Функциональные и психологические особенности бойцов военно-патриотического клуба «Путь героя»

 
 

Ковалева Татьяна Алфировна,

педагог дополнительного образования,
руководитель ВПК «Путь героя» МБОУ СОШ № 2 г. Новосибирска

 

Функциональные и психологические особенности бойцов военно-патриотического клуба «Путь героя»

В статье представлены функциональные показатели бойцов военно-патриотического клуба «Путь героя». Цель исследования – выяснить, как отражается деятельность военно-патриотического клуба на состоянии вегетативной нервной системы и сердечно-сосудистой системы обучающихся.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, бойцы, напряжение, кардиоинтервалография.

В августе, ноябре 2017 г. совместно с педагогом-психологом школы и Новосибирским Государственным Педагогическим Университетом проводилось обследование, направленное на изучение функционального состояния бойцов военно-патриотического клуба (ВПК) «Путь героя» на базе школы № 2 Октябрьского района г. Новосибирска. Обследовано 20 обучающихся в возрасте от 13 до 17 лет.

Цель данного исследования: изучение функциональных особенностей бойцов военно-патриотического клуба (ВПК) «Путь героя».

Исследование функциональных показателей проводилось с использованием АПК «ВедаПульс» (О. В. Сорокин, М. А. Суботялов, регистрационное удостоверение № ФСР 2011/12389). С его помощью определяли моду (Мо), амплитуду моду (АМо), вариационный размах (ВР), индекс напряжения (ИН), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), вегетативный показатель ритма (ВПР), индекс вегетативной регуляции (ИВР), индекс централизации. Все полученные данные обработаны общепринятыми методами математической статистики с использованием непараметрического t-критерий Стьюдента для независимых выборок и считались достоверными при p ≤ 0,01.

Таблица 1 –Показатели кардиоинтервалографии бойцов ВПК «Путь героя»

Показатели

Девушки

Юноши

ВПР, у.е.

4,900±0,426

8,000±1,297**

ИН, у.е.

82,350±6,597

185,85±41,390**

ИВР, у.е.

136,300±10,890

269,500±47,539**

 

Примечание: ВПР, у.е. – вегетативный показатель ритма, ИН – индекс напряжения, ИВР – индекс вегетативной регуляции, ** - достоверные различия между группами при р ≤ 0,01.

(ИН)индекс напряжения у мальчиков выше нормального значения, так как мальчики находятся в большем напряжении и ожидании опасности, для них это характерно по возрастным физиологическим особенностям, то есть они способны легче адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

(ИВР) индекс вегетативного равновесия у мальчиков и девочек в норме. Более выражен у мальчиков, что свидетельствует о преобладании тонуса симпатического отдела, который повышает возбуждаемость и мобилизует силы организма на активную деятельность.

Вегетативный показатель ритма (ВПР) девочек ниже нормального значения. Это свидетельствует о том, что требования к девочкам предъявляются высокие, а функциональных возможностей организма не хватает, то есть еще не адаптировались к физическим нагрузкам

По данным кардиоинтервалографии выявлено, что у девочек имеется тенденция к меньшему напряжению сердечно-сосудистой системы, нервная система способствует восстановлению израсходованных запасов энергии. У мальчиков большее напряжение сердечно-сосудистой системы, нервная система усиливает обмен веществ, повышает возбуждаемость.

Библиографический список

  1. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ. – Новосибирск, 2010. – 124 с.
  2. Андрианова Р. А. Образ жизни детей и молодежи // Социосфера. – 2014. – № 2. – С. 144-145.
  3. Баевский Р. М., Иванов Г. Г., Чирейкин Л. В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (часть 1) // Вестник аритмологии. – 2001. - № 24. – С. 65-87.
  4. Дорохов, Р. Н. Соматический тип и пространственно-временная характеристика развивающегося организма // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте: сб. науч. тр. – Смоленск, 2000. – С. 20-26.
  5. Коркушко О. В. И др. Методы анализа и возрастные нормы вариабельности ритма сердца: метод. рекомендации. – Киев, 2003. – 25 с.
  6. Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. – Иваново, 2000. – 200 с.
Количество просмотров: 3543  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы