Инновационный подход по выявлению детских талантов и одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 
 
 

Полехина Светлана Михайловна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 432»

 

Инновационный подход по выявлению детских талантов и одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения

Слишком много на свете людей,

которым никто не помог пробудиться.

А. Экзюпери

С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» детский сад стал первой обязательной ступенью общего образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. А одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Этот подход обозначен в принципах дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (п. 1.4.).

Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь. Задача родителей и педагогов помочь подрастающему поколению совершенствовать интерес к делу и мастерство. Но здесь прослеживается определенная проблема.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос хорошим и порядочным, вежливым, пунктуальным и трудолюбивым. Для этого и осуществляется процесс, который принято называть воспитанием. Воспитание многие понимают, как исправление. Более детальное изучение каждого конкретного случая, показывает, что многие мамы и папы, воспитывая детей, преследуют некие личные цели. То есть некоторые родители «подгоняют» малыша под тот образец, который им видится правильным, «исправляя» тем самым то, в чем ребенок не соответствует данному образцу. Так же есть родители, которые относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т.е. не поддерживают словесно, в результате чего у ребенка может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Иногда случается так, что взрослые не замечают определенных способностей у ребенка не по невниманию, а в силу иных причин. Нередко талант малыша настолько специфичен и неожидан, что родители могут его и не заметить, если сами обладают способностями в другой сфере. Например, мама и папа, большие поклонники чтения, а ребенок не проявляет к этому интереса. Он не усидчив, всегда и везде находится в движении. Первая реакция родителей – насильственное воспитание в нем спокойствия. Если перестараться, то ребенок вырастет со стойким убеждением: «Я плохой, а мои движения причиняют неприятности». Не всем родителям придет мысль приобщить малыша к спорту и помочь ему стать блестящим спортсменом. Тонко чувствующий и наблюдательный ребенок может быть у говорливых и активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: «Что ты сидишь, вставай, иди, поиграй с ребятишками». Вырастая, такие мальчик или девочка будут страдать от своей врожденной задумчивости и любви к уединению. Даже при ощущении комфорта наедине с собой у них может возникнуть комплекс «белой вороны» и на всю жизнь сформироваться ощущение, что их индивидуальный мир – нечто противозаконное и порочное. Так рождаются человеческие трагедии. Особый талант, который по родительской оплошности не был оценен (не всегда надо его развивать, порой хватит только одобрения), человек принимает как дефект. Нужно помнить: что ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Поэтому первое, что важно признать любящему родителю – ребенок индивидуальность, которой надо помочь сформироваться.

В свою очередь, все больше современных педагогов придерживаются мысли, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей. Подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться – это и значит создать благоприятные условия для развития одаренности. Во всех ситуациях общения педагог стремится поддержать рост положительного в ребенке, не ронять его достоинства. Педагог отходит от монолога и включается в активное слушание ребенка, в осознание его индивидуальности, доверяет ребенку и поддерживает его. Педагог выступает инициатором общения с ребенком, предоставляя ему выбор и возможность действовать самостоятельно. Индивидуализация педагогического процесса предполагает переход педагога с позиции, «каким ребенок должен быть» на позицию изучения каждого ребенка.

Одна из важнейших задач взрослых – это найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка.

Определив проблему, коллектив МКДОУ д/с № 432 стал активно вводить в образовательный процесс технологии индивидуализации. В связи с этим в нашем детском саду при методической поддержке старшего воспитателя возникла идея разработать инновационный проект по развитию детской одаренности и талантов «Найди искринку» (далее проект).

Целью инновационного проекта является создание условий для построения непрерывного образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их индивидуальных способностей.

В рамках реализации проекта были поставлены следующие задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции работников ДОУ;

2. Создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей детей.

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи – родительский клуб «Семь Я».

Анализ психолого-педагогической литературы позволил наметить следующие линии реализации индивидуального подхода в дошкольном образовании:

– учет нейродинамических характеристик (сила-слабость, инертность-подвижность нервной системы);

– учет полоролевых различий;

– учет когнитивного стиля или типа учебной деятельности;

– наличие одаренности;

– учет особых образовательных потребностей (задержка психического развития, умственная отсталость, общее недоразвитие речи, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и др.).

Всю работу по проекту мы реализуем по следующим направлениям:

1. «Творческая педагогическая лаборатория».

2. Развитие индивидуальных способностей детей.

3. Индивидуальный подход к детям с нарушениями.

4. Детско-родительский клуб «Семь Я».

5. РППС «Страна чудес».

ПЕРВЫЙ ЭТАП (исследовательско-диагностический)

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

ВТОРОЙ ЭТАП (организационно-деятельностный)

Слагаемыми второго этапа стало создание в детском саду условий, при которых развитие одарённости и индивидуальных способностей ребенка будут проходить наиболее эффективно. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Цель: Систематическая и целенаправленная работа по развитию индивидуальных способностей и одаренности у детей.

ТРЕТИЙ ЭТАП (рефлексия)

Этап рефлексии был направлен на оценку эффективности программы педагогического сопровождения семейного воспитания, а так же выявление динамики данной работы через повторный мониторинг. На заключительном этапе данный опыт работы планируется представить в различных публикациях. Для родителей воспитанников оформлены информационные стенды и буклеты.

Проведение мониторинга позволяет определить эффективность и результативность работы с детьми. В целом достигнуты положительные результаты.

1. Изучение теоретических положений детской одаренности позволило создать пакет диагностических методик для выявления и дальнейшего развития творчески одаренных воспитанников.

2. Разработан мониторинг психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

В результате выявления и поддержки одаренных и способных детей у педагогов сложилась целенаправленная система, которая способствует росту интеллектуально творческого потенциала воспитанников.

Развитие индивидуализации и одаренности через различные мероприятия

Поэтические вечера по временам года для старших и подготовительных групп в рамках работы детско-родительского клуба «Семь Я»

 

Участие и победа в театральном районном фестивале детского, юношеского и молодежного театрального творчества «Времен связующая нить»

 

Сказки из проекта «Я – сказочник», придуманные детьми и их родителями

 

Участие в танцевальных конкурсах

 

Количество просмотров: 10825  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения: новые проблемы, инновационные методы и формы работы
2. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
3. Сотрудничество детского сада и библиотеки
4. Единое образовательное пространство города – залог успеха воспитательной работы
5. Новые возможности взаимодействия
6. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
7. Приобщая ребенка к чтению
8. Взаимодействие детского сада и семьи посредством театрализованной деятельности
9. Расширение социокультурного пространства дошкольного отделения школы на основе взаимодействия с библиотекой
10. Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
11. Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
12. Инновационный подход по выявлению детских талантов и одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения
13. Организация двигательной активности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
14. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи как средство развития речи
15. Конкурс чтецов с использованием мнемотаблиц как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста
16. Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ
17. Сетевое взаимодействие как фактор позитивной социализации дошкольников
18. Формирование представлений у детей 3-4 лет об изменениях в природе осенью
19. Педагогическое взаимодействие с семьями вновь поступивших воспитанников в адаптационный период
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы