Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения

 
 

Дорофеева Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, познанию мира, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты – верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил.

На уроках литературного чтения мы читаем великие книги с огромным нравственным потенциалом. Я работаю над тем, чтобы на уроке дети думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с нравственными нормами.

Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему небезразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.

Пример патриотического воспитания на уроке литературного чтения в соответствии с ФОП.

Тема: Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков.

Класс: 4.

Предмет: Литературное чтение.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторить и обобщить материал изученного раздела.

Задачи: обобщить знания учащихся по теме; прививать детям интерес к литературе, поэзии; воспитывать любовь к Родине, к своей малой родине; научить комментировать и анализировать содержание учебного материала; работать над обогащением словарного запаса, над средствами выразительности; размышлять над авторским отношением к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: комментировать и анализировать содержание учебного материала, употреблять пословицы в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя, находить в произведениях средства художественной выразительности.

Метапредметные: умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла, формирование способности оценивать результаты работы собственной и одноклассников.

Познавательные: определять особенности лирического текста; создавать монологические высказывания на тему.

Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: уметь работать в паре (распределять обязанности, выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.

Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку и самопринятие, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, развивать эмоционально – нравственную отзывчивость, умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «любовь к малой родине», «гордость за свою страну».

Оборудование: презентация Power Point, рабочий лист, листы самооценки и настроения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Придумано кем-то и просто, и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

– Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим друг другу! Потому что только человек с хорошим настроением может начинать доброе дело.

2. Актуализация знаний.

– Что такое Россия для нас с вами? (Это наша страна, государство, в котором мы живем.)

– Как по-другому можно назвать нашу страну? Подберите синонимы. (Родина, Отечество, Отчизна).

Вспомним слова из рассказа «Наше Отечество» Константина Дмитриевича Ушинского – русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России.

Он пишет:

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. (Прием «Я начну, а ты продолжи»)

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное;

а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

3. Формулирование темы урока.

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока (Мы сегодня будем говорить о нашей Родине).

Давайте определим для себя задачи урока:

– вспомнить произведения раздела;

– обобщить знания по разделу.

4. Речевая разминка (слайд 3)

Проведем речевую разминку (работа с рабочим листом).

прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтение вслух;

прочитайте, разделяя слова на слоги;

прочитайте с ускорением;

прочитайте с замедлением;

прочитайте с интонацией восхищения.

О чем стихотворение? Главная мысль стихотворения?

5. Актуализация знаний.

Вспомним изученные произведения из раздела «Родина».

Проверим, как вы запомнили имена авторов, произведениями которых мы познакомились в этом разделе. Проведем небольшую викторину.

Дрожжин Спиридон Дмитриевич «Родине» (слайд 4)

Песков Василий Михайлович «Родине» (слайд 5)

Твардовский Александр Трифонович «О Родине большой и малой» (слайд 6)

Романовский Станислав Тимофеевич «Ледовое побоище» (слайд 7)

Вывод: вы прекрасно запомнили авторов и их произведения из раздела «Родина».

6. Физкультминутка.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

7. Знакомство с творчеством М. М. Пришвина (работа с рабочим листом), (слайд 8)

Прочитайте текст.

Моя родина (Из воспоминаний детства)

Пришвин М.М.

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес степь, горы.

А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Ответьте на вопросы.

Назовите тему рассказа.

Кто является главным героем?

О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

Определите главную мысль текста.

Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

8. Защита проектов. Проверка домашнего задания.

Помимо этого, домашнего задания вам было дано творческое задание – литературный проект-исследование. Для этого, весь класс разделился на группы-команды. Каждая группа готовила материал о творчестве выбранного поэта по плану:

1. Биография поэта.

2. Произведения поэта, которые изучают в начальной школе.

3. Декламация стихотворения данного поэта.

4. Иллюстрация - картина к стихотворению поэта.

Сегодня мы проведем защиту ваших проектов на тему «Россия – Родина моя» Сейчас вы представите на суд зрителей свое видение образа Родины с позиции красоты родного края, основываясь на изученные стихи, и объясните, почему вы выбрали такой сюжет. А ваши товарищи оценят ваши работы.

9. Обобщение изученного материала.

Что объединяет произведения нашего урока. (Любовь к Родине – России.) Какой вывод можно сделать по теме урока?

Родину надо любить, беречь и защищать!

10. Итог урока. Рефлексия

– Ребята, вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока. Все ли нам их удалось реализовать? Как вы оцените свою работу на уроке?

Слайд 9. Продолжите фразы:

Сегодня на уроке

... я вспомнил ...

... я узнал....

После урока мне захотелось… 

Кого еще заинтересовала эта тема?

11. Домашнее задание.

Попробуйте самостоятельно написать сочинение к уроку литературное чтение о том «Что значит для меня Родина».

Наш урок подошел к концу. Спасибо, ребята, за урок. Вы проделали большую работу, говорили о самых важных вещах. Я могу сказать, что произведения раздела «Родина» никого из вас не оставили равнодушными. А это, пожалуй, главное. Я желаю вам, ребята, чтобы любовь к Родине была одним из ваших самых главных достоинств!

Рабочий лист

Тема: Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков

1. Проведем речевую разминку.

прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтение вслух;

прочитайте, разделяя слова на слоги;

прочитайте с ускорением;

прочитайте с замедлением;

прочитайте с интонацией восхищения.

О чем стихотворение? Главная мысль стихотворения?

2. Прочитайте текст.

Моя родина (Из воспоминаний детства)

Пришвин М.М.

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес степь, горы.

А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

2. Ответьте на вопросы.

Назовите тему рассказа.

Кто является главным героем?

О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М. Пришвин?

Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

Определите главную мысль текста.

Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

3. Попробуйте самостоятельно написать сочинение к уроку литературное чтение о том «Что значит для меня Родина».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта урока

Предмет:

Литературное чтение

Класс:

4 Г

Учитель:

Дорофеева И. Н.

Тема:

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков.

Цель:

Цель урока: повторить и обобщить материал изученного раздела.

Задачи: обобщить знания учащихся по теме; прививать детям интерес к литературе, поэзии; воспитывать любовь к Родине, к своей малой родине; научить комментировать и анализировать содержание учебного материала; работать над обогащением словарного запаса, над средствами выразительности; размышлять над авторским отношением к Родине.

Результаты (предметные, метапредметные, регулятивные, личностые):

Предметные: научатся: комментировать и анализировать содержание учебного материала, употреблять пословицы в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя, находить в произведениях средства художественной выразительности.

Метапредметные: умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла, формирование способности оценивать результаты работы собственной и одноклассников.

Познавательные: определять особенности лирического текста; создавать монологические высказывания на тему.

Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: уметь работать в паре (распределять обязанности, выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.

Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку и самопринятие, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, развивать эмоционально – нравственную отзывчивость, умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «любовь к малой родине», «гордость за свою страну».

Навык (и):

1.Навыки умения выразительно читать, передавать эмоциональное состояние и свое отношение к произведению.

2. Навыка работы c текстом.

3. Навык практической работы детей.

Этапы урока:

 

Организационный момент

Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке литературного чтения: интерес, успех, новизна, комфорт, связь с жизнью. Чувство уверенности в собственных силах. Повышение собственной значимости. Гордость собой и своими успехами. Статус успешного человека.

Актуализация знаний.

1. Подготовить учеников к работе.

2. Актуализировать их умения и навыки.

3. Вспомнить (актуализировать) необходимые знания, умения и навыки.

4. Контролировать задания, которые вызывают затруднения у учеников.

Постановка учебной задачи

1. Формулирует совместно с учениками тему урока (Родина).

2. Формулирует совместно с учениками цель урока (Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Родина».)

Включение в систему знаний, повторение

1. Отвечают на вопросы, выполняют задания по теме.

2. Отвечают на вопросы, выразительно читают произведения.

Знакомство с творчеством М. М. Пришвина

1. Выразительное чтение текста.

2. Ответы на вопросы по тексту.

Восприятие и усвоение учебного материала

Возможно применение элементов формирующего оценивания.

Обобщение и закрепление усвоенного, представление предыдущего домашнего группового задания и информация о домашнем задании

Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Презентация домашнего задания.

Дают оценку и настроения своей работе на уроке.

Домашнее задание написать сочинение «Что значит для меня Родина».

Рефлексия

Обратная связь по результатам диагностики, анализ затруднений.

Заполнение листа самооценки.

Анализ урока учителем

1. Вместе с основной целью урока дети поставили себе свои цели для достижения результата.

2. Дети обобщили и систематизировали знания по теме «Родина».

3. Каждый ученик не только оценил себя по критериям, но и заполнил свой личный «Лист настроения». Какое настроение у ребенка после завершения работы.

4. Мотивация учебной деятельности на уроке заключалась в интересе работы, в своем личном успехе, новизне, комфорте. Дети чувствовали уверенность в собственных силах. Гордость собой и своими успешными работами.

Количество просмотров: 948  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание комфортной образовательной среды для молодого педагога через реализацию модели наставничества в образовательной организации
2. Наставничество как ресурс повышения качества образования и мотивации к освоению профессии педагога
3. Наставничество как условие профессионального становления молодого специалиста
4. Классный руководитель – наставник ученика-инофона в полиэтническом классе в условиях поликультурной школы
5. Детское наставничество и шефство как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности
6. Профориентация школьников через реализацию волонтерских проектов
7. Как хорошо уметь читать: формирование читательского интереса у младших школьников
8. Практика наставничества в волонтёрском отряде «Свои люди» (сопровождение становления добровольчества студентов в ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»)
9. Читать, играя: продвижение чтения в библиотеке
10. Роль наставника в исследовательском проекте
11. Интерактивные образовательные технологии как средство обучения английскому языку в общеобразовательной школе
12. Оригинальные методы и приемы организации учебных занятий как один из способов формирования исторических понятий у младших школьников при изучении истории России
13. Проблемное обучение как фактор повышения мотивации детей младшего школьного возраста к обучению
14. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
15. Совмещение учёбы и творческой деятельности – залог воспитания успешного класса
16. Интерактивные упражнения как средство обучения английскому языку
17. Как повысить интерес детей к книге. Практические советы для молодого специалиста
18. Творческое познание мира через принцип малых географических открытий
19. Слагаемые успеха учителя и ученика, или Как подготовиться к олимпиаде по истории
20. Роль наставничества в прошлом и настоящем времени

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы