Знакомство с природой родного края через проектную деятельность

 
 

Кошкова Марина Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 
 
 

Федорова Анна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

Знакомство с природой родного края через проектную деятельность

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В. Берестов

С каждым годом все более актуальным становится вопрос экологического воспитания. Важно, чтобы у ребенка была любовь к природе, которую он подкрепляет заботой об окружающем мире. Гармония ребенка с природой обогащает его психику, совершенствует эстетический вкус и в целом способствует общему развитию.

Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека.

Необходимо помнить, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.

Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред. Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее. Педагогам и родителям воспитывать бережное отношение к природе у ребенка следует в различных формах, в том числе через беседы, наблюдения, проектную деятельность. В процессе предоставления знаний об экологической системе важно разговаривать с детьми, задавая им конкретные вопросы об окружающей среде и направляя их на поиск соответствующей информации.

Воспитатель в ходе бесед, наблюдений, проектной деятельности развивает в детях наблюдательность, формирует представления об особенностях растений и животных, в то же время прививает устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде.

Информацию об окружающем мире детям среднего и старшего дошкольного возраста можно доносить через сказку. Читая литературные произведения с тематическими иллюстрациями, можно распределить между детьми роли персонажей в сказке. Это обеспечивает вовлеченность в рассказываемую историю и помогает в легкой форме дать необходимые знания. Благодаря сказкам дети лучше понимают, что делать по отношению к природе хорошо, а какие действия будут плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, на которых делается акцент.

Человек и природа – философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому воспитывать в детях бережное отношение к природе нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе.

Для формирования у детей любви и бережного отношения к природе мы в своей группе используем метод проектов. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – в проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Мы хотели бы представить проект, который осуществили с детьми группы «Кто как в лесу зимует».

Проект старшей группы «Кто как в лесу зимует»

Проблема: С наступлением холодов люди начинают готовиться к зиме: покупают тёплые вещи, приготавливают на зиму заготовки, утепляют свои дома. А как животные готовятся к зиме? Как им удается пережить холодное время года и чем они должны питаться? Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов, о том, как они готовятся к зиме в лесу.

Актуальность: Современные дети с раннего возраста окружены техническими игрушками. Родители все меньше времени находят для общения с детьми, мало гуляют, мало читают. Представления детей об окружающем мире часто ограничиваются только тем, что они видят вокруг. Дети порой имеют очень скудные представления о диких животных, задают много вопросов об их жизни. Ответы на эти вопросы мы вместе с детьми и попытаемся найти в ходе реализации нашего проекта.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных нашей полосы.

Задачи:

– Обогатить, закрепить, систематизировать знания о жизни диких животных (среде обитания, повадках, питании, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях), живущих в наших лесах.

– Обогатить активный словарь детей существительными, качественными прилагательными, глаголами.

– Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказ художественного текста.

– Способствовать развитию творческих способностей у детей.

– Актуализировать познавательную активность детей, связанную с миром диких животных, экологическим отношением к природе родного края.

– Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

– Развивать эмоциональные отзывы детей на литературные произведения, интерес к ним.

– Воспитывать бережное отношение к лесным животным, окружающей природе.

– Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Ресурсное обеспечение проекта:

– Мультфильмы:

«Как звери в лесу зимуют» https://www.youtube.com/watch?v=pyT-XjleRFc;

«Фикси – советы – Как зимуют звери?» https://www.youtube.com/watch?v=BKpssYCqA2g;

«Зимовье зверей» https://www.youtube.com/watch?v=0mxAeU58s50;

«Животные в лесу зимой» https://www.youtube.com/watch?v=SBKnAlt7wNQ;

«Что делают звери осенью?» https://www.youtube.com/watch?v=1Kghe9ZAoO4.

– Подборка познавательной и художественной литературы;

– Интерактивная доска;

– Ноутбук;

– Цветной принтер;

– Бумага для принтера;

– Ламинатор;

– Бумага для ламинатора;

– Раскраски;

– Акварельные краски, клей, цветная бумага, альбомы, ножницы, пластилин, цветные карандаши.

Методы реализации проекта:

– наглядный: просмотр мультипликационных фильмов, альбомов, картин;

– словесный: беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, прослушивание песен, чтение стихов, сказок, рассказов, заучивание стихотворений с детьми;

– практический: сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный:

– Метод трех вопросов о жизни животных в зимнее время: «Что мы знаем?»; «Что хотим узнать?»; «Как это можно узнать?».

– Подбор информации для консультации «Рассказываем детям о жизни зверей зимой».

– Составление картотеки занятий, дидактических игр, художественного слова по данной теме.

– Подбор материала для изготовления игровых пособий, дидактического плаката.

– Привлечение родителей к сбору информации о том, как зимуют дикие животные.

– Подбор мультипликационных фильмов.

– Создание и обсуждение совместного плана работы с родителями, выбор возможных источников информации.

– Подбор наглядного, дидактического и методического материала.

2 этап – основной:

– Беседа «Как животные готовятся к зиме».

– Изготовление игровых пособий, дидактического плаката.

– Рассматривание иллюстраций и фотографий о жизни диких животных зимой.

– Просмотр мультимедиа о зимовке диких животных.

– Консультация для родителей «Рассказываем детям о жизни зверей зимой».

– Оформление книжной выставки «Жизнь животных в лесу».

– Рисование «Зимний лес».

– Изготовление макета «Зима в лесу». 

– Привлечь родителей к оформлению детско-родительских проектов «Кто как в лесу зимует».

– Чтение рассказов, сказок и стихов.

– Беседа «Лес – многоэтажный дом». 

– Просмотр мультфильма «Зимовье зверей».

– Ручной труд в технике оригами «Волчонок и лисенок».

– Презентация детско-родительских проектов «Кто как в лесу зимует».

– Лепка «Животные наших лесов».

3 этап – заключительный: викторина «Кто как в лесу зимует».

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Знакомство с жизнью диких животных, живущих в наших лесах.

Расширение знаний о среде обитания, повадках, питании, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Воспитание бережного отношения к лесным животным, окружающей природе.

Развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе практических деятельностей, вызывание эмоционального отклика на результат своей деятельности.

Совершенствование взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.

Для педагогов:

Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.

Развитие творческих способностей в процессе практических деятельностей.

Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

Оптимизация детско-родительских отношений.

Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).

Изготовление макета «Зима в лесу»

 

Презентация детско-родительских проектов «Кто как в лесу зимует»

 

 

 

Ручной труд в технике оригами «Волчонок и лисенок»

 

Просмотр мультимедиа  о зимовке животных

Количество просмотров: 1990  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
8. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
9. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
10. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
11. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
12. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
13. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
14. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Экологические акции в ДОУ как средство формирования у детей бережного отношения к природе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Экологическое воспитание дошкольников ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы