Работа с семьей по экологическому образованию дошкольников

 
 

Андроненко Екатерина Валерьевна,

воспитатель МКДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»

г. Новосибирска

 

Работа с семьей по экологическому образованию дошкольников

Одной из задач современного образования является организация системы педагогического процесса по экологическому образованию детей и их родителей. Результатом работы в данном направлении является создание единого инновационного пространства: воспитателей группы и семейные коллективы воспитанников.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний, могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить её.

Необходимо отметить, что работа с родителями по экологическому просвещению занимает определённое место в системе работы ДОУ, является одной из составных частей.

Экологическое образование в настоящее время не только одно из новых и сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Решение проблемы экологического образования дошкольников возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности воспитателей осуществлять на практике экологическое образование детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников нами разработана система сотрудничества и взаимодействия с семьей. Данная система включает в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами.

Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Ежегодно нами составляется план работы с родителями по экологическому образованию детей в соответствии с планом мероприятий по экологическому образованию дошкольников. Родители – активные участники всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду и в группе: экологических акций «Покормите птиц зимой», «Ёлочка красавица», «Детский сад – цветущий сад», проектов «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Зимушка – зима» и др., экскурсий на природу, викторин. С их помощью в группе организованы уголки природы, приобретены дидактические игры и детская литература экологического содержания, выращены комнатные растения.

Большая работа ведется по экологическому просвещению родителей. Периодически выпускается групповая газета «Солнышко», оформлен информационный стенд «Добро пожаловать в экологию». На страницах газеты освещаются интересные факты из жизни воспитанников в группе, информация о проводимых в ДОУ экологических акциях и проектах, даются советы по изготовлению поделок из природного материала, предлагается домашнее задание в виде ребусов, кроссвордов, викторин экологического содержания, описание опытов. Информационный стенд отражает различные проблемы экологического воспитания дошкольников, интересные факты из жизни растений и животных, представляется информация об экологической ситуации в нашем районе, городе, ведутся такие рубрики, как «Лекарственные растения», «Уроки для родителей», «Это интересно».

Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это разработка памяток, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т.д. Регулярно выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации, такие как «Прогулка с ребенком», «Воздух в вашей квартире», «Домашняя экология», «Экологический бумеранг», «Экология жилища» и др.

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительских уголках. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ и группе экологической акции, рекомендации по здоровому образу жизни, а также домашние задания и кроссворды. Информация в родительском уголке позволила воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение. Родители активно принимают участие в природоохранных акциях, изготовление родителями и детьми плакатов: «Защитим ель – красавицу наших лесов!», «Берегите воду!»

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе благоустройства территории детского сада. По запросам родителей нами были подготовлены и проведены родительские собрания: «Любовь к природе воспитываем с детства», «Игры на кухне» и др.

Большая заслуга наших родителей, что они оказывают большую помощь в доставке саженцев, плодородной земли на участки для клумб и огорода. Традиционными стали совместные творческие работы из природных и бросовых материалов. Каждую осень родители вместе с детьми готовят поделки из природного материала к конкурсу «Курьезы осени», делают поделки из овощей к выставке «Осень дарит чудеса». «Осенняя фантазия» – ежегодная осенняя выставка, выполненная руками родителей и детей из даров природы.

Ежегодно в Новосибирске проводится экологический проект «Разделяй и сохраняй». В проекте участвуют сотрудники дошкольного учреждения, дети, родители. Благодаря такой поддержке результаты проекта превзошли все ожидания. В 2020 году мы собрали 890 килограммов бумаги, которые отправились вместо свалок на переработку. По Первомайскому району наше ДОУ заняло первое место среди дошкольных учреждений, а по городу вошли в 20 активных участников данного проекта. Участвуя в экологических проектах, акциях, мы ставим перед собой задачу не только научить детей и родителей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Сегодня мы уверены – работа эта нужная и важная, рано или поздно она даст свои положительные результаты.

Количество просмотров: 1380  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
8. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
9. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
10. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
11. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
12. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
13. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
14. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Экологические акции в ДОУ как средство формирования у детей бережного отношения к природе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Экологическое воспитание дошкольников ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы