Оригинальные методы и приемы организации учебных занятий как один из способов формирования исторических понятий у младших школьников при изучении истории России

 
 

Бердников Даниил Константинович,

учитель начальных классов

МАОУ ЦО «Развитие» г. Новосибирска

 

Оригинальные методы и приемы организации учебных занятий как один из способов формирования исторических понятий у младших школьников при изучении истории России

Прочное усвоение учащимися самых важных специфических признаков исторических фактов, отображение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях является процессом познания исторических терминов и понятий. Исторические термины и понятия – это основа системы научных знаний.

В процессе обучения создание исторических представлений и формирование понятий происходит одновременно: понятия формируются на основе представлений. Исторические представления всегда индивидуальны, но они могут быть разными у учащихся одного классного коллектива; это зависит от индивидуально-психологических особенностей учеников, путей и средств создания представлений не только на уроке истории. Понятия же должны формироваться у всех учащихся чёткими и одинаковыми, определенными, т. к. овладение ими является необходимым условием осмысления множества исторических фактов и понимания закономерностей исторического процесса.

В настоящее время пристальное внимание уделяется ребенку как личности – его характеру, сознанию, интеллекту и имеющемуся потенциалу развития. В образовательных учреждениях происходит постоянный поиск, эксперимент, цель которого – найти инновационные методы, формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения в школе. Педагоги реализуют ФГОС НОО и ФОП, которые предполагают необходимость обеспечения обучающихся уверенными знаниями материала курса с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирование личности каждого обучаемого с учётом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации данной цели должны быть в значительной степени творческими, оригинальными и в то же время эффективными.

Особые формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Смена привычной обстановки создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с систематическим использованием средств визуальной и аудиальной наглядности. Эти уроки помогают учителю:

– осуществлять контроль знаний, умений и навыков, УУД учащихся по определённой теме;

– обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;

– предусмотреть минимальное участие на уроке учителя, роль учителя – сопроводить, направить.

Особый подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам критического мышления: анализу и синтезу, умению сделать выводы и обобщение, составлению элементарных логических схем, позволяет формировать глубокий интерес к предмету, стремление к самообразованию. Учащиеся больше читают, свободнее владеют русской литературной речью, они могут смелее и увереннее высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Мне думается…», «На мой взгляд…», тем самым дети чувствуют себя в учебном процессе непосредственными участниками.

Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок занимательным, как повысить работоспособность и активность ребят на уроке, как передать детям определённый объем знаний, дать им возможность ощутить радость самостоятельных открытий, воспитать потребность к бесконечному познанию. Начиная урок, учитель должен помнить о том, что одна из наиважнейших целей изучения отечественной истории – создание у обучающихся целостного представления о прошлом своей Родины, своего народа, учитель должен показать то, что делает исторический путь России частью единого мира, придаёт судьбе Российской Федерации особую уникальность.

Увеличение объёма окружающей нас информации – хорошо известное явление современности. Входя в учебную жизнь, малыш радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает некоторый «избыток» знаний, который начинают тревожить личность ребёнка. В результате снижается интерес к учёбе. Чтобы этого не произошло, важно повышать увлекательность учебного материала, включая разнообразные игровые технологии.

Сегодня все учителя используют в своей деятельности оригинальные формы обучения школьников. Это связано с формированием современного стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках определенного количества предметных часов, на признание результата усиления самостоятельной творческо-исследовательской и поисковой деятельности школьников, на усовершенствования активных форм обучения истории.

Выделяется два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход поясняет данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе. В том числе это цифровые образовательные платформы Яндекс учебник, РЭШ, Учи.ру, Фоксворд.

Оригинальные формы урока могут стать основой для продолжения одного из серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания. Одним из способов повышения познавательного интереса младших школьников к истории является использование при работе нестандартных уроков, творческих и развивающих заданий, форм интерактивного обучения или учебные занятия «в режиме взаимодействия».

Знакомство учащихся начальной школы с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества можно осуществить в виде сказочных путешествий по основным историческим регионам и эпохам. В ходе «путешествий» дети учатся ориентироваться по карте, читать ее и генеалогические, хронологические таблицы, понимать «сложные» тексты, различать основные культурные и этнические особенности народов и т.п. В основу путешествий можно положить мифы, легенды и предания разных времен и этносов, так вызывается интерес к истории.

При формировании познавательного интереса к краеведению существует тесная связь между знаниями и личным интересом. С одной стороны, благодаря интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Выделяется три направления в работе над формированием познавательного интереса:

1. Разнообразие методов, форм и приемов на уроке, связь с внеклассной работой, музеями и др.

2. Развитие эмоционального интеллекта учащихся.

3. Включение детей в творческую и поисково-исследовательскую деятельность.

Для повышения познавательного интереса младших школьников к истории задания должны носить развивающий характер. Например:

– убери лишние слова;

– из дат выбери те, которые имеют отношение к данной эпохе;

– выбери один правильный ответ (тест);

– восстанови временную последовательность событий;

– соотнеси слова (имена) и их толкование, термины и их определение;

– узнай о ком, о каких событиях идет речь;

– найди и исправь ошибки в тексте;

– исторический аукцион, на аукцион выставляются изображения предметов, ученики должны установить к какому периоду предмет относится, кто им пользовался;

– используя аппликации, одень воина, например, богатыря;

– распредели пословицы по темам;

– продолжи цепочку слов;

– было или нет;

– кому принадлежат слова, с какими событиями связаны;

– собери слово, пословицу или пазл.

Роль нетрадиционных задач состоит в том, чтобы поднять интерес обучающихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к учебной деятельности (труду).

В рамках написания статьи мной был проведен урок в 4 классе по теме «Россия вступает в 20 век» (Приложение 1). На уроке были апробированы 3 вида нетрадиционных заданий на закрепление по теме – расположение событий в хронологической последовательности. Здесь ученикам давались только названия событий без указания дат, а им необходимо было расположить их в хронологической последовательности. Задание «Реставрация» предполагало, что ученикам необходимо вставить пропущенные даты и события в текст. Причем, у одного варианта текст был посвящен первой мировой войне, а у другого варианта – гражданской войне. Третье задание предусматривало соотнесение дат и событий в таблице. Целью данной работы было выявление хронологических умений учащихся, знаний понятий по теме. Помимо этого, мы считаем, что данные задания способствуют активизации познавательной деятельности учеников на уроках истории (Приложение 2).

Практика показывает, что в начальной школе занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний, чаще для его закрепления, повторения, контроля. Использование нетрадиционных заданий оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим учебно-познавательным целям урока.

Наблюдения, проведённые мной, позволяют сделать вывод, что оригинальные методы и формы организации уроков, используемые в процессе обучения истории, способствуют развитию познавательной и творческой активности младших школьников: повысилось качество знаний и уровень внимания и восприятия на уроках, улучшился психоэмоциональный настрой обучающихся, возрос самостоятельный интерес к изучению истории России.

Количество просмотров: 966  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание комфортной образовательной среды для молодого педагога через реализацию модели наставничества в образовательной организации
2. Наставничество как ресурс повышения качества образования и мотивации к освоению профессии педагога
3. Наставничество как условие профессионального становления молодого специалиста
4. Классный руководитель – наставник ученика-инофона в полиэтническом классе в условиях поликультурной школы
5. Детское наставничество и шефство как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности
6. Профориентация школьников через реализацию волонтерских проектов
7. Как хорошо уметь читать: формирование читательского интереса у младших школьников
8. Практика наставничества в волонтёрском отряде «Свои люди» (сопровождение становления добровольчества студентов в ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»)
9. Читать, играя: продвижение чтения в библиотеке
10. Роль наставника в исследовательском проекте
11. Интерактивные образовательные технологии как средство обучения английскому языку в общеобразовательной школе
12. Оригинальные методы и приемы организации учебных занятий как один из способов формирования исторических понятий у младших школьников при изучении истории России
13. Проблемное обучение как фактор повышения мотивации детей младшего школьного возраста к обучению
14. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
15. Совмещение учёбы и творческой деятельности – залог воспитания успешного класса
16. Интерактивные упражнения как средство обучения английскому языку
17. Как повысить интерес детей к книге. Практические советы для молодого специалиста
18. Творческое познание мира через принцип малых географических открытий
19. Слагаемые успеха учителя и ученика, или Как подготовиться к олимпиаде по истории
20. Роль наставничества в прошлом и настоящем времени

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы