Анализ публикаций рубрики «Информатизация образования» электронной газеты «Интерактивное образование» за 2005-2015 годы

 
 

Костина Ольга Витальевна,

начальник информационно-издательского отдела МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида»,

редактор электронной газеты «Интерактивное образование»

 

Анализ публикаций рубрики «Информатизация образования» электронной газеты «Интерактивное образование» за 2005-2015 годы

Информатизация образования является одной из самых главных и масштабных инноваций последнего десятилетия. Именно поэтому с первого выпуска электронной газеты «Интерактивное образование» в издании была создана рубрика «Информатизация образования». Ее бессменной ведущей является старший научный сотрудник научно-методического центра «Современные технологии», заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО, доктор педагогических наук А. В. Молокова.

Количественный анализ опубликованных материалов за время работы издания (февраль 2005 – октябрь 2015) показал, что рубрика «Информатизация образования» содержит 270 статей 295 авторов, большинство из которых учителя начальных классов (70%). Также свои работы в обозначенное время публиковали учителя информатики, русского языка и литературы, математики, географии, педагоги-психологи, специалисты методических центров и др.

Преимущественное большинство авторов рубрики «Информатизация образования» работают в образовательных учреждениях города Новосибирска (85%), из иногородних можно выделить СОШ № 7 и Лицей № 22 г. Белова Кемеровской области, МБОУ технический лицей № 176 г. Карасука, Колыванскую СОШ № 3, МКОУ «СОШ ст. Евсино» и МКОУ СОШ д. Шибково Искитимского района Новосибирской области.

Существенно, что большинство авторов рубрики «Информатизация образования» – педагоги инновационных площадок научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО (начальник Ю.Г. Молоков, канд. пед. наук, с.н.с.). Это учителя таких образовательных учреждений, как МАОУ гимназия № 10, МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 37 I, II вида, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 84, МБОУ лицей № 200, МАОУ Гимназия № 12, МБОУ СОШ № 120, МБОУ СОШ № 180 г. Новосибирска. Данный факт говорит об актуальности, эффективности и необходимости научного сопровождения процесса информатизации школы, об активности педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.

Первоначально в рубрике были представлены материалы специалистов в сфере информатизации образования (это преимущественно сотрудники Городского центра информатизации «Эгида» и научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО). Опубликованные в 2005 году статьи содержат размышления о значимости, актуальности и необратимости такого процесса, как информатизация образования, а также отчеты о реализации Городской целевой программы информатизации муниципальной системы образования на 2004-2007 годы, информацию о состоявшихся конкурсах, конференциях и семинарах по данному направлению. Отсутствие статей педагогов-практиков, на наш взгляд, может быть объяснено, с одной стороны, невысокой информированностью учителей о начале работы новой электронной газеты, с другой стороны, свидетельствует о начальном этапе накопления и осмысления опыта по использованию возможностей современных средств информатизации в образовательном процессе.

Но уже с 2006 года учителя образовательных учреждений начинают активно представлять свой опыт работы и результаты педагогической деятельности в области внедрения информационных технологий в рубрике «Информатизации образования», и анализ публикаций следующих 9-ти лет позволяет проследить, как развивалась информатизация образования в г. Новосибирске, менялись задачи, основные направления и взгляд на содержательную сторону этого процесса.

Контент-анализ статей 2006-2007 годов позволяет предположить, что педагоги первоначально оценили средства ИКТ, прежде всего, как возможность визуализации учебной информации. Самой распространенной формой применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях является, согласно материалам рубрики, использование текстового редактора, показ мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете и работа с CD-дисками на уроках. Вместе с тем, имеющие к тому времени значительный опыт использования информационных технологий в образовательной деятельности, инновационно мыслящие и работающие педагоги начинают критически оценивать эффективность и целесообразность использования компьютера. Так, например, Осколкова Татьяна Владимировна, на тот момент времени заместитель директора гимназии № 10 г. Новосибирска, пишет: «Сегодня каждый урок, на котором применяется компьютер, оценивается положительно уже в силу этого факта, независимо от реальных результатов работы учащихся. Между тем назрела необходимость уточнить возможности существенного улучшения учебного процесса, обеспечить выбор адекватной методики применения компьютера для достижения такого результата» [2]. Поэтому, наряду с количественным преимуществом статей, описывающих опыт применения ИКТ для решения задач визуализации и наглядности, мы обнаруживаем и материалы педагогов, посвященных, например, развитию проектной и исследовательской деятельности школьников, где применение средств информатизации используется не только для представления полученных результатов, но и на других этапах работы над проектом.

Анализ публикаций 2008-2010 годов показывает, что продолжающееся оснащение школ города средствами информатизации способствовало расширению спектра направлений деятельности учителей с помощью средств ИКТ. Так, например, появление в образовательных учреждениях интерактивных досок Smart Board способствовало привлечению учителей к использованию информационных технологий на уроке, что находит подтверждение в существенном количестве статей этого периода (23 материала).

Еще одним значимым проектом, который, согласно материалам 2008-2010 годов, стимулировал развитие информатизации образования в Новосибирске, стал проект «1 ученик: 1 компьютер». Напомним, что в мае 2008 года корпорация Intel передала в образовательные учреждения города компьютерные классы, каждый из которых включал 25 Classmate PC («персональный мобильный компьютер ученика», предназначенный для использования школьниками в возрасте 6-12 лет). В материалах педагогов, опубликованных в газете «Интерактивное образование», отмечаются преимущества использования Classmate PC: позволяет детям осваивать современные образовательные технологии, повышает познавательный интерес учащихся и уровень внимательности, формирует способность ребенка самостоятельно принимать решение при выполнении задания [1]. Кроме того, содержание рубрики 23 выпуска (июнь, 2009 года), полностью посвященной использованию классмейтов в образовательной деятельности, позволяет увидеть, как появление нового технического средства стимулировало поисковую деятельность учителей. Из представленных материалов очевидно, что для многих педагогов – авторов электронной газеты «Интерактивное образование» – применение информационных технологий на уроках различных учебных предметов к этому времени становится повседневной практикой.

Таким образом, в статьях данного периода отражаются позитивные решения в области развития информатизации образования на муниципальном и государственном уровне, в том числе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого произошло оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, подключение школ к Интернету, поощрение учителей и образовательных учреждений, использующих информационные технологии в образовательном процессе и воспитательной работе.

Помимо опыта использования в образовательной деятельности технических новинок, в статьях этих лет педагоги описывают ИКТ как эффективное средство при реализации компетентностного подхода, во внеурочной и воспитательной работе, для повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривают актуальные вопросы социализации и здоровьесбережения школьников в условиях информатизации образования и др.

Кроме того, необходимо отметить, что значительное количество статей 2006-2010 годов представляют опыт работы с электронными учебными пособиями, разработанными в ходе выполнения плана важнейших исследований РАО Молоковой А.В., Молоковым Ю.Г., Шаровской С.Ф., Килиной Г.Ф. и др. Приводятся в текстах публикаций и конспекты уроков, на которых применялось интерактивное оборудование, в том числе компьютеры, Smart Board, документ-камеры, пульты для голосования и др.

Тематику и содержание опубликованных материалов 2011-2015 годов отличает трактование задач в сфере информатизации образования в свете системных изменений на государственном уровне, реализованных в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах. В работах данного периода педагоги подчеркивают значение и роль ИКТ-компетентности личности, которая становится фундаментом для формирования универсальных учебных действий в современной школе, и описывают способы и средства достижения нового образовательного результата [3].

В ряде статей учителя делятся опытом применения технологий системно-деятельностного подхода в обучении, являющегося, как известно, методологической основой ФГОС. Это, например, технологии игрового обучения, проектной деятельности, проблемного обучения, технология сотрудничества и т.д. Значительное количество материалов посвящено описанию способов достижения с помощью средств ИКТ предметных, личностных и метапредметных результатов обучения.

Кроме того, среди преобладающих тем статей рубрики «Информатизация образования» 2011-2015 годов можно выделить такие, как:

– информационно-образовательная среда образовательного учреждения;

– дистанционное обучение;

– цифровой портфель достижений;

– безопасное использование сети Интернет в образовательной деятельности;

– развитие инженерного образования;

– медиаобразование и др.

Таким образом, анализ публикаций рубрики «Информатизация образования» позволяет проследить, как осуществлялась информатизация муниципальной системы образования Новосибирска в последние 10 лет, и констатировать, что, наряду с постоянной модернизацией образования на государственном уровне, особое значение для ее развития имела научно-методическая поддержка, реализуемая А.В. Молоковой и Ю.Г. Молоковым и др. учеными. Данное утверждение аргументируется преимущественным количеством публикаций педагогов инновационных площадок НИПКиПРО и их значительными результатами в области применения современных образовательных технологий.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что информатизация образования обладает высоким педагогическим потенциалом и осознается учителями значимым ресурсом развития качества образования. Динамика развития этого процесса, отраженная в статьях рубрики «Информатизация образование» электронной газеты «Интерактивное образование», показывает, что его возможности далеко не исчерпаны.

Источники:

1. Басурматорова Л.А. Классмейт как средство повышения мотивации учения // Интерактивное образование: электронная газета. – 2009. – № 23 [Электронный ресурс]. URL: http://io2.nios.ru/index.php?rel=23&point=19&art=241 (дата обращения: 06.12.2015).

2. Осколкова Т.В. Психолого-педагогический мониторинг в условиях информатизации начальной школы // Интерактивное образование: электронная газета. – 2006. – №5 [Электронный ресурс]. URL: http://io2.nios.ru/old/releases/05/index.html (дата обращения: 07.12.2015).

3. Попсуйко И.И. Применение ИКТ в формировании универсальных учебных действий // Интерактивное образование: электронная газета. – 2014. – № 53 [Электронный ресурс]. URL: http://io.nios.ru/articles2/51/3/primenenie-ikt-v-formirovanii-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 06.12.2015).

Количество просмотров: 11294  

Комментарии

Интересная тема и достойный текст! Поздравляю с дебютом!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы