«Учимся толерантности»

 
 

Давыдова Татьяна Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

«Учимся толерантности»

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

XXI век — время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». /Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/

Учителю необходимо умело создавать ситуацию творческой деятельности на уроках, чувство новизны, удивления, готовности узнавать новое. Надо помочь ребенку, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность в познавательную потребность, поэтому структура современного урока обличается от традиционной.

Важнейшей отличительной особенностью построения урока по ФГОС является включение «занимательных, нестандартных задач». Групповая и парная формы работы на уроке способствуют развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Таким образом, урок математики является эффективным средством развития личности школьника.

Приложение. Презентация к уроку «Деление десятичных дробей на натуральные числа»

 

Проект учебного занятия на основе деятельностного подхода с описанием развиваемых УУД

«Деление десятичных дробей на натуральные числа»

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД

Предмет

математика

Класс  5

 

Авторы УМК

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд

Тема учебного занятия

Деление десятичных дробей на натуральные числа

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Цель занятия

Создать условия для открытия алгоритма деления десятичных дробей на натуральные числа

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

П1 Формулируют правило деления десятичных дробей на натуральные числа;

 

П2 Умеют применять на практике полученное правило.

 

Познавательные:

Пз1 Умеют ориентироваться в своей системе знаний;

Пз2 Умеют осознанно строить речевое высказывание;

Пз3 Умеют извлекать из математических текстов необходимую информацию;

Пз4 Умеют выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные:

Р1 Умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Р2 Умеют проговаривать последовательность действий на уроке;

Р3 Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;

Р4 Умеют высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

К1 Умеют формулировать свои мысли в устной и письменной форме;

К2 Умеют слушать и понимать речь других в группе;

 

Л1 Проявляют  широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач;

 

Л2 Формирование  доброжелательного

отношение к сверстникам;

 

Л3 Дают позитивную оценку и самооценку учебной деятельности; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников

 

 

Технологии обучения

Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, практико-ориентированного.

 

Методы обучения

Методы активного обучения: частично-поисковый, проблемный, практический, наглядный, словесный, создание ситуации занимательности, проверки и оценивания.

Средства обучения

Учебная презентация Power Point «Деление десятичных дробей на натуральные числа».

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Дидактические разработки

Карточки для работы в парах, карточки «Найди лишние ответы»

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые УУД

I.Орг.момент

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку

«На уроке работайте старательно, тогда успех нас ждет обязательно!!

На вопросы активно отвечайте, все, ребята, подмечайте! Ничего не забывайте!!

Сегодня наш урок пройдет под девизом:

«Знания имей отличные по теме дроби десятичные».

А помощниками у нас сегодня будут наши друзья, Гоша и Тоша! Они будут помогать нам, а мы им! А теперь давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.

Демонстрируют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: контролируют свои действия

II.Создание ситуации успеха

 

Презентация (слайд1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Яблочки»-сдаем теоретический зачет на знание правил(на доске наливные красные яблочки на магнитах)- вызываются по 2 человека из каждого ряда, срывают яблочко и отвечают правило)

1.Правило сложения десятичных дробей

2.Правило умножения

3.Правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000…

4.Правило вычитания десятичных дробей

5.Правило сравнения

6.Когда необходимо перенести запятую вправо в десятичной дроби?

 

А теперь поможем Гоше и Тоше расставить запятые в равенствах (они спешили к нам и попали под дождь)

Исправь ошибки.  (расставь запятые)

 32 •10 =3,2                      2,5• 4=10

7 • 0,3 = 2,1                     1,25• 8 =10

1,4 • 5=7                          1,2• 50=60

2,7 + 2,3=5

8,23 6,23 = 2

 

 

Гоша и Тоша поспорили сегодня, когда сравнивали две величины, что больше

5,6 м или 56 дм. Давайте поможем им разрешить спор

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения.

Формулируют правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запятые, вырезанные из яркой бумаги, расставляют на нужные места при помощи цветных ярких магнитиков!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Структурирование знаний, выбор способов решения задач, анализ объектов и синтез.

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия;

планирование пути достижения цели;

прогнозирование.

Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело

III. Создание ситуации разрыва

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6

(работа в парах) Выписать номера уравнений, в которых неизвестным является:1) множитель, 2)слагаемое , 3)вычитаемое, 4)уменьшаемое, 5)делитель.   Сформулируйте правило и решите уравнения под номерами1,2 и 5.

1)х +5,2 = 7;                         4)х*3 = 6,3;
2) х – 5 = 6,9;                        5)5,6 – х = 4,8;
3) 5*х = 2,5;                           6) 1,278 : у = 9.

-Как вы считаете, ребята, почему я не попросила решить вас уравнения под номерами 3, 4 и 6?

А хотите научиться?

Посмотрите на эти уравнения и попробуйте сформулировать тему урока.

 

 

- Записываем в тетради тему урока

 

-Что мы узнаем сегодня на уроке?

 

- Чему мы  научимся на уроке?

 

-Какими мы будем сегодня на уроке?

 

 

 

 

Выполняют задания в карточках-на парте

 

 

Выполняют самопроверку-ответы на слайде 3

 

 

 

 

Ответы на слайде 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А потому что мы еще не умеем делить десятичные дроби на натуральные числа

 

-Деление десятичных дробей на натуральные числа

 

- Записывают в тетради число, классная работа, тему урока

- Познакомимся с правилом деления десятичных дробей на на натуральные числа

 -Научимся выполнять деление десятичных дробей на натуральные числа по правилу.

-Будем внимательными, вежливыми.

Регулятивные:умют формулировать учебную задачу, выполнять самопроверку

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).

Коммуникативные:умеют  формулировать свое мнение и позицию в коммуникации

IV.  Фиксация ситуации разрыва

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

-Вот проблема-делить не умеем, а Гоша и Тоша просят нас помочь им решить задачу:

Кусок атласной красивой ленты длиной 19, 2 м нужно разделить между девочками 5д класса поровну, чтобы они смогли сделать себе банты к празднику. Как это сделать, если в классе 8 девочек? Кусок какой длины пойдет на каждый бант?

19,2м :8=192дм:8=

24дм=2,4м

Пишут: 19,2:8=2,4

Тот же ответ можно получить, не переводя метры в дециметры

 

-А как вы думаете, можно придумать правило, по которому можно будет делить десятичные дроби на натуральные числа?

-Правило «замочка»-как только целая часть закончилась, нужно открыть «замочек»-в дробную часть, а ключиком будет запятая в частном…

 Но бывает и так:

 

 

 

-Как всегда, запятая остается главной в работе с десятичными дробями!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Говорят свои предположения

- Формулируют правило деления десятичных дробей на натуральные числа

 

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо:

1.Выполнить деление  в столбик, как при делении натуральных чисел;

2.Поставить в частном запятую,

когда кончится деление целой части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, формулируют алгоритм (правило)

 

-Если целая часть меньше

делителя, то частное начинается

 с нуля целых

 

Работают по статье учебника на стр.209, делают вывод, что предположения верны

 

 

Слушают учителя

Регулятивные: умеют проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умеют воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: осознают важность изученного материала

V.Первичное закрепление во внешней речи

 

Работа по учебнику,

Слайд 10

 

 

Слайд 11

Организует выполнение упражнений:

№1340 (а,б,в,е)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Часть примеров, как всегда, мы научимся считать устно

          7,6 : 2 =

           6,3 : 3 =

           3,9 : 3=

           0,8 : 4 =

           1,4 : 7 =

           1,8 : 4 =

 

 

Решают примеры-обязательно желающие от каждого ряда, с проговариванием, с комментированием, в столбик

А) 20,7:9=2,3

Б) 243,2:8=30,4

В) 88,298:7=12,614

Е) 0,644:92=0,007

 

 

 

Решают примеры, проговаривают правило.

Ответы проверяют на слайде 11

 

 

Регулятивные: умеют составлять план последовательности действий, оценивают уровень владения учебным действием

Познавательные: умеют выделять необходимую информацию, создают алгоритм собственной деятельности.

Коммуникативные: умеют формулировать свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других.

 

 

VI. Физкультминутка

 

Слайд 12

Организует физминутку

Выполняют физические упражнения под руководством ребят, которые систематически это делают

Регулятивные: умеют контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

Слайд 13

 

 

Слайд 14,

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы.

Организует выполнение игры «Умница»-карточки-найди лишние ответы, работа в группе

- Проверьте работу друг у друга и поставьте оценки:

Если совпали все ответы – оценка «5»

Если совпали 4 ответа – оценка «4»

Если 3 ответа совпали – оценка «3»

 

- Поднимите руки, кто получил 4 и 5. Это наши Умницы и Умники!!!

Работают самостоятельно, совещаясь в группе:

 Найди лишние ответы: 1,25; 2,5; 3,17; 4,1; 5,94; 10,25; 59,4

  1. 25,36: 8=
  2. 12,5:5=
  3. 237,6:4=
  4. 49,2:12=
  5. 256,25:25=

Записи решенных примеров должны быть оформлены у каждого!

Осуществляют взаимопроверку

 

Лишние ответы называют те, кто вперед всех справился с заданием!

 

Выставляют оценки в листах работы, эти листы капитаны групп быстро приносят на стол учителю

Регулятивные: определяют степень успешности выполнения работы, контроль, взаимоооценка; Познавательные: смысловое чтение и извлечение необходимой информации; Коммуникативные: умение работать в паре, группе, слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли

 

VIII.Включение

в систему знаний

1. А вы знаете, какова длина (рост) попугая? Я вам предлагаю решить задачку:

Длина удава равна 9,12 м. Все знают из мультфильма, что длина удава равна 38 попугаям. Чему равна длина попугая?

- Какое правило мы здесь применим?

 

Отвечают правило.

Решают задачу в тетрадях (работа парами).

Один ученик у доски.

9,12 : 38 = 0,24 м = 24 см

 

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: смысловое чтение;

Коммуникативные: умение делать замечание другому

 

IX.Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

Инициирует рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Способствует формированию адекватной оценки правильности результатов действий.

-Упражнение «Микрофон». Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили, какие учебные задачи мы ставили в начале урока!?

Вопросы ученикам об уроке:

Чем мы занимались на уроке? Как правильно разделить десятичную дробь на натуральное число? Что делать, если целая часть не делится на это число?

Когда в частном поставить запятую? Чему вы научились на уроке?

Что понравилось, не понравилось?

Открывается магнитная доска, на которой нарисовано дерево, нужно «одеть дерево», рядом в коробочках: листочки, спелые фрукты и цветочки (дети сами их рисовали еще в начале года)

Спелые фрукты – на уроке мне все было понятно. Со всеми заданиями я справился самостоятельно.

Цветочки-- На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями 

Листочки -  Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Одевают дерево»-по очереди, сначала девочки, затем мальчики

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, строить речевое высказывание.

Личностные: осознание важности полученных знаний

10. Домашнее задание, подведение итогов урока

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания.

 

Отмечает учащихся, активно работающих на уроке.

Оценки выставятся с учетом работ ребят

Записывают домашнее задание:

Домашнее задание

1.Обязательный уровень -   п.35, стр. 209, вопросы, №1375 (1,2 столбики)

2. Повышенный уровень - № 1379 (а, е)

3. Творческий уровень – составить задачу на движение с картинками

 

Личностные: осознание важности самостоятельной работы для закрепления изученного материала, осознание глубины изученного материала.

 

Количество просмотров: 9596  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
2. Проблемы формирования толерантной личности лицеиста в классе специализированной математической подготовки (опыт внеурочной деятельности классного руководителя)
3. Поговорим о толерантности
4. Толерантность, или давайте жить в мире…
5. Воспитание толерантности
6. Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность
7. Результаты совместной работы МБОУ гимназии №13 и МКДОУ №451 «Теремок» по программе преемственности детский сад – школа
8. Роль классного руководителя в повышении уровня индивидуальных достижений учащихся
9. Инновационные преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса
10. Результаты работы летнего лагеря «Ромашка» при МБОУ гимназии №13 Центрального округа города Новосибирска
11. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия семьи и школы в повышении толерантности современного общества
12. Размышления о семейном воспитании…
13. Интеллектуальная игра по теме «Грузия»
14. «Учимся толерантности»
15. Урок истории по теме «Зарождение российского парламентаризма»
16. Интеллектуальная игра по теме «Узбекистан»
17. «Миру Мир». Классный час в 5 классе
18. Классный час для 2-4 классов начальной школы «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
19. Праздник «День пятиклассника»
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы