Развитие готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами образовательных событий. Из опыта организации работы проектной школы «Дивергентное мышление»

 
 

Пранкевич Жанна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Информационно-экономического лицея г. Новосибирска

 
 
 

Плотникова Елена Николаевна,

учитель экономики

МАОУ Информационно-экономического лицея г. Новосибирска

 
 
 

Щербакова Евгения Ивановна,

заведующий досугово-массовым отделом

МБУДО ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 
 
 

Якобсон Наталья Валерьевна,

родитель, модератор проектной школы

 
 
 

Костина Ольга Витальевна,

начальник информационно-издательского отдела МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида»,

редактор электронной газеты «Интерактивное образование»

 

Развитие готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами образовательных событий. Из опыта организации работы проектной школы «Дивергентное мышление»

Актуальность проблемы развития готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности обусловлена современными инновационными процессами образовательной системы информационно-экономического лицея и региональной образовательной системы, которая ориентирована на формирование исследовательского поведения учащихся. Исследовательское поведение в современных психолого-педагогических исследованиях рассматривают как неотъемлемую характеристику личности, которая входит в структуру представлений о компетентности индивида в любой сфере [1].

Таким образом, целенаправленное развитие готовности к проектно-исследовательской деятельности, особенно в старшем школьном возрасте, который характеризуется сформированностью теоретического мышления и внутренней рефлексии, способствует подготовке выпускника школы к эффективной жизненной и профессиональной самореализации. Именно поэтому у родителей и педагогов нашего класса возникла потребность в поиске продуктивных форм развития исследовательских компетенций и исследовательских способностей старшеклассников.

Исследователь А.И. Савенков включает в теоретическую модель структуры исследовательских способностей три базовых компонента: дивергентное мышление, конвергентное мышление и познавательная активность. Руководствуясь этой теоретической моделью структуры исследовательских способностей, мы разработали программу деятельности проектной школы «Дивергентное мышление» [1].

Как создавалась проектная школа в нашем классе и какова её концептуальная идея?

На первом этапе «запуска» модели проектной школы педагоги и родители определили концептуальную идею проектной школы – создание условий для развития исследовательских способностей старшеклассников и формирования основ научного подхода к организации самостоятельной познавательной деятельности.

Механизм организации работы проектной школы строится на активном взаимодействии учащихся, педагогов и родителей. Родители, выступая в роли тьюторов, помогают старшеклассникам в реализации индивидуального маршрута проектно-исследовательской деятельности и целенаправленно организуют тематические образовательные события. Образовательное событие является центральным звеном совместной творческой деятельности старшеклассников, педагогов и родителей. В рамках программы деятельности проектной школы образовательное событие разрабатывается и реализуется как форма активизации и развития дивергентного мышления старшеклассников. Развивая дивергентное мышление, мы даем возможность учащемуся выдвигать большое количество интересных и необычных идей, отказываясь от стереотипов.

Обсуждая с родителями и учащимися вопрос о названии школы, мы обратились к лексическому значению слова – дивергент, которое имеет следующее значение: «Дивергентное мышление – современное название (термин), когда человек может переходить с одной области, ломать стереотипы и изменять пространство и себя под новые задачи». Так возникло совместно принятое название школы и цель её деятельности [3].

Цель проектной школы – развитие дивергентного мышления старшеклассников средствами проектной и исследовательской деятельности.

Для реализации поставленной цели совместно с родителями решались следующие задачи:

1. Формирование познавательного интереса старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами 3D образования.

2. Организация проектно-исследовательской деятельности на принципах событийного подхода.

3. Развитие умения самостоятельно творчески мыслить и находить вариативные способы решения поставленной задачи.

При определении принципов деятельности школы мы опирались на саму логику развития дивергентного мышления. Дивергентное мышление предполагает нахождение несколько способов решения одной и той же задачи или проблемы. Поэтому для себя определили, как ведущий принцип, принцип вариативности, когда мы детям предлагаем различные направления и способы деятельности. Принцип вариативности реализуется в конкретных задачах, подходах и формах организации работы школы.

Ведущие педагогические принципы проектной школы:

Принцип научности

Соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.

Принцип системности

Обеспечивающий организацию процесса образования учащихся на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, задачи, содержание, средства, результат).

Принцип гуманизации

Предусматривающий осуществление деятельности в условиях личностно-ориентированной модели обучения.

Принцип вариативности и последовательности

Подразумевающий логичное усложнение задач, комплексный характер оценивания разных сторон деятельности учащегося.

Принципы событийного подхода и принцип вариативности четко отражаются по всей структуре организационной модели деятельности проектной школы.

Структурно-организационно модель деятельности проектной школы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структурно-организационно модель деятельности проектной школы

Эта модель позволяет школе решать не только поставленные сегодня задачи, но и иметь перспективу развития.

На разных этапах реализации модели рассмотрена деятельность родителей, основанная на принципах событийного подхода. Родители в нашей школе также учатся быть координаторами исследовательского процесса, через организацию обучающих семинаров, психологического и методического консультирования родителей в рамках данной деятельности. Деятельность родителя-тьютора заключается в сопровождении, организации, разработки, реализации детских проектов. Основой нашей деятельности является принцип событийного подхода, который реализуется через образовательные экспедиции.

1. Третий год Департамент образования мэрии города Новосибирска совместно с Городским центром «СОЛО» проводят профильную смену «Летняя Академия Достижений» для учащихся второго и третьего уровней специализированных классов города Новосибирска на базе СОЛ «Тимуровец» (профильно-математический класс).

Дипломы 1 степени за проекты получили: Попова Юля, Плотникова Алина, Плотников Илья, Сергеев Алексей, Лапина Вероника, Якобсон Александр, Фролова Регина, Савченко Борис, Жехов Сергей.

2. В рамках образовательной экспедиции ребята посетили производственно-монтажное предприятие «Сибирские Фасады», специализирующееся на проектировании, изготовлении и монтаже светопрозрачных ограждающих конструкций и навесных вентилируемых фасадов.

Ученики рассмотрели прикладное применение навыков черчения, знания физики, математики на примере проектной документации, конструкторских чертежей, разрабатываемых на предприятии.

На производстве «Сибирских Фасадов» на примере фрезерного оборудования с ЧПУ и автоматизированных обрабатывающих центров ребята рассмотрели применение навыков программирования в практической деятельности. Также ученики прослушали краткую лекцию об управлении проектами на примере реализованного ранее «Сибирскими Фасадами» проекта по устройству фасадов, ограждающих конструкций на объекте «Здания ЦИТ, ЦКП Академпарка», и посетили объекты, завершившие строительство, в которых предприятие принимало участие в качестве подрядчика.

3. В Городском центре проектного творчества на протяжение трех лет реализует проект

Особенность проекта в том, что здесь не взрослые осуществляют научное руководство над детьми в рамках уже открытых наук и предметных областей, а при определенной постановке проблемы (например, «построить теорию информационного развития мегаполиса») появляются интересные модели, наработанные ребятами. По результатам их деятельности проводится научно-практическая конференция (НПК).

Учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью, создают проекты и творческие работы. Якобсон Александр – лауреат Российской компетентностной олимпиады школьников; Лукин Андрей – лауреат районной научно-практической конференции школьников «Сибирь» в секции «Инженерия и технология»; Красюк Александра – лауреат районной научно-практической конференции школьников «Сибирь» в секции «Социология».

Педагоги, работающие в школе, участвуют в научно-практических конференциях и являются авторами статей не только по предмету, но и по педагогике.

Педагоги и родители на личном примере показывают детям технологию создания научно-исследовательских проектов, обозначая актуальность выбранных тем и применение их на практике.

Кураторами нашей проектной школы являются:

1. Классный руководитель является не только автором статей, отмеченных дипломами победителя и призера международных и всероссийских НПК, но и автором-составителем хрестоматии в соавторстве с к.и.н. Тимофеевой Юлией Викторовны старшим научным сотрудником лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН.

2. Костина Ольга Витальевна, мама нашей ученицыначальник информационно-издательского отдела МКУДПО Городской центр информатизации «Эгида», главный редактор электронной газеты «Интерактивное образование» – официального издания Департамента образования мэрии города Новосибирска.

3. Плотникова Елена Николаевна не только мама ученика, но и учитель лицея. Является автором статей по экономике и педагогике и участником НПК.

4. Щербакова Евгения Ивановна, зам. директора по воспитательной работе «Центра развития творчества детей и юношества», оказывает методическую и информационную поддержку учащимся в создании собственных проектов, как научно-практических, так и социальных.

5. Якобсон Наталья Валерьевна, родитель, математик, педагог, модератор проектной школы.

Но самое главное, каких результатов достигли наши дети за два с половиной года. Нам есть чем похвалиться: призеры, победители муниципальных, региональных, предметных олимпиад, НПК.

Примеры некоторых достижений учащихся:

1. Жехов Сергей: муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе – призер; Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе – победитель; лауреат научно-практической конференции школьников «Сибирь» в секции «Математика».

2. Лапина Вероника Вадимовна: Всероссийский дистанционный конкурс «Есть идея» – призер; Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе – призер; программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» – выпускник; Пушкинский бал – участник.

3. Попова Юлия Андреевна: муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе – призер; Всероссийский дистанционный конкурс «Есть идея» – призер; Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе – победитель.

4. Фролова Регина Игоревна: Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе – победитель; Всероссийский дистанционный конкурс «Есть идея» – призер; программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» – выпускник; Пушкинский бал – участник.

И, конечно, самым главным результатом проектной школы является развитие дивергентного мышления ребенка, дающего возможность создавать собственные проекты в различных аспектах жизни.

Таким образом, при использовании событийного подхода образовательные события позволяют развивать дивергентное мышление детям при поддержке не только родителей, классного руководителя, но и, в первую очередь, конечно, учителей: Шолоховой Натальи Алексеевны, Прокопьевой Татьяны Викторовны, являющихся научными руководителями исследовательских проектов.

При реализации модели проектной школы дивергентного мышления у большинства детей сформирована профессиональная направленность, связанная с различными сферами жизни. И не важно какую профессию выберут наши дети, важно, что они, мы надеемся, смогут решать задачи, поставленные не только социально общественной но и частной жизнью, а также смогут творчески мыслить и принимать самостоятельные решения.

Список использованных источников

1. Савченко А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

2. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – М., 2003. – №4. – 10-17.

3. Конвергентное и дивергентное мышление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tehread.ru/konvergentnoe-i-divergentnoe-myishlenie.html.

Презентация «Развитие готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами образовательных событий»

Количество просмотров: 11724  

Добавить комментарий

Target Image
1. Деятельность детских организаций как фактор позитивной социализации обучающихся
2. «Школа детей для детей» – пространство счастья
3. Английский театральный клуб как пространство социализации и творческого развития младших школьников: из опыта работы
4. Мультимедийная редакция как направление развития школьного самоуправления
5. Значение детско-взрослого сообщества в работе классного руководителя в школе для детей с проблемами слуха
6. Роль педагога-психолога в работе с педагогическими кадрами в образовательном учреждении
7. Развитие готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами образовательных событий. Из опыта организации работы проектной школы «Дивергентное мышление»
8. Особенности обучения истории детей-инофонов
9. Возможности реализации системно-деятельностного подхода на примере преподавания истории Средних веков
10. К вопросу актуальности взаимодействия школы и организаций культуры и спорта
11. Активные методы обучения на уроках биологии
12. Организация внеурочной деятельности посредством интеллектуального клуба «Микс»
13. Районный проект «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»
14. История проблемы обучения смысловому чтению в психолого-педагогической литературе
15. Особенности диагностики готовности к смысловому чтению обучающихся начальной школы
16. Разработка диагностико-развивающего компонента, направленного на выявление проблем и формирование навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы
17. Один из приёмов обучения письму в период обучения грамоте
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы