Олимпиадные сообщества как средство развития речи младших школьников в условиях школьного медиаобразования

 
 

Ковалёва Светлана Юрьевна,

логопед МАОУ «Гимназия № 10» г. Новосибирска

 

Олимпиадные сообщества как средство развития речи младших школьников в условиях школьного медиаобразования

Высшие, присущие человеку формы психологического общения

возможны только благодаря тому, что человек

с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Л. С. Выготский

Одной из разновидностей человеческой деятельности является речевая деятельность. Именно через речевую деятельность происходит обогащение и развитие речи младших школьников. Если имеются речевые нарушения, то ребёнку гораздо труднее не только развивать речь самостоятельно, но и получать знания, а также общаться в процессе учебной деятельности.

Общественный фактор занимает в речевой деятельности школьников важное место. Общество не только побуждает к речевой деятельности, но и выступает как средство этой деятельности. Таким средством могут выступать различные сообщества обучающихся.

Но сегодня современное общество живет и работает в медиапространстве. Поэтому очень важно научить младших школьников правильно ориентироваться и получать знания в медиапространстве.

В 2016-2017 уч. году на школьном логопункте гимназии № 10 были организованы группы для учащихся, имеющих нарушения письменной речи. Постепенно, в этих группах дети стали объединяться, благодаря общему интересу к олимпиадам и огромному желанию не только участвовать в них, но и побеждать. Так возникли в логопедических группах олимпиадные сообщества обучающихся с нарушениями речи.

Основные силы  школьников, имеющих особенности речевого развития, направлены на решение задач по реализации программы речевой деятельности. Им сложно решать логические задачи, писать диктанты и изложения, выполнять тестовые работы, участвовать в олимпиадах. Поэтому невозможно изучать речь изолированно от жизнедеятельности школьников. Сегодня олимпиады занимают большое место в жизни класса и школы, но обучающиеся с нарушениями речи, как правило, в них не участвуют, либо имеют плохой результат.

Исходя из этого, дети поставили перед собой две важных цели: коррекция речевых проблем и участие в олимпиадах. Темы для олимпиад ученики выбирали самостоятельно, но все члены сообщества согласились со мной в том, что важно принять участие в олимпиаде по русскому языку.

В Профессиональном стандарте к воспитательной деятельности педагога   предъявляются необходимые умения «Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников».

К деятельности сообщества старались привлекать родителей обучающихся, роль которых очень важна для них. Во-первых, дети сообщили родителям о своем желании участвовать в олимпиадах и заручились их поддержкой. Во-вторых,  просили помощи в подготовке по темам олимпиад. Иногда, инициатива исходила от родителей, они изучали теоретический материал с ребенком, а мы продолжали начатую работу, обогащая знания правильным речевым сопровождением. Родители выступали в роли болельщиков, что очень важно для каждого ребенка, знать, что тебя поддерживают и заботятся. Узнав положительный результат, после прохождения олимпиады, дети звонили своим родителям и сообщали радостную новость. А когда приходили в класс, то об этом рассказывали друзьям и учителю.

Очень важно, когда в работе сообщества принимает участие  классный руководитель, который является организатором всего учебного процесса, наставником и воспитателем учащихся, посредником в работе с родителями (помогает учителю-логопеду в передаче информации, в консультативной работе и т. д.).

На первоначальном этапе необходимо было договориться о нормах общения в сообществе и решить организационные моменты.  Группа должна научиться слушать выступление участника, задавать вопросы или отвечать на них после доклада, корректно делать замечания или высказывать предложения. Например, один ученик приносил на занятия вещи, которые были интересны  ему.  Но он демонстрировал их во время занятия, отвлекая учеников от основной темы. Мы договорились о том,  что можно брать на занятия и когда можно показывать. Таким образом, дети стали принимать участие в подборе материала для занятий. Они приносили энциклопедии, книги, доклады, предметы, связанные с темой занятия и т. п. Показывали то, что принесли на перемене и если материалы отвечали требованиям программы, мы их использовали в процесс обучения.

Например, ученик взял на занятие энциклопедию о космосе. Учащиеся выполняли различные задания (в зависимости от темы коррекционного занятия):

– прочитайте отрывок, который нравится больше всего;

– прочитайте отрывки, выделенные учителем, перескажите;

– найдите в тексте слова на заданный звук;

– найдите слова, в которых заданный звук находится в определённой позиции;

– найдите слова с определённым количеством звуков и т. д.

Подобные задания давались учителем на smart board в презентациях. Смотрели и обсуждали фотографии, фильмы, короткие рассказы о космосе.

Однажды ребёнок принес разноцветные звездочки из фольги. Они разнообразили нашу работу и сделали её более интересной.  Учащиеся выполняли следующие действия:

– считали заработанные на занятиях баллы,

– выкладывали дифференцируемые звуки,

– составляли созвездия, опираясь на энциклопедию или фото из интернет-ресурсов и т. д.

В процессе общения в сообществе могут возникнуть трудности по обмену информацией. Участники сообщества учились выступать с докладами и сообщениями. А ученики группы учились воспринимать и запоминать информацию, отвечать на вопросы. Например, один второклассник подготовил доклад о космосе, но его информированность была намного выше, чем у членов сообщества. В речи прозвучало много незнакомых слов, многие были сложными по своему звучанию. Поэтому информативность данного сообщения была очень низкой, так как никто не смог ответить на вопросы после доклада.

Дети попросили докладчика выписать сложные слова на доске, а затем прочитать доклад ещё раз, но с хорошими звуками. Потом мы поработали с учеником отдельно от группы, так как он готовил этот доклад для выступления в классе. Отработали произнесение поставленных звуков в тексте и проговорили основные моменты улучшения доклада. Таким образом, проработав свое сообщение сначала в нашем маленьком сообществе, докладчик смог выйти в большую аудиторию. И выступить в классе более уверенно и доходчиво.

Таким образом, готовясь к различным выступлениям, обучающиеся вырабатывали умения находить информацию в интернете и в других источниках, правильно воспринимать и перерабатывать её, доносить эту информацию до слушателей, что способствовало началу формирования медиаграмотности младших школьников.

Дети учились в сообществе общаться и взаимодействовать не только друг с другом, но и со взрослыми, что способствовало развитию коммуникативных навыков. Занимательные игры на компьютере помогали развивать у учеников память, внимание и логику. Овладение логическими универсальными действиями совершенствовало умения осуществлять анализ, синтез, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи. Благодаря участию в онлайн-олимпиадах обучающиеся смогли повысить свою медиакомпетентность. А результаты онлайн-олимпиады по русскому языку были зачтены как независимая экспертная оценка результатов обучения.

Готовясь к олимпиадам, школьники учились наблюдать, сравнивать, рассуждать, проводить обобщения. Дети научились фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими).

Подобная работа в сообществе способствовала развитию речи младших школьников:

– уточнён и активизирован словарный запас;

– введены в активный словарный запас необходимые слова-термины;

– отработана синтаксическая конструкция простого и сложного предложения;

– отработан алгоритм составления текстов и т. д.

Проанализируем результаты. В олимпиадах принимали участие 13 обучающихся, что составило 50 % от всех обучающихся в логопедических группах. Все заняли первые места в онлайн-олимпиадах (один ученик занял I и II место, так как участвовал в двух олимпиадах). У всех обучающихся, принимавших участие в олимпиадах, высокие показатели в конце года в итоговых диктантах. Дети, которые не участвовали в олимпиадах, но работали в сообществе, также улучшили свои результаты по сравнению с началом учебного года.

Диаграмма отметок за итоговый диктант по русскому языку в конце года

Рассмотрим диаграмму: по горизонтали обозначены группы, а по вертикали – количество учащихся. Из диаграммы видно, что всего 1 обучающийся имеет отметку 2 (из 21). Отрицательную отметку за диктант имеет ученик, который выбыл из логопедической группы. Ребенок посещал занятия редко, в сообществе и в олимпиадах не участвовал. Классный руководитель неоднократно проводил беседы с мамой о необходимости занятий в логопедической группе, но она не смогла организовать посещения группы, ссылаясь на нехватку времени и загруженность ребёнка.

Отметку 3 имеют: один обучающийся из третьего класса и два из второго класса. Эти ученики посещали группу нестабильно, в сообществе и в олимпиадах не участвовали.

Успешно работали в сообществе 17 человек, из них:

– приняли участие в олимпиадах – 13 (отметки 4 и 5);

– не участвовали в олимпиадах – 4 человека (отметки 4).

Рассмотрим подробнее на примере группы № 2:

в группу зачислено – 5 учеников;

занимались в сообществе – 4 ученика;

участвовали в олимпиадах – 4 ученика (отметки за итоговый диктант: 5, 5, 5, 4);

выбыл из-за пропусков – 1 ученик (отметка за диктант 2).

80 % обучающихся данной группы написали итоговый диктант на 4 и 5.

Проанализировав итоги работы, можно сделать следующие выводы:

– дети с нарушениями речи могут успешно участвовать в олимпиадах;

– участие в олимпиадах способствует развитию речи учащихся;

– сообщества являются эффективным средством развития речи младших школьников,

– развить речь младших школьников можно с помощью и на материале средств массовой коммуникации.

Стремление сообщества продуктивно участвовать в олимпиадах было стимулом развития речи для каждого ученика. Так как, чем активнее познавательная деятельность ученика, тем быстрее развивается его речь. В тоже время, чем лучше становится устная и письменная речь ребёнка, тем легче и продуктивнее он начинает осваивать материал других предметов. Ещё А. А. Леонтьев писал, что «Язык выступает как орудие познания». Медиаобразование способствовало развитию личности ребенка, формированию культуры общения, развитию творческих и коммуникативных способностей.

В конце года, в торжественной обстановке, перед всем классом, участники олимпиад были награждены грамотами. Ученики с гордостью отнесли свои награды домой, а затем положили в портфолио. Взаимодействуя и сотрудничая в сообществе, дети достигли того, чего не смогли бы достичь в одиночку.

Литература

1. Профессиональный стандарт педагога.

2.  Выготский Л. С. Мышление и речь. «Избранные психологические исследования». М., 1956, стр. 50-51.

3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение, 1969.

Количество просмотров: 5051  

Добавить комментарий

Target Image
1. Издательский проект «Журнал “Баобаб”» как результат деятельности детско-взрослого сообщества
2. Медиаобразование как направление информационной социализации обучающихся коррекционной школы
3. Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования
4. Тестирование как эффективный способ проверки знаний
5. Использование цифровой лаборатории в начальной школе для детей с нарушением слуха
6. Олимпиадные сообщества как средство развития речи младших школьников в условиях школьного медиаобразования
7. Печатные и электронные ресурсы для достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования
8. Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе
9. Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы