Духовно-нравственное развитие обучающихся общеобразовательной школы в рамках кружка «Славянское разноцветье»

 
 

Рагимова Валентина Васильевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДООЦ «Спутник» г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное развитие обучающихся общеобразовательной школы в рамках кружка «Славянское разноцветье»

Народная культура – основа национальной культуры. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Мир народной культуры очень яркий и выразительный, он воплощен в играх, песнях, сказках, загадках, домашней утвари. Ребенок постоянно сталкивается со славянскими традициями в повседневной жизни благодаря народной кухне и медицине. К глубокому сожалению, многие народные традиции в настоящее время утеряны и подменяются несвойственными моделями поведения. Особенно пагубно на духовно-нравственном становлении детей сказывается разрушение традиционного института славянской семьи. В период продолжающихся социальных преобразований в обществе особенно актуально обеспечение преемственности между поколениями россиян. Школа как общественный институт является тем самым связующим звеном, ресурсы которого позволяют соединить поколения и обеспечить духовно-нравственное становление детей и молодежи, которое приведет к возрождению традиционных славянских семейных ценностей.

Кружок «Славянское разноцветье» МБОУ СОШ № 191 в течение 12-ти лет активно занимается проблемой духовно-нравственного развития подрастающего поколения и восстановления ценностей традиционной славянской семьи. Программа кружка «Славянское разноцветье» является органичным продолжением работы по формированию мировоззрения и возвращению утраченных в переходный период нравственных ценностей. Народная культура позволяет ребенку стать активным участником образовательного пространства – реализовать себя в разных ролях и видах деятельности. Произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи, способствуя развитию личности ребенка.

Резкое изменение требований к растущему человеку со стороны стремительно меняющегося общества вызвало противоречивую реакцию подрастающего поколения. Подростки оказались предоставлены сами себе, личностное развитие пошло путем принятия духовно-нравственных ценностей, распространенных в массовой продукции низкосортного иностранного кино и заимствованных телевизионных проектов. Оценивая состояние духовно-нравственного развития молодежи и отношения к институту семьи, следует отметить, что утрата традиционных ценностей семейного и общественного бытия, рост агрессии, вовлечение огромного количества детей в эпидемию социогенных заболеваний сказались повсеместно. Каждое образовательное учреждение ощущает на себе перемены в духовном развитии детей. Несмотря на повсеместный кризис нравственного воспитания, духовные традиции семьи являются именно тем пространством, внутри которого можно черпать ресурсы для духовного обновления россиян. Анкетирование детей в МБОУ СОШ № 191 выявило тот факт, что подростки очень мало знают семейные славянские традиции и слабо представляют те базовые ценности, которые лежат в основе стабильной и крепкой семьи. Дети, их родители, бабушки и дедушки под руководством педагогов должны сформировать единое воспитательное пространство, способствующее принятию детьми и подростками ценностей традиционной славянской семьи. Кружок «Славянское разноцветье» на протяжении всей своей деятельности организует условия, при которых происходит вхождение детей в мир русской народной культуры и воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

В результате деятельности дети погружаются в игровую ситуацию «Славянское разноцветье». Основная идея – дети и подростки в течение 10 декад собирают свой особый семейный «букет». «Букет», состоящий из цветов, символизирующих базовые ценности традиционной славянской семьи. Во время реализации идеи дети знакомятся с прекрасным в природе, быте, жизни славян. Яркий красочный мир славян пронизан образами, традициями, верованиями, особенно ярко проявленными в семейных традициях. Детям предстоит за это время собрать все дорогое, полезное, ценное, как огромный букет, символизирующий основы семейной жизни, создать свой образ крепкой, дружной славянской семьи.

Символы составления «букета»:

1. Сирень – сиреневый – вдохновение.

2. Ландыш – зеленый – понимание.

3. Бессмертник – коричнево-желтый – почитание.

4. Фиалка – фиолетовая – доброта.

5. Одуванчик - ярко-желтый – трудолюбие.

6. Ирис – радужный – воспитанность.

7. Иван-да-Марья – красный – любовь.

8. Колокольчик – голубой – свобода.

9. Огонек – оранжевый – доверие.

10. Лилия – белый – совесть.

Каждый период реализации идеи духовно-нравственного развития обучающихся в рамках кружка «Славянское разноцветье» длится 10 дней, в течение которых дети и подростки участвуют в мероприятиях, посвященных ценностям славянской семьи. Всего этих декад десять. Общие составляющие каждой тематической декады:

– классные и библиотечные часы;

– интегрированные уроки по содержанию идеи;

– родительский лекторий;

– конкурс стенгазет;

– ключевое творческое дело.

В течение всего периода проводятся экскурсии по музеям, подводятся итоги конкурса стенгазет, презентации поделок и открыток.

Оценка эффективности реализации программы кружка может происходить следующим образом:

1. Анализ результатов по составлению базы данных «Образ семьи в представлении подростков» до начала реализации идеи и после ее завершения.

2. Создание банка данных с наиболее эффективными формами воспитательного взаимодействия участников деятельности.

3. Организация психолого-педагогических условий, вхождения детей в мир русской народной культуры и воспитания уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

4. Разработка педагогической технологии, позволяющей вовлечь в процесс принятия традиционных духовно-нравственных ценностей славянской семьи разновозрастный детский коллектив образовательного учреждения.

Такая работа по духовно-нравственному развитию обучающихся общеобразовательной школы несомненно приведет к формированию единого воспитательного пространства, способствующего принятию детьми и подростками ценностей традиционной славянской семьи, обеспечит духовную основу развития подрастающего поколения России.

Количество просмотров: 6514  

Комментарии

Горжусь своим руководителем замечательного кружка «Славянское разноцветье» Рагимовой Валентиной Васильевной! Сколько креативных личностей воспитала через свою деятельность талантливый педагог и интересный человек, наша Валентина Васильевна! Творческих успехов и вдохновения любимый учитель, настоящий старший товарищ, уважаемый педагог 21 века!!!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы