Внеклассное занятие «Слово о словах» (5-7 класс)

 
 

Ерёмина Елена Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 116 г. Новосибирска

 

Внеклассное занятие «Слово о словах» (5-7 класс)

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Важнейший способ узнать человека –
прислушаться к тому, как он говорит…
Д.С. Лихачев

Цели, задачи:

– Исследовать вопрос о том, что представляет собой сквернословие; проследить историю его возникновения; влияние сквернословия на людей, окружающую среду. Выяснить, нужно ли бороться со сквернословием и как.

– Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения.

– Воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к собеседнику и к самому себе.

Оборудование: презентация, социальная реклама (опережающее задание), видеофрагмент «Последствия брани», фигурка человечка, жетоны.

Тип урока: урок-исследование. До урока учащимся предлагается определиться с точкой зрения по вопросу, можно ли употреблять нецензурные выражения, вредно ли для человека сквернословие?

Ход урока

I. Организационный момент. (Две команды рассаживаются по жребию – цвету (наклейки цветные на одежду), выбирают сами дети).

Объяснение правил. За правильный ответ – жетон (смайлик, цветок (по цвету для двух команд), потом эти жетоны будут приклеивать на фигурку человечка).

Вступительное слово учителя:

– Сегодня у нас не совсем обычный урок – урок-исследование. Работаем в группах. Желаю вам успехов и новых открытий!

II. Актуализация знаний по теме.

Уч-ль: «Легенда о языке».

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

На другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: "Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

Наш "великий, могучий русский язык" – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Язык, слово в нашей жизни играют огромную роль. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести использование в речи бранных слов.

Просмотр видеофрагмента. Видео №1.

Вопрос: – Что происходит с человечком? Когда такое бывает? (Когда человека оскорбляют, выражаются при нем нецензурно и т. д.).

– Как называется употребление в речи нецензурных, бранных, плохих слов? (Сквернословие).

ЖЕТОН за правильный ответ.

Заглянем в словарь (презентация).

Бранные, нецензурные, матерные слова – это неприличные непристойные, оскорбительные слова. (Большой толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова)

Сквернословие – от слова «скверна». Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь…». (Словарь Даля)

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`.

Уч-ль: – Как возникло сквернословие?

Из истории сквернословия (рассказ уч-ля).

История возникновения мата уходит в древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец. Ни одному простому человеку не могло прийти в голову произнести эти слова мысленно или вслух.

Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим богам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

В древней Руси:

– все знали, бранить детей матом нельзя, их будут мучить бесы;

– материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище;

– нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Ругаться люди уходили далеко в поле. Считалось, что ругаясь в поле, люди отгоняли нечистую силу. Отсюда пошло выражение «поле брани».

Из истории сквернословия (сообщения детей):

Сквернословие на Руси до середины 19 века являлось уголовно наказуемым. Сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах.

Петр I написал книгу «Юности Честное Зеркало», в ней говорилось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от брани.

В Советском Союзе за нецензурную брань в общественном месте полагалось 15 суток ареста.

III. Работа в группах.

Уч-ль: – Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Вопрос 1: – Опасно ли сквернословие?

Мнения детей. Жетоны за ответ.

Варианты ответов:

Культура речи деградирует.

Мат уничтожает достоинство человека, унижает его. Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей.

Человек уже не может обходиться без словесного мусора, без слов-связок.

Матерщина – вредная привычка. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.

Сквернословие опасно. За сквернословие можно схлопотать статью, физические увечья, вражду, отвращение, отказ от общения.

Вопрос 2: Как мат влияет на человека?

Мнения детей. Жетоны за ответ.

Уч-ль: Многие ученые занимались этим вопросом.

Сообщения детей:

– доктор биологических наук Иван Белявский доказал, что каждое произнесенное нами слово влияет на наши гены. У матершинников очень быстро проявляются возрастные изменения, которые ведут к болезням.

– кандидат биологических наук Петр Горяев и кандидат технических наук Георгий Тертышный изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они выяснили, что бранные слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы, гены меняются местами.

Так потомству передается программа самоуничтожения. Бранные слова вызывают эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Уч-ль:

Давно проводятся эксперименты с водой. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Ученые проверяли, как влияют слова на воду. Проводили разные эксперименты: над одной матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру. И у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась.

Также проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой молились, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми молились, прорастали лучше.

Вопрос 3: Нужно ли бороться со сквернословием и как?

Мнения детей. Жетоны за ответ.

Варианты ответов:

Повышать уровень своей культуры.

Изучать русский язык и литературу.

Воспитывать примером в семье с малых лет.

Делать замечания друг другу.

Наказывать хамов презрением, не говорить плохих слов самому…

Уч-ль: Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: «Не сквернословь... Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Защиты не будет. Крыла не будет над тобой.

Уч-ль: – Как борется с матом закон?

Мнения детей. Жетоны за ответ.

Варианты ответов:

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда…, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Уч-ль: В скверном слове таится огромная разрушительная сила. Если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

Вы можете внести свой вклад в борьбу со сквернословием.

IV. Представление детьми социальной рекламы (опережающее задание). (Примерные варианты плакатов – «Кто использует мат, тот умишком небогат», «Мат – помоев ушат!», «Мат – дорога в ад», «Мат уродует девчат», «Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!», «Мат – это ядов концентрат!», «В классе мы найдём управу на словесную отраву!» и пр.

V. Чтение стихотворений детьми.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами,
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом с вами убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик...
Ведь же всё говорят. "Век живи – век учись".
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.
Его многие любят, и он нравится многим,
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя,
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

«Слова»

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

VI. Итог, выводы, обобщения.

На доске на ватмане изображение человечка в пятнах.

Уч-ль: – Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов!

Уч-ль предлагает детям из каждой группы написать и наклеить на пятна жетоны (цветы, смайлики) с написанными на них добрыми, хорошими словами.

У человечка появляется улыбка (наклейка). Видео №2

Производится подсчет (жетоны по цвету групп) жетонов, называется группа, набравшая большее количество жетонов.

Награждение победителей и участников.

VII. Рефлексия.

Сегодня мы провели исследование по теме «Сквернословие».

Мне важно ваше мнение. Предоставляю вам слово. Устные ответы детей (тренинг «Незаконченное предложение»):

Я сегодня задумался о….

Мне сегодня понравилось…

Я остался при своем мнении…

Я изменил мнение о…

VIII. Заключительное слово.

У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

От всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Количество просмотров: 16808  

Комментарии

Интересное и полезное занятие, спасибо!
оОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ТЕМА, СПАСИБО

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы