Основные пути развития профессиональной компетентности педагога

 
 

Родионова Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога

Качество системы образования не может быть выше

качества работающих в ней учителей.

М. Барбер

Каждый ребенок рано или поздно начинает задумываться о том, какую профессию он выберет и куда пойдет учиться после окончания школы. Я с раннего детства знала, что буду учителем, ориентируясь на тех педагогов, которые меня учили. Закончив Новосибирский педагогический колледж, а позже педагогический университет я не задумывалась о том, какими педагогическими стандартами должен руководствоваться каждый педагог. Ориентиром были педагоги, которые нас обучали.

Во время работы, приобретая опыт, приходило понимание того, как эффективнее работать, наставники и более опытные педагоги помогали в этом. Но тем не менее, получая образование, нас учили работать со здоровыми и русскоговорящими детьми. В настоящее время педагогу необходимо быть не только в тренде гаджетов, нужных для образовательного процесса, но и уметь работать с разными категориями детей:

– с одаренными учащимися;

– в условиях реализации программ инклюзивного образования;

– преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

– с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

– с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Итак, какой он, современный учитель? Как бы вы ответили на этот вопрос? УЧИТЕЛЬ – друг, наставник, помощник, инструктор, куратор, исследователь, методист, творец, управленец, консультант…

По этой причине появился документ, который поможет педагогическому сообществу найти золотую середину и понять, какие требования в настоящий момент выдвигаются к педагогу и какими компетенциями он должен обладать.

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Профессиональный стандарт для педагогов, на мой взгляд, необходимо рассматривать как рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Как ориентир, который поможет учителю простроить собственную траекторию саморазвития и самосовершенствования. Каждый учитель может рассмотреть стандарт через призму своих компетенций и понять, в каких областях своей профессиональной деятельности ему необходимо совершенствоваться. Таким образом, на мой взгляд, профессиональный стандарт педагога – это помощник, который определит индивидуальную траекторию профессионального развития и мотивирует педагога на саморазвитие, обеспечит координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

Содержание профессионального стандарта педагога

Часть первая: обучение.

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (приложение 1 к Стандарту).

Часть вторая: воспитательная работа.

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления развивающей деятельности).

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы.

Работая учителем начальных классов приведу профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

В соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога можно создать такую таблицу, которая позволит учителю оценить уровень своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями.

Таблица 1

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта «Педагог»

Компетенции
(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

Комментарий
(обоснование выставленного балла)

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

 

 

 

 

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

 

 

 

 

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

 

 

 

 

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»

 

 

 

 

Благодаря тому, что учитель может провести самоанализ по определенным требованиям, он может оценить и ранжировать дефицит профессиональных компетенций, продумать план их устранения и пройти курсы повышения квалификации по нужной теме.

Таблица 2

Результаты самооценки профессиональной деятельности

Компетенции (трудовые действия), оцененные баллом «0»

Ранжирование дефицитов по годам их восполнения

Примечание

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

 

 

 

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

 

 

 

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

 

 

 

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации
программ начального общего образования»

 

 

 

Приведу личный пример. Мной был выявлен дефицит компетенций по работе с одаренными детьми. Для того чтобы его восполнить, мне необходимо было пройти курсы повышения квалификации учителей. Их я нашла в Москве, в Научной школе человекосообразного человека. Почему я выбрала эти курсы? Основополагающим моего выбора стал тот факт, что это научная школа Андрея Викторовича Хуторского, доктора педагогических наук. Он является директором Института образования человека, директором Центра дистанционного образования «Эйдос». Для того, чтобы попасть на эти курсы, приняла участие в конкурсе «Бюджетный сертификат», организатором является департамент образования мэрии города Новосибирска. Выиграла этот конкурс и полетела на курсы.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций должен уметь современный педагог. Для того чтобы исключить пробел в данной компетенции, стала организатором экскурсии в столицу нашей родины город Москва.

Для того чтобы быть в тренде современных международных педагогических тенденций, прослушала серию вебинаров международной летней школы, организатором которых является корпорация «Русский учебник».

Для устранения дефицита ИКТ компетенций записалась на курсы повышения квалификации «Использование свободного программного обеспечения в условиях реализации ФГОС», организатором является Городской центр информатизации «Эгида».

Это лишь несколько примеров, позволяющих педагогу построить личный маршрут на пути к профессионализму, ведь, как нам известно, «Совершенству нет предела».

Итак, для того, чтобы быть грамотным специалистом, необходимо (выходит человек, читает табличку и приклеивает на доску):

– Непрерывно обучаться;

– Научиться эффективно управлять коллективом;

– Личностно и профессионально развиваться;

– Владеть педагогическими компетенциями, отражающими специфику работы.

Почитать о стандарте можно:

http://минобрнауки.рф/документы/3071

сайте Общественного совета 

(http://sovet-edu.ru/web/main/discussions/-/message_boards/message/38005)

официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале

(http://mon-ru.livejournal.com/58390.html)

Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? (Околоправительственный доклад)

http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html

Количество просмотров: 7959  

Комментарии

Тема статьи очень актуальна в настоящее время. Спасибо за шаблоны таблиц и приведенные примеры, очень пригодились.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы