Духовно-нравственное воспитание современного школьника через приобщение к творчеству М.Ю. Лермонтова

 
 

Дубовцева Юлия Васильевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 81» г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное воспитание современного школьника через приобщение к творчеству М.Ю. Лермонтова

Художественное наследие М.Ю. Лермонтова уникально. В неполные тридцать лет творческой деятельности (1828-1841 гг.) им было сделано так много, что не укладывается в один век. Его творчество – явление типологическое, ставшее образцом национального самопознания русской духовной культуры.

Под самопознанием понимается осознание своих собственных достоинств и недостатков, определяющих ценность личности («мой гений веки пролетит»). У Лермонтова как у неординарной личности высоко развито сознание ответственности – особого состояния духа, когда и творческие деяния, и непосредственное поведение в обществе нередко становились предметом критического самоанализа.

Очень часто М.Ю. Лермонтова называют самой загадочной фигурой в русской поэзии. Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие безнравственных законов светского общества, размышления о призвании человека, о предназначении поэзии, грустная дума о Родине, напряженные поиски гармонии с миром.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания – это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Творчество М.Ю. Лермонтова, его произведения являются прекрасным инструментом, формирующим нравственные идеалы современного школьника. Оно продолжает развивать представления учащихся о прекрасном, формировать их нравственные идеалы. Иное звучание получает в его лирике тема любви к Родине. И эта особая новизна выраженных поэтом чувств волнует. Школьники пытаются осмыслить свое личное, разобраться в чувствах, возникших под влиянием прочитанного, изученного. Детям близка волевая, сильная личность Печорина, привлекает их его мужество, колоссальная энергия, самообладание, но не могут они простить герою бесцельность и пустоту жизни, эгоизм, хотя и понимают трагическую сущность его существования. Поэзия Лермонтова и его герои заставляют задуматься учащихся над самым сокровенным. Они мыслят, спорят, здесь-то и осуществляется связь между произведениями прошлого и нашим временем. Герои и события воспринимаются живо, особенно когда они познаются в сравнении. Взгляды Лермонтова на подлинное назначение искусства дают возможность ставить перед учащимися вопрос, что такое подлинная, нужная народу поэзия? Так устанавливается тесная связь прошлого с настоящим, Лермонтов и его поэзия воспринимаются учащимися как «вечные спутники».

Масштабность личности писателя, сложность его мироощущения, озарения, парадоксы, открытия и тупики художественного освоения мира, многообразие влияния лирики и прозы М.Ю. Лермонтова на творчество писателей последующих времен. Нивелировались противоречивость, фрагментарность, закрепление стереотипов – вот, что характерно для большинства методических рекомендаций по этой теме в конце XX-начале XXI веков, но интерес школьников к образу Печорина не ослабевал, а, наоборот, сегодня приобретает еще большую остроту. Это требует обновление содержания и методики изучения темы в школе.

Прекрасной педагогической технологией, применяемой на уроках литературы, при изучении творчества поэта является технология французских мастерских или технология построения знаний. Применяя данную технологию, мы позволяем школьникам проделать более глубокий анализ текста лермонтовских произведений и создать собственное мнение о творчестве поэта. Так, например, урок может строиться на опровержении критического высказывания Анненкова о месте темы Родины в творчестве поэта. Анненков утверждал, что тема Родины не находит проявления в создании народного характера, что Лермонтов невнимателен к русской истории, в его творчестве отсутствует интерес к ней, что в творчестве поэта узкая тема патриотизма, в ней поэт выразил себя, отразил интересы ограниченного круга людей (аристократии).

Анализируя стихотворения поэт «Родина», «Бородино», «И скучно и грустно…», «Прощай, немытая Россия», учащиеся приходят к противоположному мнению и делают свой собственный вывод о том, что тема патриотизма, тема любви к Родине – одна из приоритетных в творчестве поэта. Таким образом, применяя данную технологию на уроке литературы, мы даем ребенку возможность прочувствовать Лермонтова, посмотреть на мир его глазами, приближаем учащихся к нему и формируем нравственные идеалы, какими так пронизано его творчество.

Свою любовь к Родине Лермонтов называет странной. Любовь Лермонтова к Родине «странная», так как его понятие народности расходится с официальной точкой зрения. Для поэта истинная народность состоит в глубокой связи человека со своими корнями, с жизнью России простой, крестьянской. К этой России стремится поэт всей душой, воспевая ее в стихотворении «Родина». Именно она вызывает неподвластное рассудку чувство единения со всем сущим, необъяснимое умиление и восторг обыкновенной «четой белеющих берез». Как обыкновенны приметы Руси крестьянской! «Дымок спаленной жнивы», обоз в степи, «чета белеющих берез», «изба, покрытая соломой», немудреный крестьянский праздник с пляской «под говор пьяных мужичков» – незатейливость, «святая простота» «лубяной России» для поэта дороже блистающих огнями зал роскошных дворцов. В стихотворении «Бородино» выражены патриотические чувства поэта, его неподдельное восхищение победой русского оружия над Наполеоном. Рассказ о величайшем историческом событии Лермонтов вложил в уста простого русского солдата. Минуя вопрос о заслугах конкретного полководца, Лермонтов показывает общий подъем. Его полковник – «отец солдатам», чувствующий счастье участия в общей с народом жизни. Образ полковника – пример непоказной стойкости, героического самопожертвования ради Отечества.

Мотив одиночества центральный в творчестве М.Ю. Лермонтова. Одинок его мятежный парус, ищущий бури. Одинок листок, который «оторвался от ветки родимой». Одинок утес, на груди которого «ночевала тучка золотая». Удивительны, трогательны образы, ставшие олицетворением этого томительного чувства – одиночества. Тоска по родственной душе, понимающей и принимающей тебя, звучит во многих стихах М.Ю. Лермонтова. Но есть одиночество иного рода – одиночество среди людей… Лирический герой стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» одинок среди людей, так как он не принимает безнравственные законы светского общества, поэтому и заканчивается это стихотворение пронзительным признанием:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

В стихотворении «Дума» поэт, осудив свое поколение, вянущее «в начале поприща… без борьбы», «к добру и злу постыдно равнодушное», выдвинул свой идеал человека-гражданина. Конкретизируется эта мечта о деятеле в произведениях М.Ю. Лермонтова о поэте.

Обобщенный образ в 1837 году нашел свое конкретное выражение в стихотворении «Смерть поэта». Идеален образ поэта, созданный в память о А.С. Пушкине – кумире юного Лермонтова. Это «невольник чести», «дивный гений», «певец, неведомый, но милый», он – олицетворение «Свободы, Гения и Славы». Таким юный поэт воспринимает великого Пушкина. В стихотворении воплощена и трагическая тема поэта и толпы. Убийцам поэта, «Свободы, Гения и Славы палачам», стоящим у трона, бросает Лермонтов «железный стих, облитый горечью и злостью». Но он не снимает вины и со светской толпы, которая ввергла Поэта в пучину «позора мелочных обид», которая «злобно гнала // Его свободный, смелый дар», которая отравила «его последние мгновенья // Коварным шепотом насмешливых надежд». Трагичен образ поэта – человека, посвятившего свою жизнь, свое творчество высокому гражданскому служению. Именно в гражданском служении, в борьбе за высокие идеалы видит лирический герой стихотворения «Поэт» предназначенье своего творчества. Предназначенье это – звучать,

…как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Поэзию Лермонтова отличают напряженные поиски гармонии с миром. В этих поисках поэт развивает в своем творчестве две противоположные тенденции: богоборческую («Демон», «Небо и звезды») и глубокое религиозное чувство («Ангел», «Молитва»). Если первое направление приводит поэта к горькому скепсису, то второе дарует наивысшую мудрость и просветленность духа…

В стихотворении «Молитва» поэт дает вполне определенный ответ на вопрос: когда человек обращается к молитве – «в минуту жизни трудную». Таких минут было немало у поэта-изгнанника, у поэта-максималиста. Грусть «теснилась» в его сердце, когда он пронзительно осознавал свое одиночество, недостижимость идеала, к которому всю жизнь рвалась его душа… И вот сейчас, в момент молитвы, в момент, когда душа приближается к Богу,

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко…

Пожалуй, главная характеристика молитвенного слова – это «святая прелесть». В этом словосочетании отражено и состояние человека, произносящего молитву. В нем тоже «святая прелесть» обретения веры и гармонии.

Поэзия Лермонтова имеет патриотическое звучание, проявляющееся во внимании к целому комплексу мотивов, среди которых особое место занимают мотивы воли, свободы, твёрдости духа, общности и единения; названные мотивы осознаются как высочайшая ценность и условие существования русского образа мира, зиждущегося на фундаментальной сопряженности разноуровневых духовно-социальных координат: семьи, родины, государства, являющимися в своём идеале зримым подобием Отечества Небесного и указывающими на возможность его достижения. В творчестве Лермонтова идея движения истории тесно связана с проблемой становления личности, борьба зла с добром в сердце человека определяет и противостояние добра и зла как основного содержания исторического процесса, в соответствии с чем движение истории тесно взаимосвязано с проблемой становления личности и её нравственного выбора. Основная идея духовного мира Лермонтова – идея Царства, что является целью и каждого человека в мире идеальном. Для Лермонтова же она оказывается связанной с «русской идеей», приобретая в этом смысле значение индивидуального «не снимаемого» креста.

Художественная модель мира, созданная Лермонтовым, есть результат творческого восприятия бытия в его психологических, социальных, исторических и собственно культурных проявлениях; динамика внутренних связей художественного мира Лермонтова отражает процесс становления личности, ищущей и достигающей соответствия между своими чувствами, стремлениями, настроениями и христианскими идеалами.

Подлинное истолкование творчества Лермонтова – самобытного писателя, означившего новый этап в развитии русской литературы, дала революционная критика, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне 30-х годов “без соперников по величине и блеску”. Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.

Творчество М.Ю.Лермонтова – основа нравственности современного поколения. Гений Лермонтова пролетел через века, чтобы напомнить нам об уроках нравственности, которые извлекаешь всякий раз, читая произведения поэта.

Современный исследователь творческого наследия Лермонтова Г.Е. Горланов, осмысливая значение лермонтовских традиций в настоящие дни, пишет: «И в горестные, и в радостные для страны дни Лермонтов оставался и остается с нами. В наше неспокойное время нам особенно близок пафос поэзии Лермонтова, который заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Нам особенно важно не утратить свежести восприятия действительности, чувства ответственности за совершающееся в стране, сохранить верность себе в правде. Помогает нам в этом деле неумирающая Муза великого Лермонтова».

Количество просмотров: 7426  

Добавить комментарий

Target Image
1. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
12. Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Формы и методы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся коррекционной школы ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Духовно-нравственное воспитание в МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Детский фольклор как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Память о Великой Отечественной войне как основа формирования духовно-нравственных ценностей современного гимназиста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе ВЫПУСК №99, февраль 2022
19. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе Выпуск №98, декабрь 2021
20. Воспитательный потенциал уроков искусства ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы