, примерно те же, т. к. молоко у нас уже было в бутылках и его, разумеется, никто не переливал в махотку, но всё же наливали морс, квас.

Но время шло, и эти замечательные напитки тоже всё реже готовились в доме. Появился сок в тетрапаках. Махотка, или как её называет моя мама «маходочка», произнося почему-то, именно, со звонким «д», стала замечательной вазочкой. Помню её с первыми подснежниками весной, потом с яркими оранжевыми огоньками.

И я росла и расцветала, и вот когда начались робкие ухаживания за мной с букетами всяких там тюльпанчиков, ландышей, наша, когда-то чисто утилитарная вещь, крынка под молоко, махотка, стала для меня символом первой любви, ведь в неё можно было поставить всю эту прелесть. Она, махотка, наверное, радовалась, что больше не висит на тыне, но скучала по парному молоку, которое в неё наливали.

А потом в доме появились разные другие вазочки хрустальные, фарфоровые. Цветы стали ставить в них. Но махотка заняла ещё более почётное место в доме, ближе к иконам, потому что именно в неё стали ставить вербу, которая приветствует приход Пасхи как символ Входа Господня в Иерусалим. Вот такая история вещи, которая меняла своё значение и в бытовом, и в ментальном смысле.

Махотка теперь находится в музее школы. В последнее время она жила в доме моей мамы, уже здесь в Новосибирске. Узнав о том, что я руковожу музеем в школе, моя мама завернула нашу ценную «маходочку» в мягкую тряпицу, положила её в сумочку, которую сама сшила, и передала мне для хранения в школьном музее.

Действительно, задача школьного музея заключается в сохранении бытовых свидетелей времени, обучении и формировании взглядов учеников на происходящие события, развитии самостоятельного анализа с максимальным использованием местных материалов, вещей, которые пока не требуется разыскивать археологам где-то в недрах земли. Как в свое время кто-то спасал церковную живопись, так и сейчас надо спасать памятники и историю ХХ века. Если вот такие маленькие школьные музеи будут развиваться, а экспонаты как свидетели эпохи, говорящие на особом живом и понятном языке, встроятся в нить истории, вот тогда не будут исчезать с карты города и деревни, а имена людей, простых граждан, будут вписаны руками детей в летопись нашей страны. Материальное и духовное – части одного целого, и мне сложно однозначно выдвинуть что-то на первый план. Специфика музея заключается в том, что он обеспечивает возможность переживания культурно-исторического времени, накопления опыта общения с реалиями культуры, это самоценное образование, в рамках которого происходит осмысление и интерпретация культурного наследия с точки зрения сегодняшнего дня.

Презентация

Количество просмотров: 2445  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы