Расширение социокультурного пространства дошкольного отделения школы на основе взаимодействия с библиотекой

 
 

Каратаева Ирина Борисовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 198 г. Новосибирска

 

Расширение социокультурного пространства дошкольного отделения школы на основе взаимодействия с библиотекой

Человек без книги, что птица без крыльев.

Пословица

Согласно Закону РФ «О библиотечном деле», библиотека как социальное учреждение выполняет, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная.

Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Человек, пользующийся библиотекой всю жизнь, в течение этого времени остается, осознавая это или не осознавая, объектом социализации.

В силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило наш педагогический коллектив, работников библиотеки на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Библиотека семейного чтения имени Ю. М. Магалифа открыта в Кировском районе города Новосибирска с 1 ноября 2005 года, количество читателей – 2800 человек, из них 1254 человек – дети до 14 лет. Совместная работа дошкольного отделения МБОУ СОШ № 198 и библиотеки началась в 2011 году и состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям дошкольного возраста оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через книгу и иные виды материалов, отвечающих его социокультурным и индивидуальным особенностям.

Последовательное и системное сотрудничество с библиотекой влияет на оптимальную социализацию ребенка, развивает творчество всех участников образовательного процесса. Социальные связи дошкольного отделения с объектами города дают дополнительный положительный импульс и для развития и общения личности ребенка, а также совершенствуют конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью. Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов дошкольного отделения, поднимает статус организации на городском уровне, указывает на особую роль ее социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.

Совместно с сотрудниками библиотеки педагоги дошкольного отделения обсуждают цели и задачи предстоящей работы; разрабатывают годовой тематический план совместной деятельности, уточняют особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, мастер-классов как в дошкольном отделении, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в дошкольном отделении и в семьях воспитанников.

Цель взаимодействия дошкольного отделения с библиотекой: развивать коммуникативную компетентность дошкольников, устойчивый интерес детей к книге, как к произведению искусства, источнику знаний, создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

Задачи:

– Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.

– Формировать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

– Воспитать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей.

– Способствовать социализации личности ребенка-дошкольника посредством совместной деятельности детей, педагогов, работников библиотеки и родителей воспитанников в пространствах детской библиотеки и дошкольного отделения.

– Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, развивать патриотические чувства.

– Способствовать зарождению традиции семейного чтения.

– Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.

Решение задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольников:

– экскурсии в библиотеку;

– викторины, конкурсы;

– выставки рисунков и поделок;

– проведение мастер-классов;

– участие в театрализованной деятельности;

– совместные концерты, развлечения, праздники, поэтические вечера.

При организации образовательного-развивающего процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей, работа строится на основе объединения разнообразных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, театрализованной, продуктивной в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для родителей готовятся сообщения, памятки, буклеты: «Как зародить традицию чтения в вашей семье?», «Влияние чтения на развитие дошкольников», «Как заинтересовать ребёнка чтением?», «10 причин начать читать в семье» и др.

Перспективный комплексно-тематического план совместной деятельности

Посещая библиотеку, дети приобретают богатый социальный опыт, знакомясь с новыми профессиями, обогащая умение общаться со взрослыми и сверстниками, в поиске нужной информации, в развитии монологической и диалогической речи. Мероприятия проходят с обязательным участием родителей и предварительной подготовкой (чтение произведений, как в детском саду, так и дома).

Такое взаимодействие позволяет получить положительные результаты для всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Для детей:

– Расширился интерес детей к книге, выбору литературных произведений, что доказывает особую значимость отечественной литературы высокого уровня (дети знают авторов и содержание произведений: А. Толстого, Н. Успенского, К. Чуковского, С. Михалкова, Б. Заходера и др.).

– У детей снизилась напряжённость, скованность в общении с окружающими людьми, повысилась самостоятельность, инициативность, любознательность.

– Дети стали шире использовать литературные тексты в самостоятельной игровой деятельности, обогатился словарный запас.

– В предшкольном возрасте проявился осознанный читательский интерес, потребность в чтении (слушании) книг, что значимо для успешной адаптации и дальнейшей учебы в школе.

Для родителей:

– Литературный опыт родителей стал богаче и разнообразнее.

– Появился осознанный и мотивированный интерес к чтению книг и ознакомлению детей с литературными произведениями в условиях семейного воспитания.

– Родители стали более компетентны в чтении с детьми (им стало легче заинтересовать ребенка новой книгой, используя разные методы для интереса к чтению: вопросы, интонация, беседа, игра).

– Многие родители записали своих детей непосредственно в библиотеку, стали проявлять активность в посещении театров, музеев, выставок вместе с детьми.

Для педагогов и работников библиотеки:

– Расширился читательский кругозор педагогов.

– Методический и иллюстрационный материал стал более разнообразным.

– Возросла возможность поиска новой информации.

– Для библиотеки стал более доступным и понятным запрос читателей, темы, интересующие детей, родителей, педагогов.

– Увеличился контингент читателей библиотеки.

– В работе библиотеки появились новые формы взаимодействия с детьми и семьями будущих читателей.

В августе организуются встречи педагогов дошкольного отделения и сотрудников библиотеки для обсуждения результатов совместной деятельности, составление фото-, видеопрезентаций совместных мероприятий, выставок детского творчества, составления перспективного комплексно-тематического плана на следующий учебный год.

Сотрудничество с детской библиотекой микрорайона – это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.

Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

Количество просмотров: 7371  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения: новые проблемы, инновационные методы и формы работы
2. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
3. Сотрудничество детского сада и библиотеки
4. Единое образовательное пространство города – залог успеха воспитательной работы
5. Новые возможности взаимодействия
6. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
7. Приобщая ребенка к чтению
8. Взаимодействие детского сада и семьи посредством театрализованной деятельности
9. Расширение социокультурного пространства дошкольного отделения школы на основе взаимодействия с библиотекой
10. Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
11. Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
12. Инновационный подход по выявлению детских талантов и одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения
13. Организация двигательной активности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
14. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи как средство развития речи
15. Конкурс чтецов с использованием мнемотаблиц как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста
16. Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ
17. Сетевое взаимодействие как фактор позитивной социализации дошкольников
18. Формирование представлений у детей 3-4 лет об изменениях в природе осенью
19. Педагогическое взаимодействие с семьями вновь поступивших воспитанников в адаптационный период
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы