Технология повышения двигательной активности учащихся на уроках физической культуры

 
 

Боровская Лариса Михайловна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 213 «Открытие» г. Новосибирска

 

Технология повышения двигательной активности учащихся на уроках физической культуры

Сохранение здоровья обучающихся является важной задачей образования. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с двигательной активностью.

Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. В настоящее время наблюдается снижение двигательной активности учащихся (гиподинамия). По данным гигиенических исследований в области охраны здоровья, «до 82–85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя)».

Негативные проявления гиподинамии состоят в задержке функционального развития детского организма, повышении частоты и продолжительности заболеваний учащихся. С каждым годом увеличивается процент детей с ослабленным физическим здоровьем. На уроках физической культуры наблюдается увеличение числа обучающихся освобожденных от практических занятий.

Проблема гиподинамии в период школьного обучения актуальна еще и потому, что низкая двигательная активность приводит к снижению умственной и физической работоспособности учащихся.

Основную цель работы учителя физической культуры вижу в целенаправленном создании условий обучения, повышающих двигательную активность каждого ребенка, и формировании умения организовывать свою двигательную деятельность. Для этого в процессе физического воспитания учащихся использую здоровьесберегающую технологию повышения двигательной активности, состоящую из следующих организационно-педагогических блоков:

– учебно-практический блок – уроки физической культуры;

– индивидуально-самостоятельный блок – организация самостоятельной физкультурной деятельности на уроках и в домашних условиях;

– спортивно-массовый блок – организация и проведение спортивных мероприятий во внеучебное время.

Учебно-практический блок включает реализацию образовательной программы по физической культуре.

Обеспечение высокой двигательной активности на уроках осуществляю за счет повышения моторной плотности занятий физической культуры, посредством разнообразия методов обучения, форм организации обучающихся на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная). Наиболее эффективными считаю групповые формы работы, позволяющие вовлечь как можно больше обучающихся: одновременная работа с мячами в парах; отработка индивидуального задания в подгруппах со сменой направляющего, мест положения подгрупп; фронтальное выполнение общеразвивающих упражнений; синхронное выполнение гимнастических упражнений и др.

Среди методов обучения, решающих задачу повышения двигательной активности на уроке, использую метод круговой тренировки по станциям, поточный метод в подгруппах, .

Естественным стимулом, повышающим двигательную активность обучающихся и одновременно решающим задачи профилактики простудных заболеваний и закаливания организма, является проведение уроков на свежем воздухе: в осенний период – лёгкая атлетика, в зимний период – лыжная подготовка. При хороших погодных условиях 70 % уроков провожу на улице.

Реализация индивидуально-самостоятельного блока позволяет учащимся индивидуально подходить к своему здоровью, регулировать двигательную активность на занятиях в зависимости от самочувствия, организовывать самостоятельные занятия физической культурой при выполнении домашних заданий.

Индивидуальный подход к своему здоровью предполагает наличие у учащихся представлений о своих физических возможностях: уровня двигательной подготовленности, реакции организма на физическую нагрузку. Поэтому при сдаче контрольных тестов не только знакомлю учащихся с нормативными показателями, но и предоставляю возможность каждому сравнить свой результат с предыдущим. При оценивании результатов выполнения контрольных нормативов и выявлении динамики развития физических качеств учитываю индивидуальные особенности обучающихся.

На уроках учащиеся получают возможность осуществлять контроль за состоянием организма, посредством определения пульса, частоты дыхания в начале урока, при выполнении физических упражнений и во время восстановления после физической нагрузки.

Учащиеся, имеющие медицинские противопоказания, занимаются отдельно от основной группы (во внутреннем круге или по прямой, в зависимости от направления движений класса), самостоятельно регулируя свою нагрузку, выполняя те же задания в медленном темпе, с меньшей дозировкой и амплитудой движения, следя за своим самочувствием.

Дети, освобожденные от практических занятий физической культуры по состоянию здоровья, принимают участие в организации спортивных и подвижных игр в роле судей, помогают в расстановке и уборке спортивного инвентаря, в принятии контрольных нормативов в роли секретаря.

Одной из составляющей организации самостоятельной двигательной деятельности является знание и соблюдение правил безопасного выполнения физических упражнений, спортивных и подвижных игр. Закрепление знаний техники безопасности осуществляю посредством проговаривания правил учащимися перед выполнением различных заданий.

Органической частью учебного процесса является выполнение домашних заданий, направленных на повышение культуры движений и двигательной активности, а также на воспитание у учащихся потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению определенных гигиенических правил и навыков.

В домашние задания включаю упражнения на осанку, для развития двигательных качеств, комплексы общеразвивающих упражнений, которые впоследствии выполняются в подготовительной части урока.

Для воспитания у обучающихся умения организовать свою двигательную деятельность на уроке предоставляю им возможность самостоятельно провести подготовительную часть урока: бег, беговые и общеразвивающие упражнения. При организации игр: выбрать игру, разделиться на равные по силам команды, назначить судей.

Спортивно-массовый блок реализуется во внеучебное время и включает организацию и проведение спортивных мероприятий. Одной из задач данного блока является вовлечение учащихся в соревновательный процесс. С сентября 2017 г. по февраль 2018 г. на уровне МАОУ СОШ № 213 «Открытие» проведено 6 спортивно-массовых мероприятий. Самое массовое мероприятие – «Веселые старты» – прошло в рамках «Дня здоровья». Мероприятие продумано так, чтобы двигательной деятельностью были охвачены не только участники команд (216 человек), но и зрители, для которых организован ритмичный Флешмоб. К «Дню матери», для учащихся 2-4-х классов проведён спортивный семейный праздник «Вместе с мамой веселей». В празднике приняли участие 40 детей и 40 родителей. Для первоклассников проведены соревнования «Мой весёлый звонкий мяч». В них участвовало 72 первоклассника. С интересом прошли спортивные мероприятия: «Первенство школы по пионерболу» среди 5-8 классов, охватившее 105 учащихся, и «Первенство школы по баскетболу», в котором приняли участие 35 человек. В честь праздника 23 февраля был проведен турнир «Богатыри России» среди 5-9 классов, в котором участвовало 50 человек.

Одной из инновационных форм организации двигательной активности является флешмоб с использованием элементов классической аэробики и художественной гимнастики. Флешмоб был проведен на «Дне здоровья», в праздничном концерте, посвящённом «Дню матери». Также флешмоб используем перед началом соревнований по спортивным играм.

Реализация здоровьесберегающей технологии повышения двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания позволяет повысить успеваемость по предмету «Физическая культура», динамику роста физической подготовленности учащихся, двигательную активность учащихся на уроках и во внеучебное время.

Литература

1. Козлов Д.В., Пономарёв В.В., Близневский Л.Г., Стручков В.И. Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе. Вестник ТГПУ, 2008. Выпуск 3 (77). – 79-82 с.

2. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 192 с.

3. Физкультурно-оздоровительные технологии: курс лекций / сост. Ивко И. А. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – 152 с.

Количество просмотров: 6296  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы