Интерактивные образовательные технологии как средство обучения английскому языку в общеобразовательной школе

 
 

Спецова Мария Алексеевна,

директор, учитель иностранного языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска

 
 
 

Чуб Елена Валентиновна,

кандидат педагогических наук,

доцент, методист МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска

 

Интерактивные образовательные технологии как средство обучения английскому языку в общеобразовательной школе

Успешность растущей личности закладывается еще в рамках школьного обучения. На сегодняшний день, в условиях внедрения обновленных ФГОС, достаточно серьезные задачи поставлены перед современной школой, как главной ступенью образования. Именно степень готовности общеобразовательных учреждений к созданию необходимых и достаточных психолого-педагогических условий для формирования личностных, метапредметных компетенций и функциональной грамотности обучающихся позволяет рассматривать образовательный процесс в качестве предиктора роста качества школьного образования. Важно не только обновлять содержание образования, но и разнообразить формы, методы и технологии организации обучения, позволяющие формировать востребованные hard и soft skills.

Отличительной чертой современного общества становится непрерывное иноязычное образование, в том числе языковое. Именно языковое образование превращает современного человека в развитую личность, расширяет его социальную и экономическую свободу, способствует мобильности, успешному построению информационного диалога с окружающей его средой. Успешное усвоение иностранного языка необходимо не только для установления и развития контактов между людьми и народами, но и для овладения разноплановой информацией, без которой невозможно полноценное, многогранное, личностное развитие человека [1, с.49].

Однако проблема языкового образования актуальна и сопряжена с целым рядом сложностей в преподавании. Преподавание английского языка на уровне средней школы требует от учителя высокого уровня профессионального мастерства, грамотного владения педагогическими технологиями и личностной готовности к постоянному саморазвитию.

Сложности, возникающие в процессе преподавания английского языка, можно объяснить тем, что обучающиеся не уделяют необходимого внимания осваиваемому содержанию на уроке, быстро утомляются в процессе работы над учебным материалом, теряют концентрацию в ходе занятия и в большинстве случаев не проявляют интереса к изучению новой языковой информации. Отсутствие у определенной части школьников мотивации к изучению английского языка, освоению различных видов речевой деятельности зачастую связано с тем, что процесс преподавания языка в школе характеризуется частичным или полным отсутствием практической направленности, большим тяготением к теории, чем к практике и не носит ярко выраженного прикладного характера [2, с. 32]. По мнению Г. В. Рогова, для того чтобы заинтересовать школьников, привлечь их внимание к изучаемому языку, целью обучения следует считать не сам язык, а речь как средство социального взаимодействия [3, с. 41].

Чаще всего в практике преподавания английского языка на уровне средней школы упор делается на фронтальные формы работы. Однако мы предполагаем, что процесс обучения иноязычному говорению может быть успешным при активном использовании интерактивных образовательных технологий, направленных на формирование у школьников необходимых компетенций в овладении английской речью. К таким компетенциям принято относить речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции.

Организовать диалоговое взаимодействие обучающихся, создать ситуации обмена знаниями, идеями, проектами возможно при реализации интерактивного обучения на занятиях. К таким формам и методам работы следует отнести говорение в парах, взаимодействие в малой группе, дискуссионное обсуждение, деловые и ролевые игры и т.п.

Опираясь на практический опыт преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе № 56 г. Новосибирска, хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, с нашей точки зрения, интерактивных форм и методов организации обучения языку.

Это, прежде всего, ролевые и имитационные игры. Особенностью ролевых и имитационных игр является активное участие всех школьников в речевом процессе, у них стабилизируется готовность к речевому общению, к ситуативной спонтанности речи, развиваются коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности. Занимательность, эмоциональность, использование знаний в новой ситуации вносят разнообразие и интерес в учебный процесс.

Использование ситуационно-ролевых, имитационных игр позволяет адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, стимулирует проявление актерского мастерства, способствует раскрытию коммуникативного потенциала обучающихся. Путём создания абсолютно обычных жизненных ситуаций ученики погружаются в языковую среду, применяют все свои знания на практике и начинают думать и говорить на иностранном языке менее скованно. В процессе игрового взаимодействия происходит пополнение словарного запаса, новые слова запоминаются быстрее (лексическая составляющая). Вживаясь в заданную роль, школьники адаптируются к реальным жизненным ситуациям, им становится проще говорить самим и воспринимать иностранную речь «на слух» (фонетическая составляющая). В процессе игрового проживания учебной ситуации обучающиеся активно взаимодействуют друг с другом, совместно решают возникшие задачи (социальная составляющая) и др.

К современным интерактивным технологиям с высокой мотивационной компонентой также можно отнести сторителлинг (Storytelling) технологию. Сторителлинг – технология обучения иностранному языку, которая заключается в использовании в ходе обучения увлекательных историй и текстов на разные темы (TPR Storytelling (Teaching Proficiency through Reading and Storytelling) или TPRS). При реализации данной интерактивной технологии на учебном занятии школьники включаются в активное слушание, создается ситуация мотивационной готовности к более глубокому проникновению в содержание учебного или аутентичного текста. Перед обучающими ставится задача построения собственного рассказа, новой версии происходящего, нового окончания прослушанной истории и т.п.

Сторителлинг технология отлично подходит самым разным возрастным группам школьников и не только направлена на развитие навыков аудирования, но и требует от детей понимания общего смысла рассказа или истории. Применение сторителлинг технологии на уроках английского языка в процессе создания истории или творческого завершения рассказа способствует формированию у обучающихся языковой и социокультурной компетенций.

С нашей точки зрения, результативной педагогической технологией обучения иноязычному говорению можно считать и кейс-технологию. Кейс-метод достаточно эффективен при использовании на занятиях, поскольку он носит комплексный характер и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование.

При разработке содержания кейсов педагог опирается на различные варианты построения частного случая: «Case – Problem Method» (метод анализа конкретных учебных ситуаций); «Case – Study Method» (метод ситуационного анализа); «Case – Incident Method» (метод казусов); «Stated – Problem Method» (метод проблемно-ситуационного анализа). На занятии школьники при использовании материалов кейса проходят ряд этапов.

1. Знакомство с предложенной педагогом или взятой из реальной жизненной практики проблемной поведенческой ситуацией (случаем). Осознание рассматриваемого случая как проблемы и переведение данной проблемной ситуации в учебную задачу.

2. Исследовательско-аналитическая деятельность, направленная на формирование умения определять и интерпретировать причины возникновения проблемной ситуации в опоре на имеющиеся знания. Выявление их недостаточности для успешного выхода из ситуации.

3. Поиск путей решения с учетом новой (или дополнительной) учебной информации (индивидуальная работа или работа малой группы).

4. Обсуждение альтернативных решений, выбор наиболее целесообразного.

5. Представление и обоснование группового варианта принятого решения проблемной поведенческой ситуации.

6. Рефлексивный анализ принятых решений, сверка с вариантом, приближенным к эталонному.

В процессе реализации основных этапов кейс-технологии у обучающихся появляется реальная возможность активного общения на иностранном языке.

Благодаря использованию интерактивных образовательных технологий на уроках изучения английского языка происходит успешное формирование не только hard, но и soft skills. У школьников вырабатывается умение сотрудничать, формируется личностная готовность поиска оптимальных стратегий взаимодействия. Необходимая для иноязычного говорения коммуникативная компетентность школьника характеризуется изменением стиля общения, пониманием и преодолением барьеров общения. Развивается способность к продуктивному совместному поиску, обоснованности критических суждений, принятию мнения других участников обсуждения проблемной учебной задачи.

Включение в процесс обучения интерактивных образовательных технологий позволяет совершенствовать лингвистическую компетентность обучающихся, успешно формировать мотивационную готовность к ознакомлению с новыми способами и приемами изучения английского языка. Школьники более успешно овладевают новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими; определяют возможные способы выражения мысли в родном и изучаемом языке, приобщаются к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка.

Именно применение интерактивных методов и технологий обучения позволяет активизировать процесс овладения обучающимися иностранным языком в общеобразовательной школе.

Список литературы

1. Барановская Т.А. Повышение качества образования при обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6 – с. 49-50. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=617.

2. Жданова Е. А. Лингвистическое образование в России / Е. А. Жданова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. – № 32 (270). – С. 141-145. – URL: https://moluch.ru/archive/270/61937/ (дата обращения: 13.02.2023.

3. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2001. – 287 с.

Количество просмотров: 616  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание комфортной образовательной среды для молодого педагога через реализацию модели наставничества в образовательной организации
2. Наставничество как ресурс повышения качества образования и мотивации к освоению профессии педагога
3. Наставничество как условие профессионального становления молодого специалиста
4. Классный руководитель – наставник ученика-инофона в полиэтническом классе в условиях поликультурной школы
5. Детское наставничество и шефство как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности
6. Профориентация школьников через реализацию волонтерских проектов
7. Как хорошо уметь читать: формирование читательского интереса у младших школьников
8. Практика наставничества в волонтёрском отряде «Свои люди» (сопровождение становления добровольчества студентов в ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»)
9. Читать, играя: продвижение чтения в библиотеке
10. Роль наставника в исследовательском проекте
11. Интерактивные образовательные технологии как средство обучения английскому языку в общеобразовательной школе
12. Оригинальные методы и приемы организации учебных занятий как один из способов формирования исторических понятий у младших школьников при изучении истории России
13. Проблемное обучение как фактор повышения мотивации детей младшего школьного возраста к обучению
14. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
15. Совмещение учёбы и творческой деятельности – залог воспитания успешного класса
16. Интерактивные упражнения как средство обучения английскому языку
17. Как повысить интерес детей к книге. Практические советы для молодого специалиста
18. Творческое познание мира через принцип малых географических открытий
19. Слагаемые успеха учителя и ученика, или Как подготовиться к олимпиаде по истории
20. Роль наставничества в прошлом и настоящем времени

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы