Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?

 
 

Турунцева Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 140 г. Новосибирска

 

Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?

Воспитание ребенка формируется с раннего детства. Воспитание ребенка определяет его жизнь в дальнейшем. Именно воспитание детей влияет на формирование личности следующего поколения. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание…». Воспитание детей на данный момент рассматривается как стратегический общенациональный приоритет.

В настоящее время я вижу глобальную проблему в нынешнем обществе – возросшую агрессию, которая распространяется на все сферы жизни. Дети приходят в новое общество с большой долей вероятности ее проявления, в жизненном стремлении отстоять свое, с нетерпимостью к другим детям, слепо копируя взрослых – родителей, окружающее общество.

Современное общество ориентировано на достижение успеха, материальных благ, зачастую забывая о милосердии, терпимости, сострадании. Всё это, в первую очередь, отражается на детях. Школьники, приходя в первый класс, зачастую не умеют устанавливать дружеские отношения со сверстниками, не умеют мирно решать конфликтные ситуации, не научены терпимости по отношению к другому человеку. Поэтому ни в коем случае нельзя откладывать воспитание этих качеств в детях на завтра!

Современный процесс воспитания школьника есть процесс воздействия на формирование и развитие личности ребенка. Основные понятия, как себя вести в обществе, ребенок получает в семье. Лучшим наглядным примером является семья: родители, бабушки и дедушки. С возрастов в процесс воспитания включается детский сад, школа. До 1917 года в гимназиях и других учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что личность воспитателя значит всё в деле воспитания. Первый учитель оказывает огромнейшее влияние на ребенка. Авторитет, личный пример, положительное влияние педагога помогают ребенку «войти» в коллектив, адаптироваться в новом обществе, преодолевать трудности в общении. Ценным является и то, что воспитание идет целостно, непрерывно, в тесной взаимосвязи учителя и родителей. Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег указывал, что «Подлинный учитель – самый лучший, самый верный друг родителей». Важнейшей фигурой в современном образовании является учитель, классный руководитель, тот человек, который формирует детский коллектив как единое целое, маленький социум, тот человек, что помогает влиться ребенку в этот социум, помогает он и родителям ребенка справиться с трудностями школьной жизни. Каким же должен быть классный руководитель?

Одна из причин недостатков в воспитании заключается, по моему мнению, в том, что учитель рассматривает воспитательные задачи как второстепенные. В силу своей загруженности, из-за моментов нехватки времени, а может и из-за нежелания вникать в душу своего ученика, нежелания вставать на одну ступеньку с маленьким человечком, который начинает познавать жизнь.

В последнее время одно из требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя – ведение работы в комплексе – и с классом, и с каждый ребенком отдельно. Такая работа должна помочь раскрыть потенциал каждого ребенка, помочь ему быть успешным.

Наблюдая проблемы общения в обществе в целом, в своем классе в частности, я считаю главной задачей воспитательной деятельности младших школьников формирование понятия «дружба», воспитание терпимости, толерантности по отношению друг к другу. Нужно дать понять ребенку, что он находится в безопасности, что его ценят, уважают, и нет причины проявлять агрессию.

Используя в своей работе как традиционные формы и методы работы, так и инновационные, я понимаю, чем интереснее, понятнее ребенку они, тем более эффективно могут решаться воспитательные задачи.

Взаимосвязь с родителями, использование всех форм и методов воспитательного процесса, индивидуальный подход являются, по моему мнению, важной составляющей педагога, но самое главное – личность классного руководителя. Как быть интересным, как добиться доверия детей, как уметь влиять на ребенка – вот одна из самых первых задач педагога как классного руководителя.

В своей педагогической деятельности я внутренне ориентируюсь на свои первые воспоминания о школе, о своих первых шагах в новом социуме и о влиянии на меня первого учителя – Харечко Любовь Серафимовны. Разрыв в поколениях, временной разрыв, различные системы воспитания, сложившиеся в ходе исторических изменений наших дней не могут повлиять в одном – человечном, душевном подходе к ребенку. Благодаря своему первому учителю я сформировалась как педагог, выбрав эту непростую стезю. Встречая проблему, возникшую в моем классном коллективе, я мысленно возвращаюсь в то время, в свои воспоминания, задаю себе вопрос, как бы поступил мой учитель. И каждый раз убеждаюсь, что самое эффективное в решении ситуаций – быть наравне с ребенком, но в тоже время направлять своим примером, своими поступками, словами, мыслями на верный путь. Ведь чтобы научить детей доброте, искренности, чуткости, надо самой нести в себе эти качества. Критик, публицист, философ Виссарион Григорьевич Белинский писал: « Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности».

Таким образом, мы видим, что классному руководителю необходимы такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение к ребенку, к его родителям, вежливость в общении. Успех работы зависит и от наличия у него информационных знаний и умений, стремления к самообразованию. К личным качествам я бы отнесла тактичность, выдержку, самообладание, отзывчивость. Ведь почетное дело каждого классного руководителя – воспитание здорового поколения с нравственными жизненными принципами, которые оно внесет в свою жизнь и в жизнь общества.

Количество просмотров: 2284  

Добавить комментарий

Target Image
1. Городской конкурс педагогического мастерства «Классный руководитель Новосибирска – 2022»
2. Методическая разработка «Ставлю цель и иду к ней... Целеполагание в жизни подростка»
3. Имитационная игра «Профсити»
4. «Международное кафе» как одна из форм работы с учащимися по реализации программы «Разговор о правильном питании»
5. Воркшоп «Ключ к себе, или Как эмоции помогают выстроить отношения»
6. Методическая разработка воспитательного события «Роль Пушкинской карты в жизни подростка»
7. Классный час «ЭТО – экоЛОГИЧНО»
8. Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?
9. Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?
10. Прорыв в воспитании: можем ли мы отложить его на завтра?
11. Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?
12. Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?
13. Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?
14. Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?
15. Прорыв в воспитании: можем ли мы его отложить на завтра?
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы