Формирование толерантности посредством использования технологии развития критического мышления учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Формирование толерантности посредством использования технологии развития критического мышления учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

Современная обстановка в мире такова, что, к сожалению, мы видим обострение конфликтов на религиозной, национальной, политической почве. Экономический кризис, социальное неравенство, непредсказуемость завтрашнего дня – все это вызывает проявление агрессии у людей. Дети, которые по природе своей копируют поведение взрослых, в значительной степени переносят в свою среду и дух враждебности к чувствам других людей. Проблема культуры общения детей в школе стояла и стоит достаточно остро. Не всегда дети способны выслушать и воспринять отличную от их точку зрения. И первым подать пример, конечно, здесь должен педагог.

Воспитание толерантности как одной из основополагающих составляющих культуры современного цивилизованного общества, где каждый человек с его мыслями и чувствами представляет уникальную ценность, мы предлагаем реализовывать в том числе и с использованием технологии развития критического мышления, которая дает ответы на многие вопросы. Как пробудить в ребенке интерес к процессу обучения? Как побудить его к тому, чтобы он сам стал инициатором нового исследования, решения интересной задачи? Как вызвать в нем ощущения творческого горения, которое подобно ветру раздует парус его способностей? Как сделать так, чтобы процесс обучения представлял собой не коллекционирование больших объемов бесполезных для учащегося знаний, а оттачивал его мышление? И, конечно, учащийся должен уметь слышать и принимать другую точку зрения, таким образом формируя доброжелательное, терпимое отношение к своим оппонентам, демонстрируя высокую культуру общения. Когда атмосфера в детском коллективе теплая, дружеская и благожелательная, и ребята стараются решить учебные задачи сообща, в сотрудничестве, то, несомненно, ребенку становится не только интересно, но и психологически комфортно на уроке – а это важнейший фактор повышения его мотивации обучения и активизации познавательной деятельности в целом.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее – РКМЧП), которую разработали Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, с конца 90-х годов прошлого века активно используется российскими педагогами. Ее актуальность состоит не только в формировании самостоятельного исследовательского мышления у учащихся, но и в умении ставить задачи, а затем решать их как в индивидуальных, так и в коллективных формах работы. Как отмечает Акрамова Г.: «Критическое мышление – это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в основном в спорах и дискуссиях» [1, с. 89]. В числе задач, которые решает применение технологии РКМЧП: уметь ставить вопросы по заданной теме, иметь навык самостоятельной работы с полученным материалом, формировать собственную позицию на основе переработанной информации, творчески переосмысливать материал в том числе с использованием межпредметных связей, аргументировать свою позицию, участвовать в групповых формах работы, прислушиваться и относиться с уважением к иной точке зрения.

В каждом из этапов реализации данной технологии осуществляются свои задачи. Так, в процессе первого из них – вызова (evocation) – дети получают импульс к активной познавательной деятельности посредством актуализации имеющихся знаний по теме и постановки вопросов к ней. На втором этапе – осмыслении (realization of meaning) – учащиеся обобщают и систематизируют информацию по поставленной проблеме. И, наконец, третий этап представляет собой – рефлексию (reflection) по поводу нового знания и, как формулирует Р. Бустром [2], формирование своей собственной позиции относительно усвоенного. Для каждого из этапов актуальны определенные методы, применяемые в рамках данной технологии. Рассмотрим реализацию некоторых из них в контексте поставленной проблематики на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств.

Итак, в рамках первого этапа существенное значение имеют методы «Прогнозирование по картине», «Дерево предсказаний» (по наводящим вопросам преподавателя дети самостоятельно «подходят» к теме урока, например, по картине, на которой изображен композитор, дети делают прогнозы относительно его жизненного пути и творчества и т.д. Цель: повышение интереса к изучаемому материалу), «Корзина идей», «Кластеры» (цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме). Последние методы также можно использовать для повторения материала предыдущего урока, где преподаватель записывает тему, проводя стрелку к следующему понятию, просит объяснить учащихся, какая связь между этими словами. Тот из детей, кто ответил на вопрос, в свою очередь ставит следующую стрелку и загадывает новое понятие и так далее. В дальнейшем к методу «Прогнозирование» можно вернуться на третьем этапе (рефлексия), используя прием «Верно или неверно», когда нужно будет найти верные и неверные утверждения относительно пройденного. Кстати, уже на втором этапе, когда учащиеся получают новую информацию, они с большим интересом отслеживают, что из их прогнозов оказалось верным, а что нет.

На втором этапе применяются технологии «ЗХУ» (где на основе полученной информации ребята составляют таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал), «6 W» (шесть вопросов «почему?» по цепочке, где ответы не должны повторяться), «Бортовой журнал» (составление таблицы по пройденному материалу из двух столбцов: «Что мне известно по этому вопросу», «Что я узнал по этому вопросу»), «Зигзаг» (работа с информацией в группах с ролевым подразделением: ведущий, секретарь, выступающий, выдумщик), «Ключевые слова» (составление опорного конспекта из ключевых слов по теме).

На третьем этапе актуальны систематизирующие приемы «Круги по воде» (на каждую букву изучаемого понятия учащимся нужно придумать подходящее слово и объяснить эту связь), «Рюкзак» (учащиеся по цепочке, не повторяясь, устно кратко выражают суть темы), «Телеграмма» (краткое выражение сути урока каждым из детей), с которой перекликается «Синквейн» (алгоритмизированное стихотворение по теме урока, первая строка – существительное, обозначающее предмет о котором идет речь, вторая – два прилагательных – описание его признаков, свойств, третья – три глагола – его действия, четвертая – фраза из четырех слов, описывающая позицию автора синквейна к нему и, наконец, пятая – одно слово-резюме, характеризующее его сущность), «Перепутанные логические цепочки». Использование метода «Шесть шляп мышления» [3] целесообразно не только в процессе прослушивания детьми музыкального произведения и его последующего анализа (шесть шляп, как шесть точек зрения на прослушанную музыку: белая – факты, красная – эмоциональное мышление, черная – критическое, желтая – оптимистическое, зеленая – творческое, синяя – обобщение), но и в процессе осмысления смысла творчества того или иного композитора, стилевого направления.

Для домашнего задания можно использовать прием «Необычная обычность», который можно объединить с «Мозаикой проблем» (задания для домашней работы учащиеся формируют сами, записывают, разрезают, а потом вынимают их из «волшебной» шкатулки), а также «Эссе» (свободное сочинение по теме).

Все эти формы работы предполагают формирование своей точки зрение на пройденный материал, которая появляется в результате коллективного обсуждения, и здесь особенно важно умение тактично, доброжелательно относиться к иному мнению, как со стороны педагога к учащимся, так и со стороны детей к друг другу – отсюда начинается развитие одной из важнейших составляющих цивилизованного общества – толерантности.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что в процессе активной познавательной деятельности на уроках музыкальной литературы с использованием методов технологии развития критического мышления дети вырабатывают навыки самостоятельной работы, учатся творчески работать с информацией, формируют свою собственную позицию к ней, воспитывают умение работать в коллективе и с уважением относиться к мнению других – все это, несомненно, способствует повышению мотивации обучения ребенка, а значит создает предпосылки его успешному будущему в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акрамова Г. Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся. European Research: Innovation in Scince, Education and Technologi // European Research № 6 (17). / Сб. ст. по мат. XVII межд. науч. – практ. конф. London. 2016. S 89-90

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

3. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 256 с.

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

5. Раимбекова Г.К. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. European Research: Innovation in Scince, Education and Technologi // European Research № 5 (16). / Сб. ст. по мат. XVI межд. науч. – практ. конф. London. 2016. С. 85-86.

Количество просмотров: 8332  

Комментарии

С большим интересом читаю Ваши статьи. Очень актуально то, о чем Вы, Светлана Валерьевна, пишете и как Вы затрагиваете важные темы.На мой взгляд, это одна из важнейших проблем, которые стоят перед обществом в целом, но многими не учитывается, или просто игнорируется. С нетерпением жду ваших мыслей по этой теме. Много приемов беру для своей работы. Этой темой занимаюсь уже три года. Творческих Вам удач и вдохновений!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы