Музей как центр исследовательской и краеведческой работы в школе

 
 

Казанцева Антонина Витальевна,

руководитель комплексно-краеведческого музея «Уголок России»
МКОУ «Бобровская СОШ», Сузунский район, с. Бобровка

 

Музей как центр исследовательской и краеведческой работы в школе

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. И наши учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаемся к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края.

Наш школьный музей создает условия для воспитания чувства патриотизма – такого «социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

Сохраняя для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность, педагоги школы способствуют внедрению музейного материала в учебный процесс.

В процессе работы с музейным предметом он преобразовывается в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

Учащиеся школы включаются в поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Все это способствует формированию духовных ценностей.

В Бобровской средней общеобразовательной школе историко-краеведческое и исследовательское воспитание учащихся является приоритетным направлением в воспитательной работе. Отправной точкой для этого стала деятельность нашего школьного музея.

Музей у нас был создан по инициативе учителя истории Печенкиной Татьяны Аркадьевны. Именно при ней были собраны основные фонды музея. В 2004 году учитель истории начала работу над проектом «Музей», собрала все имеющиеся материалы кабинета истории и географии в освободившийся кабинет. В рамках исторического кружка с детьми 5-6 классов были обследованы чердачные помещения старых домов с. Бобровка и пос. Красный Камешок. Несколько экспонатов и фотографий отдала Петкеева Прасковья Васильевна – учитель начальных классов, которая проводила огромную краеведческую работу в домашних условиях. Жители села, дети охотно приносили старые вещи. До 2013 года музей был в здании Бобровской школы, а в настоящее время находится в помещении Бобровского ДК.

Общественным органом самоуправления школьного музея является актив музея. Совет музея формируется из представителей ученических и педагогических коллективов. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • поисково-собирательская;
  • фондовая;
  • экспозиционно-выставочная;
  • культурно-образовательная.

В школе на основании собранного материала по истории села, школы создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские работы: «Тайны семейной шкатулки» (Разинкина Полина), «Село мое, село родное» (Бобровский Влад), «Школа» (ученики 3 класса), участвовали в районных краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы: «Трижды Герой Советского Союза летчик- сибиряк А.И. Покрышкин», «Убранство русской избы» (уроки ИЗО), «И помнит мир спасенный» (уроки Мужества), «Наши первые учителя», «История Бобровской школы» и др.

Являясь общественной инициативой, музей не может замыкаться только в рамках школьного пространства. Деятельность нашего музея тесно связана с местным сообществом. Уже давно стало доброй традицией проводить совместные праздники 9 мая и День села вместе с Бобровской сельской администрацией, Домом Культуры. Для сценариев этих праздников берётся краеведческий материал, собранный школьным музеем.

Каждый музей имеет свой профиль, не исключение и наш музей. Он историко-краеведческий, что способствует его большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования.

Краеведческая составляющая в работе нашего школьного музея выступает на первый план. Гордостью музея являются экспозиции:

  • Природа родного края
  • Летопись села Бобровки
  • Летопись школы
  • Политические организации СССР
  • Занятия и быт Бобровских крестьян
  • Крестьянская изба
  • Немецкая диаспора в Бобровке: истоки и судьбы
  • Эхо войны

У школьного музея большие планы на будущее. Много уже собрано и сделано, но много и предстоит сделать.

В работе музея очень важен именно творческий коллектив (особенно ученический). Поисковая, исследовательская, экскурсионная работа – это всегда захватывающее, увлекательное, запоминающееся занятие.

В последние годы наш музей «Уголок России» вновь занял достойное место в нашей школе, заявил о себе и уже стал центром поисково-краеведческой и исследовательской работы в школе.

Презентация

Количество просмотров: 5676  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы