Работа психолога по формирования толерантного сознания и поведения у обучающихся лицея

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Работа психолога по формирования толерантного сознания и поведения у обучающихся лицея

Толерантность сегодня – этическая доктрина современности, занимающая центральное место в системе ценностей цивилизованных государств. Сегодня нашему обществу как никогда необходима идеология открытого, терпимого и понимающего общества. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелями которого является человечество с конца 20 века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом.

Кризисная социальная ситуация в многонациональном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапазоне от личного раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта.

В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Поэтому как никогда очень важным фактором является формирование и внедрением норм толерантного сознания граждан в обществе.

Исходя из вышесказанного, в рамках укрепления духа толерантности среди обучающихся на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, профилактики экстремистских проявлений среди подростков, возникновения у них асоциальных установок сознания, приводящих к противоправным действиям, ежегодно в лицее № 200 проводится «Неделя толерантности».

Цель: Организация деятельности по воспитанию принципов толерантности в среде обучающихся, выработке у учащихся потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Формирование осознанного понимания сосуществования различных человеческих групп и общностей, уважения различной принадлежности людей, их прав на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

2. Формирование осознанного отношения к человеческим ценностям, понимания важности соблюдения принципов толерантности в повседневной жизни и их влияния на самочувствие и социальное благополучие.

3. Активизация творческого потенциала, креативных способностей и коммуникативных умений учащихся.

4. Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими, воспитание взаимоуважения, через понимание и принятие других людей;

5. Актуализация навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, в чатах и форумах.

Принципы построения недели толерантности:

– Неделя имеет свою основную идею и девиз.

– Неделя должна иметь психологически вид целостной и законченной работы.

– Каждый день недели должен иметь свою психологическую задачу, иметь законченный вид, быть в духе проводимой недели.

– События недели должны охватывать всю школу, всех участников учебно-воспитательного процесса.

– Мероприятия недели, по возможности, не должны мешать учебному процессу.

– Все мероприятия недели должны заранее обсуждаться с администрацией школы.

Предполагаемый результат:

1. Укрепление в школе духа толерантности.

2. Развитие у школьников черт толерантной личности способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.

3. Умение предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путём.

Сроки реализации: 13.11.17-18.11.17.

Ответственный за выполнение мероприятий – педагог-психолог МБОУ «Лицей № 200» Соколова Т.А.

План проведения «Неделя толерантности» в МБОУ «Лицей №200»

Девиз Недели: «Жить в мире с собой и другими»

Класс

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

1,2-е классы

Психологическая акция

"С миру по нитке, собираем мы улыбки"

 

15.11.17

Перемена после 2 урока

Соколова Т.А.

Классные руководители

3,4-е классы

Психологическая акция

"С миру по нитке, собираем мы улыбки"

15.11.17

Перемена после 3 урока

Соколова Т.А.

Классные руководители

5,6-е классы

Конкурс стенгазет «Толерантность – искусство жить вместе»

16.11.17

 

Соколова Т.А.

Затонская С.Г

7,8-е

классы

Конкурс «Эмблема толерантности»

 

17.11.17

 

Соколова Т.А.

Затонская С.Г

Игнатова Е.А.

9,10-е классы

Классный час

«Толерантность-путь к миру!»

10Д-13.11

10Г-14.11

10А-15.11

10Б-16.11

10В-16.11

9Б-17.11

9Г-14.11

9В –18.11

9А –18.11

Соколова Т.А.

7-10-е классы

Диагностика уровня сформированности толерантности подростков

13.11-18.11

Соколова Т.А.

11 классы

Работа в составе жюри

Конкурс стенгазет

Конкурс эмблем

Награждение победителей

 

18.11

Соколова Т.А.

Затонская С.Г

16 ноября – Международный день толерантности. Отмечая его разными коллективными творческими делами, психологическая служба лицея вносит определённый положительный результат в воспитание школьников, т.к. при этом используются новые формы работы, вызывающие интерес у детей, совершенствуется правовая культура, воспитывается толерантное отношение к окружающим, развивается чувство взаимного уважения, доброжелательного отношения друг к другу, другим народам, традициям, обычаям.

В целом, с 13 по 18 ноября 2017 года, на параллели 9,10 классов прошло 9 классных часов на тему «Толерантность – путь к миру!», в которых приняло участие около 198 человек. В совместной работе с психологом ребята рассмотрели понятие, виды толерантности, сформулировали правила толерантного общения, определили по результатам диагностики свой уровень терпимости. Составляя коллаж на тему «Мы очень разные, но мы вместе», каждый ребенок выразил свою индивидуальность и ощутил себя значимой частью коллектива.

Закрепив знания и свои установки в понятии толерантность, старшеклассники, пришли к выводу, что наш лицей, каждый класс – это маленькая семья, и поэтому очень важно для каждого лицеиста, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Коллективы 5-6 классов отличились в конкурсе стенгазет на тему «Толерантность – искусство жить вместе». Выступающие в роли жюри старшеклассники, отметили оригинальность и креативность выполненных работ.

Очень сложно пришлось одиннадцатиклассникам выбирать победителей в конкурсе «Эмблема толерантности». Созданные ребятами 7-8 классов на уроках изобразительного искусства под руководством педагога Игнатовой Е.Г. эмблемы толерантности были яркими и выразительными

С большим интересом обучающиеся начального звена встретили, проведенную во время перемен, психологическую акцию "С миру по нитке, собираем мы улыбки". В доступной форме психолог Соколова Т.А. рассказала ребятам об истории праздника. О том, что это день, в который все люди как никогда стараются быть внимательными и терпимыми друг к другу, день, когда есть прекрасная возможность сказать другому комплимент. В игровой форме школьники закрепили правила толерантного поведения в обществе. В целом, мероприятие позволило ощутить огромный эффект воздействия доброго слова и улыбки на душу каждого ребенка.

Порадовали своими показателями результаты диагностики уровня сформированности толерантности у подростков. В целом, среди обучающихся 7-10 классов, (было продиагностировано 346 детей), высокий уровень развития этнической толерантности, чувства единения, терпимости и эмпатии показали 82 % ребят, у 18 % отмечен невысокий уровень и нет ни одного человека в лицее с интолерантным отношением к окружающим.

Данная неделя стала сильным воспитательным мероприятием, способствовала формированию у обучающихся позитивных ценностей и установок на уважение друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, умению  находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, посредством воспитания культуры толерантности и межнационального согласия. Проводимая таким образом работа психолога помогла укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения обучающихся лицея.

Формирование основ толерантного сознания личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для формирования национального самосознания подрастающего поколения, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

Ведь как говорил один из известных педагогов – «Будущее государства в руках молодежи. Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом».

Список литературы

1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. – 2010. – N 7. – С. 64-66.

2. Боргоякова Т. В. Молодежный экстремизм - угроза национальной безопасности России // Экономика и право. – 2016. – N 3 / 4. – С. 50-73.

3. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика. – 2014. – №7. – С.3-12.

4. Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО "МЦФЭР", 20014. – №1. –С.29-32.

5. Крутелева Л. Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5. – С. 90-92.

6. Хайруллин Р. З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Мир психологии. – 2009. – N 3. – С. 85-93.

7. Шереги Ф. Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи // Мониторинг общественного мнения. – 2010. – N 2. – С. 22-42.

Количество просмотров: 7480  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы