Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

 
 

Бобинова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова» г. Новосибирска,

руководитель муниципального методического объединения

учителей ОРКСЭ и ОДНКНР

 

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность – результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.

Понятие «толерантность» является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Дефиниция “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

В русском языке термин «толерантность» использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти-семи лет в себя все значения, присущие толерантности.

В широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Главным шагом в развитии толерантного общества было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности» {6}, которая утверждена Резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Согласно Декларации, толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Согласно Декларации, толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В России было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы культуры толерантности. В 2000 году была принята Федеральная Целевая программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. (поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 27 марта 2000 г. №ВП–П12–08625).

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению, “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”{11}. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Наиболее точную в современной отечественной педагогике трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. «Толерантность – то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами [5].

В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности [6].

Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности. Суть и содержание воспитания толерантности состоят в целенаправленной организации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности. Каждая из них может оказаться реальной сферой возникновения негативизма, отторжения, кажущейся, а то и реальной несовместимости.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование”{9} выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

– Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

– Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

– Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

– Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

– Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость, т.е. признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

– воспитывать в духе мира;

– признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

– быть примером для детей;

– уметь слушать;

– поддерживать эмоциональные привязанности;

– развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

– давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

– избегать жестких иерархических отношений;

– не допускать проявлений авторитаризма;

– поощрять совместную деятельность.

Возвращаясь к вопросу о формировании условий развития этнической толерантности в школе как доминанте культуры межнациональных отношений необходимо отметить то, что исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

Работа по развитию этнической толерантности в образовательной организации организуется по следующим направлениям:

урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;

внеурочная работа – проведение общественных мероприятий (конкурсов, фестивалей, социальных проектов), организация элективных курсов, классных часов и др. формы внеурочной деятельности.

Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

– принятие себя и других людей таких, какие они есть;

– установление доброжелательных отношений с окружающими;

– способность к глубокому пониманию жизни;

– активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

– развитие творческих способностей;

– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

– способность брать на себя ответственность;

– приложение усилий для достижения поставленных целей.

Таким образом, этническая толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Решение задач по укреплению базовых ценностных основ российского общества, к которым относится единство исторической судьбы многонационального российского народа, сохранение социокультурных традиций этнических сообществ, распространение в различных категориях населения общероссийской гражданской идентичности, призвано обеспечить гармоничное развитие общества, сохранение стабильности и предотвращение межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

Необходимо отметить, что на территории Новосибирской области разработана Государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области, на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 08.06.2015 N 216-п). Разработка государственной программы вызвана необходимостью выработки на региональном уровне системного комплексного подхода к решению задач формирования базовых ценностей российского общества как основы гражданского мира и согласия. Комплексный подход предполагает межведомственное взаимодействие в реализации мероприятий в сфере культуры, социализации и гражданского воспитания молодежи, развития духовности и физической культуры населения, распространения знаний о религиях, традициях и этнокультурном многообразии народов, проживающих на территории Новосибирской области, укрепления основ межнационального общения и диалога культур, формирования условий для возрождения и развития казачества.

Дополнительный комплекс мер состоит в принятии к реализации мероприятий, призванных расширить целевую аудиторию и усилить эффект основных мероприятий, предусмотренных указанными государственными программами. Дополнительные мероприятия учитывают актуальную специфику ситуации в сфере этноконфессиональных отношений и государственной политики в отношении казачества и соответствуют целям содействия сохранению этнокультурного многообразия и укреплению единства российской нации.

Таким образом, проведение в г. Новосибирске Межшкольного городского конкурса «Мы разные – мы дружим», фестиваля, посвященного Международному дню толерантности, является актуальным и востребованным обществом.

Приложение. Сборник по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, предназначенный для учителей, классных руководителей, зам. директора по ВР.

Список литературы:

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.

3. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

4. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

5. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. – С.45-49.

6. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

7. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. N 7.

8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников. // Педагогика, 2009, №5

9. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

10. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

Количество просмотров: 22698  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
2. Проблемы формирования толерантной личности лицеиста в классе специализированной математической подготовки (опыт внеурочной деятельности классного руководителя)
3. Поговорим о толерантности
4. Толерантность, или давайте жить в мире…
5. Воспитание толерантности
6. Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность
7. Результаты совместной работы МБОУ гимназии №13 и МКДОУ №451 «Теремок» по программе преемственности детский сад – школа
8. Роль классного руководителя в повышении уровня индивидуальных достижений учащихся
9. Инновационные преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса
10. Результаты работы летнего лагеря «Ромашка» при МБОУ гимназии №13 Центрального округа города Новосибирска
11. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия семьи и школы в повышении толерантности современного общества
12. Размышления о семейном воспитании…
13. Интеллектуальная игра по теме «Грузия»
14. «Учимся толерантности»
15. Урок истории по теме «Зарождение российского парламентаризма»
16. Интеллектуальная игра по теме «Узбекистан»
17. «Миру Мир». Классный час в 5 классе
18. Классный час для 2-4 классов начальной школы «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
19. Праздник «День пятиклассника»
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы