Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с малыми жанрами русского народного фольклора

 
 

Каратаева Ирина Борисовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 198 г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с малыми жанрами русского народного фольклора

«С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

Одними из задач патриотического воспитания являются:

– активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

– углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;

– формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

– формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России.

Фольклорное наследие русского народа – это сокровище его национальной духовной культуры, народной педагогической мысли. Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»

Фольклор – это народная педагогика, воспитание с помощью ритмических построений, напевности, сочетания слова с музыкой и движением. Фольклорное наследие русского народа позволяет организовать эстетическое воспитание детей не только наиболее одаренных, а всех.

Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок познаёт мир, начиная с колыбельных песен, дорастая до сказок, былин, сказаний, постигая сложнейший мир эпических героев и нравственных идей.

В фольклорном творчестве отразилась такая важная особенность, как общность, единство народов России. Патриотическое сознание, образцы нравственных норм поведения нашли отражение в потешках, пословицах и поговорках, сказках и былинах и других фольклорных жанрах, раскрывая перед детьми картины из жизни, быта русского народа, традиции и обряды.

Детский фольклор – это особенный вид народного творчества, сопровождающий человека в период его детства. Уже много столетий прибаутки, пестушки, приговорки, потешки, считалки, сказки ненавязчиво поучают и воспитывают ребёнка, приобщая его к культуре своего народа, осуществляя связь поколений и передачу накопленных знаний и опыта. Произведения русского фольклора помогают дошкольникам различать и осмысливать «доброе» и «злое», положительно влияют на становление личности и психическое здоровье детей, способствуют проявлению великодушия и заботы ко всему окружающему.

При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности дошкольников: для младшего дошкольного возраста более доступны колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, короткие считалки; в средней группе большее место уделяется народной сказке, закличкам, кричалкам; дети старшего дошкольного возраста осваивают такие жанры фольклора, как пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, перевёртыши, дразнилки.

В нашем дошкольном учреждении художественно-эстетическое направление развития детей является приоритетным. Творческой группой педагогов разработана рабочая программа «Русская горница» по приобщению к истокам русской народной культуры, рассчитана на детей с 3 до 7 лет.

Цель программы: ознакомление с жизнью и бытом русского народа; развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.

Одним из направлений работы по программе является ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.

Знакомя дошкольников с малыми фольклорными жанрами, ставим следующие задачи:

– Знакомить детей с бытом, традициями и обычаями русского народа.

– Показать красоту русского языка. Формировать у детей интерес к фольклорным произведениям, обогащать словарный запас детей.

– Формировать у дошкольников первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, развивать разговорную речь детей.

– Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях народа России.

– Приобщать детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность.

– Создавать у детей определенный запас русских народных потешек, считалок, закличек и т. д.

– Содействовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, культуры поведения в среде сверстников.

– Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность дошкольников.

– Развивать основные психические функции: внимание, память, речь, восприятие, наблюдательность, активизировать мышление, мелкую моторику и координацию движений, по словесному указанию выполнять действия с пальчиками.

– Создавать необходимую предметно-развивающую среду.

На всём протяжении дошкольного возраста дети осваивают малые фольклорные формы:

1. Колыбельные песни.

2. Потешки.

3. Прибаутки.

4. Заклички, приговорки, кричалки.

5. Считалки.

6. Скороговорки.

7. Загадки.

8. Пословицы и поговорки.

9. Небылицы-перевёртыши.

10. Дразнилки.

С самого рождения в своей семье ребёнок начинает знакомиться с поэзией пестования – пестушками, колыбельными песнями. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Народные колыбельные песни представляют собой своеобразные обереги – заговоры при воздействии сочетания музыки и слова. К приходу в детский сад ребёнок получает представление о ритме и рифме стихотворного произведения.

Воспитатели приобщают дошкольника к народной культуре через знакомство с различными фольклорными произведениями в ходе режимных моментов. Используя приём «минутка вхождения в день», педагог совместно с детьми инсценирует потешки, прибаутки. Приучая к правилам гигиены, во время пробуждения-потягушек – исполняют приговорки. Простой ритмичный текст, жизненный сюжет, краткость малых фольклорных форм позволяет педагогам сделать воспитательные моменты по передаче нравственных основ ненавязчивыми, занимательными, весёлыми.

Фольклорные загадки не только знакомят с предметами быта, объектами живой и неживой природы, но и развивают образное мышление, смекалку, сообразительность.

Пословицы и поговорки, применяемые в НОД, игровых ситуациях приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине.

Систематическое планирование проектно-творческой деятельности с использованием фольклорных произведений способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем большинство тем повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. В нашем дошкольном отделении осуществлена проектная деятельность по следующим темам: «Ясно-Солнышко», «Коляда-Маляда», «Встреча жаворонков», «Красная горка», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебное слово – мама», «Наши папы и дедушки – защитники России». Активное привлечение родителей дошкольников в общую проектную деятельность позволяет активизировать работу в семье по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В процессе усвоения различных форм фольклорных произведений, приобретения знаний о национальной культуре происходит формирование национального самосознания детей. Дошкольники учатся общаться со сверстниками и взрослыми, основываясь на национальных особенностях и общечеловеческих ценностях.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Волгоград: «Учитель», 2007. - 203 с.

2. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010, 96 с.

3. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский – Ростов-на-Дону, Изд. «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.

4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

6. Писарева, А. Е. Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А.Е. Писарева, В.В. Уткина. – М.: «Сфера», 2011. – 128 c.

7. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. / С. С. Степанов – М.: Эксмо, 2005. – 672 с.

8. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 22.05.2018).

Количество просмотров: 8667  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль спортивно-досуговых мероприятий в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
2. Реализация патриотического детско-тематического проекта «Наш родной микрорайон»
3. Проектирование тематической недели «День Победы» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
4. Воспитываем патриотов вместе
5. Как воспитать патриота
6. Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом
7. Использование интегративных форм при проведении прогулок
8. Радиоточка «Дошколята» в детском саду как информационно-развлекательный портал
9. Развитие и активизация речи детей раннего возраста с использованием произведений малых жанров русского народного фольклора
10. Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников
11. Способы мотивации детей к изобразительной деятельности
12. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе организации праздников
13. Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
14. Воспитание интереса к родному языку у дошкольников
15. Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
17. Семейный клуб как средство развития системы взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в условиях УДОД
18. Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края
19. Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
20. Такое разное рисование!

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы