Музей как компонент воспитательной системы школы

 
 

Усова Нина Сергеевна,

руководитель музея «Возрождение»
МКОУ «Болтовская СОШ», Сузунский район, с. Болтово

 

Музей как компонент воспитательной системы школы

Музей «Возрождение» в Болтовской школе действует с 21 февраля 2004 года. Профиль музея – комплексно-краеведческий. Работа музея осуществляется в соответствии с перспективным планом «След на земле» на 2017–2020 годы.

Цель работы музея: организация краеведческой поисковой деятельности, направленной на воспитание гражданско-патриотических качеств личности учащихся, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников школы, села Болтово.

Задачи:

  1. Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
  2. Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
  3. Создание условий для воспитания любви к родной школе, отчему краю.
  4. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу малой родины.
  5. Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы.
  6. Участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда.
  7. Проведение культурно–просветительной работы среди учащихся и населения.

Основные функции:

  • Образовательная
  • Воспитательная
  • Координационная

Осуществляются через формы работы:

  1. Экскурсионная
  2. Сбор, систематизация, оформление материала
  3. Проведение мероприятий, посвящённых Дням воинской славы, Дням Памяти, традициям нашего народа
  4. Встречи с детьми войны, ветеранами труда 
  5. Пополнение существующих материалов, оформление альбомов

В музейном фонде 284 музейных предмета, в т.ч. подлинных экспонатов – 141.

При поступлении в музей нового предмета составляется Акт приёмки, предмет регистрируется в инвентарной книге и в книге регистрации актов.

В соответствии с целью и задачами программы деятельности музея, ценностью и значением музейных экспонатов, более рационального использования возможностей музейных ресурсов, музейная экспозиция состоит из разделов:

  1. История школы
  2. Уголок боевой славы
  3. Славы отцов достойны
  4. Трудовая слава села
  5. Природа
  6. Сельский быт
  7. Нумизматика

Раздел «История школы» обеспечивает возможность окунуться в историю развития и становления Болтовской школы. Содержание раздела составляют фотодокументы, рукописные документы, предметы школьного быта: школьная парта, школьная форма, атрибуты деятельности пионерской и комсомольской организации, бюст В.И. Ленина, изготовленный учащимися школы, макет дома в Шушенском, где жил Владимир Ильич, альбомы дел пионерских отрядов, альбомы с материалами об учащихся школы, побывавших во всесоюзных пионерских лагерях «Артек», «Орлёнок», «Океан». В этом разделе имеется фото-, видеоархив, который содержит фотографии выпускников, учащихся школы с 1973 года, серебряных медалистах, директоров, педагогического коллектива.

Воспитание любви к родному краю, к Родине, чувства гордости за земляков способствует следующий раздел – Уголок боевой славы. Сведения о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших на полях сражений, пропавших без вести, вернувшихся ранеными, но живыми, в родные сёла. Об их жизни после войны. 9 мая 2017 года в бессмертном полку несли фотографию считавшегося пропавшим без вести Гурского Василия Кирсановича. А в июне пришло известие, что в Новгородской области члены поискового отряда нашли гильзу с данными солдата. 23 сентября на кладбище села Болтово торжественно захоронили останки героя-односельчанина и его боевого товарища, так и оставшегося неизвестным. Родственники солдата, посетив музей, подарили каску с поля боя и записку с данными Гурского Василия Кирсановича.  

На смену дедам, прадедам, отцам, передавшим свою веру сыновьям, приходят молодые солдаты, для которых солдатский долг, любовь к родному краю, к Родине не просто слова. В разделе «Славы отцов достойны» оформлены стенды, посвящённые выпускникам школы, ставшим героями – Заикину Евгению Владимировичу, погибшему в Афганистане.

Орденом Мужества посмертно награждён Болле Андрей Владимирович, участвовавший в обеспечении правопорядка на территории Чечни.

Собраны материалы о выпускниках школы, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, в Чечне. Награждён Орденом Мужества закончивший военную Академию Окороков Семён.

Выпускникам, призванным на службу в ряды Российской Армии, посвящён альбом «Служу России». На карте Российской Федерации отмечаются флажками места службы наших ребят. Учащиеся принимают активное участие в подготовке мероприятий, посвящённых Дням Боевой Славы, празднованию Дня Победы, в сборе материала и пополнении фотографий для Бессмертного полка.

Воспитанию уважения к труду, любви к родному краю способствует раздел «Трудовая слава села». Людям труда, результатам их деятельности посвящены материалы раздела. Мы приняли участие в районном конкурсе «Музеи: наследие прошлого или взгляд в будущее» в номинации «Лучший видеосюжет одного мероприятия». Собрали сведения и провели в доме культуры мероприятие «Ровесники Новосибирской области» о наших земляках, которым исполнилось 80 лет в 2017 году. По итогам конкурса заняли III место. Среди героев труда – орденоносец, знатный механизатор Зверев Пётр Михайлович.

С целью способствования формированию правильного отношения к природе, желанию не причинять ей вреда, видеть красоту, сохранять и охранять природу, оформлен раздел «Природа». Одним из ценных экспонатов данного раздела является зуб мамонта. Его подарил в кабинет географии бывший ученик Зайцев Виталий Григорьевич. После открытия музея из кабинета географии зуб передан в музей, где хранится вместе с образцами горных пород, собранных и переданных в музей учащимся школы Ореховым Евгением, прочими экспонатами, исследованиями местной флоры и фауны.

Есть в музее и раздел «Нумизматика». Учащиеся имеют возможность увидеть старинные деньги. Например, редкую коллекцию монет Сузунского монетного двора. Облигации Государственных займов, дореформенные денежные купюры, посетители могут сравнить их с современными деньгами.

Самым большим разделом, обеспечивающим возможность развить чувство истории, познать, как жили предки, чем они занимались, как развивались орудия труда и предметы быта, является раздел «Сельский быт». Среди экспонатов – ткацкий станок.

В процессе реализации образовательной программы школы одним из важнейших направлений является музейная педагогика, в рамках которого реализуется также программа внеурочной деятельности «Музееведение». Учащиеся изучают основы музейной деятельности.

Работу музея направляет Совет музея, состоящий из 5 человек. Руководит его деятельностью председатель Совета – Сергеева Ангелина. Так как музей является одним из важнейших мест, где исторические знания смогут преобразоваться в убеждения, краеведческий материал используется учителем истории Трубиной Еленой Владимировной, учителем литературы Шлейгель Анной Геннадьевной, учителями начальных классов Бодровой Надеждой Ивановной, Шмидт Еленой Борисовной, Булановой Верой Александровной, Лаврентьевой Ольгой Владимировной для проведения музейных уроков, экскурсий, способствующих развитию у учащихся познавательного  интереса, формированию знаний, умений и ценностных ориентаций, воспитанию уважения к культуре и истории родного края. Учащиеся используют материалы музея при подготовке домашних заданий, исследовательских, творческих работ.

Советом музея совместно с классными руководителями, заведующей библиотекой села Болтова Черенковой Натальей Геннадьевной были проведены мероприятия:

  1. В сентябре 2017 года к 80-летию Новосибирской области организовано исследование «Наша школьная семья в год 80-летия Новосибирской области». Итоги подведены 28 сентября на празднике «Гордимся прошлым, создаём будущее».
  2. В октябре 2017 года для учащихся 1 и 2 классов проведены комплексные экскурсии в музей по разделу «Трудовая слава села».
  3. Для учащихся 3 и 4 классов проведены экскурсии-практикумы «Историческая мозаика»
  4. В ноябре 2017 года проведены музейные уроки для учащихся 1-4 классов «Зуб мамонта».
  5. Для учащихся 6-8 классов – «Ожившая награда». Перед уроком – анкетирование «Что, по-вашему, означает «быть счастливым человеком?». По итогам – обсуждение вопроса «Как учёба может стать любимым делом?»
  6. Ко Дню памяти Неизвестного солдата школьники разместили объявления в учреждениях, организациях о данном мероприятии. С 26 ноября по 1 декабря 2017 года была организована «Неделя памяти Неизвестного Солдата». Совместно с заведующей сельской библиотекой Черенковой Н.Г., среди учащихся школы были проведены беседы о Неизвестном Солдате, экскурсии в музей для 4 класса. Неделя завершилась 1 декабря 2017 года общешкольной линейкой «Памяти Неизвестного Солдата».
  7. 19 декабря 2017 г. для учащихся 1-4 классов прошла Никольская ярмарка.
  8. В декабре 2017 года для учащихся школы совместно с сельской библиотекой были подготовлены и проведены занятия о Московской битве 1941 года и «76-й годовщине контрнаступления советских войск под Москвой посвящается».
  9. 15 января 2018 г. в музее в день памяти А. Болле была организована экскурсия «Помним».
  10. В феврале прошла акция «Письмо солдату». Беседы «Юные пионеры-герои», общешкольное занятие «Дети блокадного Ленинграда».
  11. 22 февраля отмечали День рождения школы в формате «День самоуправления». Поздравления принимали ветераны педагогического труда.
  12. С 12 по 18 февраля была организована и проведена Масленая неделя.
  13. 22 февраля в музее прошло занятие с воспитанниками подготовительной группы детского сада «Юные защитники Родины».

Работа музея многогранна и бесконечна, она не может закончиться, как не может остановиться жизнь школы.

Презентация

Количество просмотров: 4502  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы