Размышления о семейном воспитании…

 
 

Шалак Татьяна Харитоновна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» г. Новосибирска

 

Размышления о семейном воспитании…

Миг промелькнет – и дети подрастут,

Как научить, как убедить их сложно,

Что наша жизнь – единственный сосуд,

Который лишь самим наполнить можно…

М. Зельцер

Человечество вступило в XXI век с мечтой о мире без войн и насилия. И наша страна особенно нуждается в переменах к лучшему. Наши дети, которые очень скоро станут руководителями, юристами, рабочими, преподавателями, родителями, будут людьми, формирующими общество будущего. Поэтому, чтобы мечты о свободной, мирной Земле воплотились в реальность, мы можем внести свой вклад, воспитывая свободных, жизнерадостных, общительных людей, обогащенных знанием своих возможностей, умеющих достигать поставленных целей, — людей, исполненных уважения к себе и окружающему миру. И всё это в наших руках, руках самых значимых для детей взрослых – родителей и педагогов.

Важность и значимость семьи трудно переоценить, т.к. именно взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом знакомства с окружающим миром. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации образцов родительского поведения. Меня давно интересовала проблема укрепления семьи. В течение многих лет я постоянно искала ответ на вопрос: как помочь семьям стать надежнее и благополучнее?

Именно поэтому взаимодействие с родителями является одним из важных аспектов моей работы. Вдумчивые, заботящиеся о гармоничном и достойном развитии своего ребёнка родители часто обращаются ко мне для нахождения ответов на свои вопросы. Успешность моего общения с родителями зависит от многих факторов, но важно делать дело с участием и с душой. А начинается вся работа с принятия друг друга, с общения, с желания слушать и быть услышанным.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка. Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

Из беседы с отцом ученика гимназии «…девочка не должна сдаваться при сложностях жизни, не уходить по течению, ей присущи душевность, теплота, это весёлый интересный собеседник, но главное я её воспринимаю такой, какая есть, она для меня лучший человечек на свете, просто потому что я её люблю…»

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями. Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Признание – это еще в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его. Со слов родителей ученика  гимназии, первоклассника: «Важна  его победа над собой, когда он  при неудачах  смог перебороть себя, свой страх, лень  и достичь результата. А его победа для нас – наша победа».

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они знают интересы собственного ребенка, но не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть.

Почему дети не говорят о своих результатах родителям? А родители не спешат разделить радости детских успехов, почему? И лишь потом, спустя какое-то время, эта к сожалению достаточно актуальная ситуация для наших дней, к родителям, думаю и к детям, придёт осознание потери, как в притче "Злой лук":

«Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.

Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.

После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:

– Чего ты плачешь?

– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.

– Видимо, этот мало поливали.

Я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут родителям и другим много слез».

Любовь… всё начинается с любви. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. А часто сами родители не прочувствовали и не умеют проявить это чувство. Как известно, дать мы можем другому только то, что имеем сами. Вот тогда совместная работа родителей с психологом начинается с работы над собой родителя, а иногда даже с бабушек и дедушек, а точнее сказать с умения любить и передавать это чувства через поколения. И счастлив тот родитель и его дети, у которого есть умение любить себя, стремление совершенствоваться и дарить счастье тем, кто рядом.

Из высказываний родительницы третьеклассника: «Любовь в семье – это главное, а любовь сына меня поддерживает в трудную минуту и помогает справиться с жизненными проблемами. Важно быть доступным для своего ребёнка!»

Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность.

Однажды один из моих учеников так выразился о родительской доступности: “Я живу со своими родителями в разных измерениях, и поэтому мы не находим времени друг для друга”.

Только имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям. Да все родители хотели бы для своих детей наличие этих чувств, но как воспитать?

Супруги Счастливые говорят так: «Воспитать прежде всего своим примером. Если мальчик видит, как отец берёт ответственность за семью на себя – это главное. Воспитывается самодисциплина на  занятиях в спортивных секциях,  поддерживаемых любовью матери и достойным примером отца».

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку “нет” и авторитет родителя. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом.

Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей – с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это совместный труд всей семьи.

Из переписки с семьёй первоклассника: «Больше всего радует, что Матвей стал говорить «буду как папа». А недавно спросил:

– Мама, дети бывают хуже родителей?

– Нет, сынок, в этом же сила прогресса человечества. 

– Значит, я точно буду хорошим человеком, как мой папа, а может, и лучше!»

В помощь родителям в воспитании детей есть истины, которые стали таковыми благодаря опыту семей многих поколений и рекомендуются, как законы родительской истины:

Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы сами.

Закон 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводя к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки, дайте возможность маленькому человеку самостоятельно СТАТЬ БОЛЬШИМ.

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие.

Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях, хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и буяном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно попробовать, прежде, чем станешь взрослым! Дайте возможность своему ребёнку быть ребёнком во время детства, иначе период детства продолжится и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат моей  сознательной и  целенаправленной деятельности. Для каждого отдельного случая свой результат, но есть общее – радость, продвижение вперёд к гармонии и любви в семьях, к осознанию ценности жизни и умению ценить друг друга. А для меня особенно приятны слова благодарности родителей, как результат совместной деятельности родители первоклассника выразили так: «Мы благодарны Вам, Татьяна Харитоновна за то, что дали нам вектор в отношении с ребёнком – первоклассником и в семье в целом. Благодаря Вашему индивидуальному подходу к нашей семье и к сыну, мы смогли  поменять отношение к поступкам сына и отношения в семье…»

ПОМНИТЕ: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Список литературы.

Гиппенрейтор Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?- М.:АСТ: Астрель  2008 год

Гиппенрейтор Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть?- М: Астрель,2012 год.

Гиппенрейтор Ю.Б. Как быть ребёнком?- М: Астрель,2010 год

Бутылина Е.В. Взаимодействие семьи и гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №5,2004г.

Максимов А.М. Как не стать врагом своему ребёнку. – СПБ.: Питер,2014 год.

Марковская И. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000.

Овчарова Р.  Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

Овчарова Р.В.  Родительство как психологический феномен. М..2006 г.

Ди Снайдер Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999г.

Семенюк Н.И. Школа дом – одна семья// Классный руководитель №3,2003г.

Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 1987г.

Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. – М.:  Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Чибисова М.Ю. Психолог на родительском собрании. – 2-е изд. –М.: Генезис, 2009

Щуркова Н.Е. Рогозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. М., 2002г.

Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. М., 2004.

Количество просмотров: 10655  

Комментарии

Много работы и души автора.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
2. Проблемы формирования толерантной личности лицеиста в классе специализированной математической подготовки (опыт внеурочной деятельности классного руководителя)
3. Поговорим о толерантности
4. Толерантность, или давайте жить в мире…
5. Воспитание толерантности
6. Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность
7. Результаты совместной работы МБОУ гимназии №13 и МКДОУ №451 «Теремок» по программе преемственности детский сад – школа
8. Роль классного руководителя в повышении уровня индивидуальных достижений учащихся
9. Инновационные преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса
10. Результаты работы летнего лагеря «Ромашка» при МБОУ гимназии №13 Центрального округа города Новосибирска
11. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия семьи и школы в повышении толерантности современного общества
12. Размышления о семейном воспитании…
13. Интеллектуальная игра по теме «Грузия»
14. «Учимся толерантности»
15. Урок истории по теме «Зарождение российского парламентаризма»
16. Интеллектуальная игра по теме «Узбекистан»
17. «Миру Мир». Классный час в 5 классе
18. Классный час для 2-4 классов начальной школы «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
19. Праздник «День пятиклассника»
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы