«Школа детей для детей» – пространство счастья

 
 

Кананыхина Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

руководитель региональной инновационной площадки

проекта «Школа детей для детей»

МБОУ Гимназия № 3 г. Новосибирска

 
 
 

Чеснокова Татьяна Владимировна,

учитель обществознания, социальный педагог,

педагог-организатор высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 3 в Академгородке» г. Новосибирска

 

«Школа детей для детей» – пространство счастья

А вы когда-нибудь ночевали в школе? Были ли у вас, пяти- или шестиклассника, надежные друзья и советчики – старшеклассники? Пели ли вы песни в Песенном круге человек на 100? А мастерские, где ты, мастер, можешь научить чему-то очень важному для тебя всех желающих? А Коридор любви? Вы себе не можете представить ощущения, которые ты испытываешь, проходя по нему, когда слышишь столько добрых слов в свой адрес! И еще много чего интересного: Звёздная академия, проектная деятельность (она может быть очень-очень яркой и увлекательной!), работа в службах, тематические огоньки, гостевание, вечерние программы (где кто-то, может быть впервые, вышел на сцену!), жемчужины и дельфины и ещё много чего – и всё со смыслом, всё весело, ярко и интересно!

Вот как об этом пишут наши нынешние пятиклассники:

С 2011 года МБОУ «Гимназия № 3 в Академгородке» работает в тесном сотрудничестве с МИМЦ Черепановского района НСО. Первые 3 года это был Проект «Школа детей для детей». Развивался проект очень быстрыми темпами: было проведено несколько областных смен, в которых приняли участие делегации 8 районов области. Цели проекта, рассчитанного на 3 года, были выполнены, и теперь мы работаем на принципах самоорганизации в рамках Движения «Школа детей для детей» (ШДД).

Движение ШДД базируется на соблюдении Законов и Принципов Проекта. И это очень важно: какие бы формы мы ни использовали, сколько бы огоньков или мастерских ни провели, но если забыть о Законах, то результата не будет.

Принципы «Школы детей для детей»

У нас нет идеологии достижений, у нас идеология сопричастности и заботы.

Это значит, что, берясь за что-то, мы делаем это не для того, чтобы нас похвалили и не для того, чтобы "позвездить". Наоборот, любое дело мы делаем вместе, не закрывая собой других.

У нас нет конкуренции, у нас есть поддержка и взаиморазвитие.

Несмотря на то, что мы разделяемся на службы, отряды, мастерские и фан-клубы, мы никогда не конкурируем между собой. Мы дополняем друг друга, взаимодействуем и помогаем друг другу.

У нас нет поручений, у нас есть добровольная ответственность.

Когда мы берёмся за какое-то дело, каждый берёт на себя часть этого дела. Но при этом каждый сам выбирает, за что именно он возьмётся. Вас никто не будет заставлять, никто не будет поручать вам что-то, если вы не хотите делать это. Вы берётесь за что-то, только если сами этого хотите.

У нас нет иерархии, у нас есть позиционное самоопределение в сотрудничестве.

У нас (особенно на сменах) есть участники, есть инструкторы, есть кураторы. Внутри служб есть координаторы. Но это разделение идёт не по принципу лестницы, никто не ставит себя выше или ниже других. Инструкторы общаются на равных с участниками, к тому же "участник" – не пожизненное звание, и стать инструктором может каждый.

У нас нет закрытых тем, у нас полная открытость перед сообществом.

Мы не скрываем ничего друг от друга, и "недоверие" – это абсолютно чуждое для нас слово.

У нас нет агрессии в отношениях, у нас принятие и уважение друг друга.

В общении друг с другом мы полностью исключаем резкость, оскорбления и т. п. Если вам не нравится, как ведёт себя человек, мягко скажите ему о его точке роста. Если человек неприятен вам, постарайтесь избавиться от этого чувства и воздержитесь от того, чтобы говорить об этом самому человеку, не отвергайте его, потому что это рождает конфликт, ссору, а "ссора" – это такое же чуждое для нас слово, как и "недоверие".

Основные законы «Школы детей для детей»

1. Закон «5П» – принять, понять, поддержать, полюбить, преобразовать.

Во-первых, мы принимаем человека сразу, как только он появляется в нашем сообществе. Если у нас появился кто-то новый, у него просто не должно быть возможности остаться в стороне. Он и не заметит, как почувствует себя одним из нас.

Во-вторых, мы прислушиваемся к человеку, какую бы идею он ни выдвигал. Абсолютно всё, что он хочет предложить, мы выслушаем и постараемся понять, потому что, даже если идея и кажется глупой (да даже если она и является глупой), её всегда можно додумать всем вместе.

В-третьих, поняв человека, мы поддерживаем его. Если он попытается что-то предложить, но в ответ на это увидит, как остальные удивлённо и молча смотрят на него, у него просто пропадёт желание говорить дальше. Идея должна быть услышана, подхвачена и, если это нужно, додумана уже общими силами.

В-четвёртых, полюбить. Человек должен чувствовать, что к нему относятся с любовью, что окружающие не просто слушают и кивают головами, после чего деловито обсуждают услышанное, а слушают с улыбками, хвалят, если идея понравилась, обращаются к нему, говоря, что вот в этом он разбирается. Гораздо приятнее проявлять инициативу, если услышать в ответ на предложенную идею: "Отличная мысль!" и просто осознавать, что окружающие тебя любят.

И, в-пятых, преобразование. Это и есть то самое "додумывание", когда от любого предложения, которое, казалось бы, вообще никак не может помочь делу, можно оттолкнуться и прийти к чему-то большему, преобразовать это предложение.

Интересно, что закон первых трёх "П" (принять, понять и поддержать) действует в абсолютно всех группировках. К примеру, в кучке наркоманов, собирающейся в подъездах и переулках, каждого её участника принимают, ведь он остаётся вместе с ними, понимают, зачастую выслушивая о его тяжёлой жизни и о том, как он оказался среди них, и поддерживают, мол, "иди к нам, у нас тебе будет лучше". Но ни о какой любви там не может быть и речи, ни один из участников подобных группировок не любим остальными, и преобразовывать там нечего.

2. Закон воспроизводства – «Научился сам – научи другого».

Для этого мы и создаём мастерские. Если вы умеете делать то, чему пока ещё не научились другие, к примеру, играете на гитаре или плетёте фенечки, и видите, что кто-то хочет этому научиться, научите его, особенно если он сам обратился к вам с такой просьбой. Но это не значит, что нужно ждать, пока вас попросят. Если вы ясно видите, что человек хочет научиться тому, что умеете вы, подойдите и предложите ему свою помощь. Много желающих научиться - можете смело открывать мастерскую.

3. Закон Звезды – «Гореть, зажигая других».

Мы не делаем что-то для того, чтобы "звездить", мы всегда стараемся раскрыть таланты других. Это не значит, что вы всегда должны оставаться в тени, но главное – не путать слова "гореть" и "звездиться". Показывать свои таланты, но в нужное время и в нужном месте, и никогда не забывать о том, что таланты есть и у других и что вы можете помочь им их раскрыть.

4. Закон Адвоката – «Отмечай лучшее во всём и во всяком».

Как известно, идеальных людей не бывает. У каждого есть точки роста. Закон Адвоката говорит о том, что нужно искать в человеке положительные качества, потому что, если вы будете искать недостатки, то впустую потратите время и не сделаете этим лучше никому, даже самому себе. К тому же, чем больше недостатков вы отмечаете в человеке, тем сложнее вам общаться с ним, а бывают такие ситуации, в которых общение неизбежно. Ища минусы, вы можете также увидеть в человеке те отрицательные черты, которых и вовсе у него никогда не было, то есть придумать и убедить себя в каком-то его недостатке. А если искать и видеть плюсы, то и общаться вам будет приятно.

То же самое и с любой ситуацией в вашей жизни. Как говорится, "всё, что ни делается, всё к лучшему".

5. Закон Источника – «Радоваться обнаруженной проблеме как источнику мобилизации и увеличения жизненных сил».

Проще говоря, любой проблеме, которая встаёт перед нами, мы радуемся. Проблему всегда надо преобразовывать в задачу, а задачу - решать. Решив её, мы приобретём определённый опыт, разовьём в себе те или иные качества, и в будущем уже сможем избежать подобных проблем.

В гимназии № 3 движение «Школа детей для детей» набирает обороты. На данный момент инструкторская команда насчитывает около 35 ребят с 6 по 11 класс. Это сплочённый разновозрастной коллектив инструкторов, которые обладают проектной, организационной, коммуникативной грамотностью, умеют ставить цели и анализировать сделанное, обладают навыками рефлексии. Эта группа ребят становится для 5-7 параллелей образцом для подражания, теми, кто задаёт «моду на хорошее», формирует положительные привычки и создаёт атмосферу жизни по высоким нравственным законам.

Что конкретно мы делаем?

В течение учебного года проводятся разные «события» (мы не любим слова «мероприятия», потому что они зачастую ничего не меняют, а мы учимся управлять изменениями и стремимся делать это осознанно).

Самые яркие события:

Сборы-ночёвки. Да-да, мы ночуем в школе! Сборы представляют собой мини-смены. Они проводятся 2-3 раза в течение учебного года. План сбора разрабатывает инструкторская команда. В первую очередь ставятся цели и задачи. Для чего именно сейчас нам нужен сбор? Дать толчок новой творческой волне? Тогда назовём сбор «Зажигалка» и добавим побольше творческих форм. Хотим что-то изменить в атмосфере классов и гимназии? Пусть сбор будет называться «Сквозь кротовую нору». И главный акцент сделаем на отслеживании изменений, видах рефлексии.

Самое важное – после каждой сбора-ночёвки обязательно проводятся интересные дела в классах, потому что представители классных коллективов и классные руководители запланировали на проектной работе эти изменения и знают, как это сделать.

Одной из самых важных традиций стало проведение такой ночёвки для параллели 5 классов в начале сентября. Всем пятиклассникам даётся возможность познакомиться с нашими принципами и законами в деле. Мы показываем ребятам, что большая семья средней школы готова их принять, что к школе нужно относиться как к дому.

Звёздные академии. Теория и практика по самым разным вопросам саморазвития. Коучинг, психология, тренинги и техноигры – всё это части Звёздных академий. Проводят их приглашённые взрослые специалисты (родители, педагоги) или сами ребята.

Мастерские. Город мастеров – так мы называем это прекрасное событие. Мастерами становятся дети, учителя, родители. Каждый мастер пишет программу мастерской, а это уже мини-проект. Каких только мастерских уже не видели стены гимназии! И плетение косичек, и танцы, и аппликации манкой, и робототехника, и приёмы самообороны… Счастье делиться тем, что знаешь сам, – вот что чувствуют участники этого прекрасного дела.

Гостевания. Мы проводили Новогодние гостевания. Класс принимает гостей, а потом сам идёт в гости. Причём интереснее всего, когда это разновозрастные классы. А ещё проводили родительские собрания в такой форме.

А вот летом 2017 года МБОУ Гимназия № 3 провела первую собственную инструкторскую смену.

Мы давно мечтали провести свою летнюю смену для инструкторов, и вот наконец это свершилось! С 14 по 17 августа 2017 года 24 гимназиста (с 6 по 11 класс), 2 выпускника и 3 учителей стали участниками этого удивительного события. Смена стала реальностью благодаря шефской помощи Института теплофизики СО РАН, обеспечившего прекрасное место проведения – базу отдыха «Сосновый бор» в Завьялово.

Инициаторами смены стали сами инструкторы. Разработав основные идеи сбора, команда смело отправилась в это прекрасное «путешествие». Назвали смену «Сильные люди». Каждый день был посвящён новой теме:

1 день: «Сила людей». Инструкторы подготовили и провели Звёздную академию «Привычки сильных людей». Очень заинтересовал всех разговор о том, как внедрить эти привычки в свою жизнь.

2 день: «Сила счастья». Весь день был посвящён этой теме. И «Звёздная академия», и тренинги, и песни на закате, и огонёк у костра, и падающие звёзды на ночном небе – всё делало нас счастливыми.

3 день: «Сила порядка». Раздумья о порядке и хаосе в голове и в жизни, мастерские, «Дурацкий футбол», ночная дискотека, «коридор любви» - вот что запомнилось из этого прекрасного дня. Мощным прорывом для многих ребят стал тренинг «Чёрно-белый стул». Познание себя – всегда непростой процесс, но самый интересный!

4 день: «Сила цели». Прозвучали завершающие творческие рефлексии служб. Проектная работа была посвящена планированию и разработке сентябрьского традиционного сбора-ночёвки для пятиклассников.

Рефлексию и отзывы участников смены можно прочесть в нашей группе ВКонтакте https://vk.com/topic-30476486_28630634?offset=140. Вот только несколько слов из отзыва Леночки Шкель, выпускницы гимназии, студентки 4 курса НГУ:

«Сколько мы всего сделали за эти 4 дня – сложно сформулировать даже в небольшом рассказе. Ребята, вы огромные молодцы. Мы меняем мир к лучшему, мы формируем новое поколение, которое еще круче нас. Прорыв инструкторов виден налицо, чему я лично безмерно рада! У меня столько энергии, что мои дома с ума сходят. Новая тетрадка заведена, а в ней уже целый талмуд знаний. Спасибо за открытие новой себя, спасибо судьбе, что я знакома с каждым из вас. Частичка всех инструкторов теперь в моем сердце!»

А вот что написала директор базы, мама шестиклассницы, коуч-тренер Алексеева Дарья Николаевна:

«Дорогие ШДДшки, лето для меня заканчивается, и я могу поделиться впечатлениями:

1. За это лето самое сильное и прекрасное – это ваша смена и ВЫ!!! Правда, правда... все вы на базе, и вдохновение, и атмосфера, и настоящие люди, и отзывы – я их увидела три недели назад, вы прекрасны, СПАСИБО ВАМ!!!

2. Передайте Благодарность вашим родителями за то, что они вырастили таких замечательных детей, детей, которым не все равно, детей, готовых делиться и отдавать, детей, которые сделают этот мир лучше!!! Пожалуйста, прочитайте вашим родителям эти строки. Ваша многогранность, ваш эмоциональный интеллект, ваша многозадачность и способность к творчеству, креативу – все эти навыки очень нужны людям 21 века, а у вас они уже есть! Значит у вас Великое будущее!»

Надеемся, что такие смены станут доброй традицией нашего движения «Школа детей для детей». Возможно, в следующем году к нам присоединятся инструкторы из других школ района. Добро пожаловать в наше пространство счастья!

Количество просмотров: 8943  

Добавить комментарий

Target Image
1. Деятельность детских организаций как фактор позитивной социализации обучающихся
2. «Школа детей для детей» – пространство счастья
3. Английский театральный клуб как пространство социализации и творческого развития младших школьников: из опыта работы
4. Мультимедийная редакция как направление развития школьного самоуправления
5. Значение детско-взрослого сообщества в работе классного руководителя в школе для детей с проблемами слуха
6. Роль педагога-психолога в работе с педагогическими кадрами в образовательном учреждении
7. Развитие готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами образовательных событий. Из опыта организации работы проектной школы «Дивергентное мышление»
8. Особенности обучения истории детей-инофонов
9. Возможности реализации системно-деятельностного подхода на примере преподавания истории Средних веков
10. К вопросу актуальности взаимодействия школы и организаций культуры и спорта
11. Активные методы обучения на уроках биологии
12. Организация внеурочной деятельности посредством интеллектуального клуба «Микс»
13. Районный проект «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»
14. История проблемы обучения смысловому чтению в психолого-педагогической литературе
15. Особенности диагностики готовности к смысловому чтению обучающихся начальной школы
16. Разработка диагностико-развивающего компонента, направленного на выявление проблем и формирование навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы
17. Один из приёмов обучения письму в период обучения грамоте
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы