Развитие информационно-образовательной среды коррекционной школы

 
 

Сизова Светлана Геннадьевна,

учитель информатики высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Развитие информационно-образовательной среды коррекционной школы

Коррекционная школа не нацелена готовить своих выпускников на продолжение образования по инженерному или IT-направлениям. Одна из основных задач школы для обучающихся с ОВЗ – социализация, т.е. усвоение человеком социального опыта, позволяющего ему успешно функционировать в обществе.

Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).

Уникальные возможности информационных технологий позволяют более эффективно, целенаправленно выполнять задачи социальной адаптации:

– формирование информационной культуры, позволяющей выпускнику ориентироваться в социальном мире, мире, связанном с нарастающими информационными технологиями;

– повышение эффективности образовательного процесса, расширение образовательных возможностей учащихся, освоение новых образовательных областей.

Социализация обучающихся с ОВЗ – требование ФГОС, а условия его реализации должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов,

совокупность технологических средств,

коммуникационные каналы,

систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

мониторинг здоровья обучающихся;

современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе, в рамках дистанционного образования;

дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Как считают разработчики федерального проекта «Информатизация системы образования», ИОС образовательного учреждения развивается линейно, всё время усложняясь, по следующему сценарию:

– Школьный компьютер. Информатизация образовательного учреждения начинается с появления в нем одного или нескольких компьютеров.

– Компьютерный класс. Эта модель на данном этапе считалась основной, вписываясь в существующие схемы обучения.

– Общешкольная информационная образовательная среда. Ее физическую основу составляет школьная компьютерная сеть, которая объединяет имеющиеся в школе компьютеры в единую ИОС, а также связывает их с Интернет.

Наше учреждение тоже прошло данный сценарий развития.

Что мы имеем сегодня? За годы реализации Программы информатизации значительно улучшилась материально-техническая и методическая база информатизации образовательного процесса в школе. Мы создаём модель школы, отражающей такую систему организации учебно-воспитательного процесса, где большую роль играют компьютерные средства и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие открытость и прозрачность деятельности ОУ.

 

Количество техники последние годы стабильно, но в 2015 году списаны все устаревшие компьютеры, они заменены на современные 2-4-х ядерные. Компьютеры есть, практически, во всех учебных кабинетах школы. Все компьютеры имеют доступ к локальной сети и сети Интернет. Большие надежды возлагаем на укомплектование новой техникой при переезде в новое здание школы в 2016 году. Обслуживание ТО налажено так, что обходимся без аутсорсинговых фирм. В службу технической поддержки информационно-образовательной среды входят 3 человека.

Эффективное использование информационно-образовательной среды учреждения предполагает компетентность его сотрудников в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Ориентиром развития ИКТ-компетентности на данном этапе служит профессиональный стандарт педагога. Всё чаще педагоги пользуются онлайн-курсами, возможностями дистанционного обучения. 100% учителей нашей школы имеют уровень ИКТ-компетентности, достаточный для самостоятельной работы в сети Интернет. Педагоги нашей школы являются участниками сетевых профессиональных сообществ. 24% имеете собственный сайт, блог, страницу на портале. Регулярно участвуют в конкурсах, имеют публикации на данных сайтах, свидетельства о размещении материалов и создании личных страничек.

С начала двухтысячных годов наш педагогический коллектив накопил большой и интересный опыт работы. Мы постоянно проводим наблюдение и анкетирование, определяя уровень ИКТ-компетентности педагогов. Анализ этих данных доказывает, что в нашей школе нет несоответствия между динамично развивающейся информационно-образовательной средой ОУ и уровнем готовности педагогов к организации в ней новых видов педагогической деятельности, а следовательно, нет преград к инновационной деятельности.

В 2009 году был создан школьный сайт http://www.s_spec_37.edu54.ru/, который предоставляет открытый доступ всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к информации о школе-интернате. Школьный сайт – это: интерактивное общение участников учебного процесса; размещение информации для всеобщего просмотра; демонстрация достижений учащихся и педагогического коллектива. Перечень обязательно предоставляемой информации и возникающих в связи с этим зон ответственности подразделений утверждён директором школы. Внутренний аудит сайта проходит в соответствии с Циклограммой размещения и обновления информации на сайте. Сайт ОО соответствует нормативным документам, успешно проходит внутренний аудит и внешние мониторинги.

В школе успешно организована работа по развитию системы электронного документооборота. Идёт постоянное пополнение базы ARM школьного администратора – структурированный материал, документы школьной администрации и методического Совета.

База ШСОКО – также создана в виде автоматизированного рабочего места. Это позволяет хранить в базе данных нормативные документы (положение, регламент ШСОКО, циклограмму годового мониторинга, таблицы предметных, метапредметных, личностных результатов, контрольно-измерительные материалы и т.д.). Кроме того, АРМ позволяет систематизировать документы, осуществлять быстрый поиск и фильтрацию и автоматически создавать документы на основе шаблонов.

Отметим активное использование облачных технологий: анкетирование с использованием Google-сервисов, заполнение онлайн-таблиц (например, при сборе информации для самоанализа школы, для работы системы менеджмента качества школы и в школьной мониторинговой службе). Приглашение к работе (ссылки на онлайн-анкету) рассылаются на личные адреса педагогов школы. База адресов собрана и разбита на группы: члены каждого МО, методический Совет, администрация. Автоматическая обработка анкет позволяет привести результаты к наглядной форме – таблиц, графиков, диаграмм, а также исключить ошибки, свойственные ручной обработке. Мы значительно экономим материальные ресурсы (бумага, заправка принтеров), а главное, время на обработку результатов. В дальнейшем планируем разместить онлайн-формы данных АРМ на нашем сервере. Таким образом, использование ИКТ в работе по мониторингу качества образования позволяет повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство, перевести всю деятельность школы на более качественный современный уровень.

Много лет работали с сервисом «Дневник.ру». Сейчас как все переходим на всероссийскую систему учета контингента обучающихся.

ФГОС включает в себя требование и к обеспечению возможности обучающихся использовать дистанционные формы обучения. У нас есть договор о сотрудничестве с государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Новосибирской области средней общеобразовательной школой «Областной центр образования» – это для детей с ОВЗ. Есть возможность использования дистанционного курса на «Сетевой дистанционной школе Новосибирской области». 7 педагогов школы прошли курсы ПК по созданию обучающих курсов в среде Moodle. Но опыт показал, что родители детей-инвалидов по слуху предпочитают очное обучение – живое общение с учителем. А областные жители (родители детей-инвалидов по слуху) выбирают «Областной центр образования», т.к. там на безвозмездной основе предоставляют и дорогостоящую технику, и бесплатное подключение к сети Интернет.

  

Наши перспективы:

– введение очно-дистанционной формы обучения в УКП для лиц с недостатками слуха, совмещающих получение среднего общего образования с работой, спортивными тренировками, выездами на сборы;

– начат проект по созданию и ведению элективных дистанционных курсов, размещенных на сервере школы;

– стало возможным активное использование возможностей ДОТ во время продолжительных заболеваний ребёнка или при неблагоприятных погодных условиях.

В наши дни интернет стал неотъемлемой частью жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, оплачиваем товары и услуги, отправляем документы для поступления в вузы и делаем многое другое. Вместе с тем интернет таит в себе опасности — о них необходимо знать, чтобы избегать их.

Мы ежегодно участвуем в Едином Всероссийском уроке безопасности в сети Интернет. Педагоги школы успешно прошли обучение на курсе «Дети в Интернете» в ГЦИ «Эгида». Составлен план курса на 2015/16 учебный год «Безопасность в интернет» для учащихся 5-11 классов, родителей и педагогов школы.

Также ежегодно обучающиеся 5-10 классов принимают участие во Всероссийской акции «Час кода» в рамках Международной недели изучения информатики и Дня информатики в России. Данная акция направлена на формирование и поддержку интереса молодежи к изучению информатики.

Много лет в нашей школе проводятся уроки, классные часы и внеклассные занятия с использованием медиаматериалов. Сейчас в рамках школьного проекта идёт работа по составлению медиакурса в рамках предмета СБО. Педагоги школы с 2011 года посещают круглые столы и семинары-практикумы «Использование медиатехнологий в образовательном процессе», организованные ГЦИ «Эгида» для работников образовательных организаций. В нашей школе ведётся проект, целью которого стало создание условий для повышения качества образования на основе интегрирования медиаобразования в учебно-воспитательный процесс коррекционной школы.

Работа школьной медиастудии, участие в городском проекте «Медиаобразование» относится к внеклассной работе, которая также успешно ведётся с использованием ИКТ. Школьный медиацентр обеспечен компьютерной и множительной техникой. Имеются цветной принтер, ламинатор и брошюратор. С 2008 года выходит школьная газета «37 ступенек».

Созданная в школе единая информационно-образовательная среда позволяет повышать учебную мотивацию и качество получаемых знаний, формировать у учащихся информационно-коммуникационную компетентность и способность к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности. Научив школьника с ОВЗ применять достижения научно-технического прогресса, мы сможем выполнить основную задачу современного образования: сформировать его как личность, способную нести ответственность за собственное благополучие, умеющую быть успешной, активной, а главное, применить в будущей, взрослой жизни все знания, умения, навыки, полученные в школе.

Количество просмотров: 10051  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы