Развитие научно-технического творчества посредством реализации вариативных моделей интеграции общего и дополнительного образования

 
 

Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 

Развитие научно-технического творчества посредством реализации вариативных моделей интеграции общего и дополнительного образования

О важности и необходимости взаимодействия общего и дополнительного образования в вопросах решения образовательных и воспитательных задач сегодня не говорит только ленивый. Для нашего учреждения вопросы интеграции ресурсов общего и дополнительного образования были актуальны всегда, по крайней мере со времени преобразования системы внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей. И за эти годы в учреждении сложилась своя система взаимодействия с различными образовательными учреждениями.

Мы понимаем, что интеграционное образовательное пространство не возникает на пустом месте. Только там, где в образовательных организациях на системно-целевой основе ведется опытно-поисковая работа, где складываются благоприятные административные условия для взаимодействия, где существуют апробированные и закрепленные временем модели взаимодействия различных субъектов образовательного процесса, возможно создание интеграционного социокультурного образовательного пространства. В Ленинском районе такие предпосылки существуют и успешно развиваются.

Вообще в нашем учреждении реализуются различные модели интеграционного взаимодействия. Есть традиционные формы: организация деятельности творческого объединения на базе ОУ, работа с организованными детскими сообществами на базе УДОД, организация предпрофильной подготовки, организация и проведение различных открытых мероприятий для школьников. Всегда актуальны различные формы работы с педагогическими кадрами образовательных учреждений по повышению профессионального мастерства: семинары, конференции, мастер-классы и другое.

Особое значение приобрело сотрудничество с ОУ в рамках реализации ФГОС. Здесь также нашим учреждением используются различные модели взаимодействия: традиционная модель развития внутришкольной образовательной среды; организация внеурочной деятельности на базе УДОД, сопровождение ребенка в конкурсном движении (Дом детского творчества им.В.Дубинина сегодня является инициатором проведения целого ряда конкурсов, соревнований и конференций для детей разного возраста по разным направлениям, в них включаются программы личностно-психологической подготовки ребенка); различные формы сетевого взаимодействия, регулируемого в рамках единого образовательного пространства района; организация дистанционного образования.

Широко используются интеграционные формы взаимодействия и в развитии научно-технического творчества учащихся, которому сегодня уделяется немало внимания. Научно-техническое творчество как направленность дополнительного образования имеет и ряд специфических особенностей, и параметры, характерные для любых объединений дополнительного образования. Как правило, в числе специфики, в первую очередь, отмечают высокую материалоёмкость этого направления. Мы бы еще отметили низкую техническую культуру учащихся сегодня и низкий уровень мотивации к занятиям техническим творчеством, связанные с теми структурными социально-экономическими преобразования, произошедшими в нашем обществе за последние десятилетия. Мы в нашем учреждении всегда считали очень важным сохранить коллективы технического творчества: авиа- и судомоделирование, картинг-клуб, стендовое моделирование, фототворчество.

Каким образом мы в ДДТ им. В. Дубинина пытаемся создать дополнительные условия для развития научно-технического творчества в сотрудничестве с образовательными учреждениями района и города? Как уже было сказано выше, мотивация к занятиям технического творчества – одна из труднорешаемых проблем. Для ее решения в течение многих лет в летний период мы проводим ознакомительные пробные занятия и экскурсии в коллективы технического творчества для обучающихся летних лагерей с дневным пребыванием. Когда мальчишка своими глазами видит, как можно запустить корабль, как за 30 минут можно сделать собственный самолетик, шансов, что он втянется в занятия, гораздо больше. В этом году в июне для всех желающих впервые была организована Летняя фотошкола. Педагоги по фототворчеству для всех желающих провели серию мастер-классов по использованию современной фототехники.

Научно-технический прогресс (термин, редко сегодня используемый) продолжается, и программы дополнительного образования необходимо обновлять «с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы» [1]. Очень важно обновлять спектр реализуемых программ новыми направлениями, актуальными сегодня. За последние годы в нашем Доме появились: мастерская роботехники, коллектив «Школьное телевидение»; на базе картинг-клуба «Скат», работавшего в учреждении с 1960 года, организован детский автомотоцентр, где мальчишки изучают автодело, ездят не только на картах, но и на снегоходах и скутерах. В рамках конкурса социально-значимых проектов был выигран грант на обустройство мини-стадиона для тренировочных занятий.

Большое значение для формирования технической культуры имеет формирование предметной среды не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в общеобразовательных учреждениях. В нашем опыте есть создание специализированных кабинетов на базе школы, как, например, кабинет авиамодельной секции «Полет» на базе СОШ № 175. Секция много лет действует в этом образовательном учреждении, имеет блестящие результаты на региональном и всероссийском уровне, что было бы невозможно без поддержки школы.

Сегодня на базе этого учебного кабинета успешно реализуется программа внеурочной деятельности по начальному техническому моделированию, цель которой – развитие творческих способностей детей средствами конструирования и моделирования. Так, создавая в течение нескольких лет материально-техническую базу для занятий профильного коллектива, с введением ФГОС школа получила отличные ресурсы для организации внеурочной деятельности.

В течение многих лет совместно со школами №№ 40, 73, 175 Дом творчества организует предпрофильную подготовку учащихся в рамках образовательной области «Технология». В соответствии с договорами о сотрудничестве старшеклассники с 9 по 11 класс осваивают несколько предпрофильных программ, в том числе дополнительную общеобразовательную программу «Цифровая фотография». Школьники знакомятся с современной фототехникой, с правилами работы в графическом пакете Photoshop, осваивают работу с композицией и освещением. Итогом становятся собственные фотоальбомы и презентации.

Отдельно надо сказать о создании условий для демонстрации результатов учебной деятельности в научно-техническом творчестве. Конечно, это соревнования, фестивали, конкурсы, выставки технического творчества. Не всегда их количество и условия участия соответствуют запросам и возможностям образовательных учреждений. Наше учреждение, как уже было сказано выше, является инициатором и организатором целого ряда конкурсных состязаний для детей и педагогов. Цель этой работы – это и предоставление дополнительных возможностей ребятам для демонстрации результатов работы, и создание дополнительных условий для развития данных видов творчества. В течение многих лет наши фотостудии ведут активную пропагандистскую работу, являются организаторами фотовыставок и открытых фотоконкурсов «Рисую светом» и «Этой ярмарки краски…». По итогам конкурсов оформляются выставки в НИПКиПРО, издается каталог лучших работ. И если еще 7-8 лет назад мы сталкивались с крайне низкой активностью детских фотостудий, то сегодня каждый год количество участников становится больше. И это мы считаем своей заслугой, так как наша активная работа приносит свои плоды.

Еще один аспект нашей работы, направленной на развитие научно-технического творчества – это создание условий для исследовательской работы обучающихся. Около 20 лет в нашем Доме творчества действует Научное общество учащихся «Импульс». Здесь наши обучающиеся имеют возможность вести научно-практические исследования, получить квалифицированную консультацию экспертов, подготовить свои работы для всероссийских конференций. Вести эту работу без поддержки со стороны школьного учителя практически невозможно. Это еще один важный момент эффективности конструктивного взаимодействия образовательных учреждений. Итогом нашей многолетней работы по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся стало проведение Всероссийской конференции учащихся «Юность, наука, культура – Сибирь», которая проходит в нашем регионе уже восьмой год. Конференция входит в «Перечень мероприятий для поддержки талантливой молодежи», утверждаемый Президентом России для присуждения президентских грантов.

Сегодня мало говорить о важности взаимодействия разных субъектов образовательного пространства для решения тех или иных проблем, сегодня необходимо каждый день предлагать нашим детям новые возможности для самореализации, для обучения и развития, используя при этом все ресурсы и создавая новые. Эта работа не может носит эпизодический характер, эта система нарабатывается годами, и мы в своем учреждении пытаемся решать проблемы продвижения научно-технического творчества, инженерного образования у современных школьников.

 

Список литературы

1.     Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс] // – Российская газета. http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (дата обращения 14.10.2014).

Количество просмотров: 13061  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы