К юбилею школьного театра «Берендей»

 
 

Бугровская Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования

МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

К юбилею школьного театра «Берендей»

Двадцать лет назад школьный театр «Берендей» поставил свой первый спектакль. За годы плодотворной работы руководителем театра был накоплен неоценимый опыт в области творческого развития детей. Наша статья посвящена особенностям работы театральных студий «Берендей» и «Золушка» в гимназии № 15 «Содружество» Дзержинского района.

Одной из основных задач использования досугового времени в школе является активное привлечение детей к участию в художественной самодеятельности как одного из средств развития личности, потому что во время занятий театральной деятельностью равномерно развиваются память, мышление, воображение, восприятие.

Для того чтобы приобщить как можно большее количество детей к театру, в школе проводятся мероприятия в форме театрализованного представления.

Структура мероприятия такова, что в основе «лежит» спектакль, поставленный только непосредственными участниками театральной студии (художественно одаренными школьниками). Остальные дети привлечены косвенно, т.е. помогают постановке спектакля, изготавливают декорации, атрибуты, костюмы.

В основную творческую группу театра привлекаются все желающие выступать в спектакле и после кропотливой индивидуальной работы ребята приглашаются на исполнение запланированных ролей, либо для них специально пишется роль (как правило, это дети «зажатые», пассивные).

Для проведения мероприятий выбирается класс, и сценарий пишется с учетом особенностей ребят этого возраста и этого класса. Эта форма работы в школе полного дня успешная и продуктивная, т.к. воспитывает у ребят ответственность за порученное дело. Наиболее полно в творческой работе раскрываются личности отдельных учащихся, т. к. в таком спектакле участвует весь класс и каждый играет роль. Цель такого подхода к проведению мероприятий – раскрывать и развивать индивидуальность ребенка через театр. Разнообразие для зрителей не только в разных формах спектаклей и постановок, но и в разнообразии маленьких артистов, каждый спектакль – это неожиданность, потому что в постановках порой принимают участие ребята, которые в жизни класса и школы были незаметны, либо отмечены негативным отношением к себе со стороны одноклассников. И так спектакль в школе – это еще и открытие, и откровение.

 

Школьный театр разделен на 2 студии: «Золушка» для младшего и среднего звена, а для старшеклассников – всем известная студия «Берендей». Репертуар студий в основном сказочный, форма занятий игровая: концерты, развлечения, праздники, драматизации. Роли разнообразные, учитывающие творческие особенности ребенка. Разработанные на каждого участника мини-сцены объединяются общим сквозным сценарием. Участниками таких спектаклей могут быть все дети: как одаренные, так и просто желающие выступать. Ребята, склонные к негативизму, благодаря творческой деятельности становятся самыми активными артистами и любимцами зрителей. Любовь к школьному театру всеобщая, потому что занятия с ребятами начинаются с 1 класса и продолжаются на протяжении всего обучения в школе.

 

Прежде всего одним из условий проведения представлений, будь то гражданского содержания («День защитника Отечества», «День Победы»), или в форме веселых «капустников» («День учителя», «Новый год», «8-е марта»), или музыкальных спектаклей («Снегурочка», «Веселая масленица», «Превечна слава Ермака»), является написание сценария. Требования к сценарию:

– содержательность, раскрытие темы;

– яркость, музыкальность, пластика;

– сочетание классики с современностью (актуальность, привлекательность);

– юмористичность, популярность;

– сценарий должен быть «дробным», т.е. состоять из множества небольших сценок, существующих самостоятельно (два-три человека), это обусловлено учебной занятостью ребят в школе полного дня, затем собираться как «матрешка» воедино, т.е. в один общий сценарий. Такая практика работы удобно вписывается в режим школы и дает наиболее удачные спектакли, убеждает в целесообразности данного принципа.

 

Театр «Берендей» – пародийный театр. Сатира, юмор, шутка, музыкальное шоу популярны у молодежи, и ребята с удовольствием принимают участие в веселых пародийных каламбурах. Одной из особенностей детского характера является подражательность, поэтому дети охотно пародируют полюбившихся артистов и хиты современной эстрады. В составе основной группы участников театра студии «Берендей» старшеклассники-мальчики. Они охотно занимаются, так как обучаются в школе по дополнительной программе точных наук, а на сцене они пытаются реализовать свои художественные способности. Таким образом происходит выравнивание интересов и наклонностей.

В театре «Берендей» используется принцип «шекспировского» театра, где все женские роли по традиции играют мужчины. Ребята с большим желанием перевоплощаются в женские образы, для них специально изготавливаются девочками костюмы, атрибуты, транспонируется музыка, разрабатываются эскизы декораций к спектаклям. Поэтому особенно смешно и весело в школе проходят праздники 8-е Марта, Новый год.

 

Старшеклассники – народ занятой, учебные нагрузки так велики, что у детей наступает не только умственная, физическая усталость, но и эмоциональная. Когда после уроков появляется возможность пройти в актовый зал на репетиции, снять учебный стресс, то всевозможные импровизации над ролью бесконечны. Ребята обсуждают, советуются со зрителями, которых всегда очень много в зале. Это время в школе досуговое, и каждый может провести его по желанию.

 

За 20 лет работы театральной студии при анкетировании участниками школы отмечено, что «заниматься театром» стало престижно, и ребята ждут с нетерпением очередного нового спектакля. И хотя в школе для репетиций времени совершенно недостаточно, ребята все же находят возможность в течение дня поработать над своей ролью. Занятия проходят индивидуально с каждым, и только на общих репетициях спектакль монтируется воедино.

Такова особенность работы театральной студии «Берендей». Учащиеся не устают, им не надоедают занятия театром, экономится время. Дополнительные репетиции обязательно ежедневны в удобное для детей время. В этом и заключается специфика школьных театров «Берендей» и «Золушка».

У школьного театра есть своя символика, традиции, песня, эмблема, премия «Берендея», костюмерная. При театре работают хореографические коллективы, где танцы придумывают сами ребята. Ежегодно проходит посвящение в артисты школьного театра, а на выпускном – награждение участников дипломами и веселый «Бенефис». Выпускники театра принимают активное участие в творческой жизни ВУЗов, а обучающиеся в школе успешно участвуют во всех театрализованных представлениях района, города, области. Несколько выпускников реализовали свои творческие способности, поступив в театральные ВУЗы Новосибирска и Москвы.

Театр – детище всей школы: учеников, педагогов, родителей, поэтому он на «особом» положении, ему рады все – и участники, и зрители!

Количество просмотров: 8708  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы