Педагогическое взаимодействие с семьями вновь поступивших воспитанников в адаптационный период

 
 

Сапожникова Надежда Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р. п. Линёво

Искитимского района Новосибирской области

 

Педагогическое взаимодействие с семьями вновь поступивших воспитанников в адаптационный период

Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений между семьёй и дошкольным учреждением. Их новизна определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В связи с этим, моё взаимодействие с родителями на основе сотрудничества начинается с момента первой встречи. Планируя и назначая встречи с родителями, моя работа была направлена на решение следующих психолого-педагогических задач:

– формирование интереса у родителей к детскому саду;

– показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения;

– предупредить родителей о вероятности передачи тревоги и нервного возбуждения от семьи к ребенку;

– создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;

– продумать алгоритм совместных действий с родителями.

Чтобы лучше узнать семьи моих будущих воспитанников, родителям было предложено: ответить на вопросы анкет; обозначить проблемы, которые они испытывают в воспитании детей, обсудить волнующие их вопросы. В приемной для самостоятельного ознакомления родителей с возможными проблемами адаптационного периода и путями их решения мною был представлен лэпбук «Адаптация детей к детскому саду». Это такая небольшая папка, которую я ширмочкой ставила в приёмной, а некоторые родители присаживались, удобно раскладывали ее у себя на коленях, просматривали все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы. В лэпбуке я выделила 8 пунктов, 8 кармашков:

1. «Специалисты ДОУ». В этом разделе родители могли заблаговременно ознакомиться с педагогами, которые будут работать с ними и их детьми.

2. «Внимание. Правила нашего детского сада». По моему мнению, это немаловажная информация, которой должны владеть родители для благоприятного взаимодействия с детским садом.

3. «Рекомендации специалистов». Здесь с целью повышения педагогической компетентности в вопросах успешного сопровождения своих малышей в адаптационный период для родителей размещаются советы, рекомендации, консультации от специалистов детского сада.

4. «Брошюры» по адаптации ребенка к условиям детского сада. Их родители могли брать с собой для ознакомления с информацией в удобное для них время.

5. «Это поможет Вам и ребёнку успешно подготовиться к детскому саду». В этом кармашке я размещала алгоритмы умывания, раздевания. Список литературы, адреса интернет-ресурсов для самостоятельной работы родителей по поиску ответов на волнующие их вопросы в адаптационный период.

6 и 7-й кармашки называются «Остались вопросы? Напишите сюда!» Этот кармашек для обратной связи родителей со специалистами детского сада, если они так и не смогли найти ответы на волнующие их вопросы по адаптации.

Письменных вопросов всего было 2. Первый вопрос о питании в детском саду, докармливаем или нет? При личном уточнении – о возникшей проблеме питания. Оказалась, что ребенка в 2,5 года кормили с ложки, любимые блюда ребенок кушал самостоятельно. Почитав литературу, получила консультацию у врача детского сада, мы с мамой ребенка пришли к тому, что ребенку так удобно, а мама в полной уверенности, что ребенок сыт. И у ребенка такое принятие пищи вошло в привычку. Постепенно я совместно с мамой начала эту привычку искоренять, мама дома, а я в садике. И в данное время я и мама ребенка видим положительную динамику в нашей совместной с ней работе. Ребенок начинает брать ложку и есть самостоятельно.

Второй вопрос. Надо ли совсем убирать пустышку у ребенка? Прочитав вопрос, меня взволновало слово «совсем», оказалось, что дома ребенку давали пустышку, а перед садиком ее забирали. Конечно, ребенок в садике был беспокойный, плаксивый, не находил себе место, его трудно чем-либо заинтересовать. Я подготовила памятку «Вредные привычки и их влияние на адаптацию ребенка» оставила её в кармашке лэпбука. Через два дня памятка была взята, а через полторы недели я увидела изменения в ребенке. Ребёнок стал интересоваться игрушками, перестал плакать. А бабушка проговорилась о том, что ребёнок сам выбросил пустышку в мусорное ведро. Проблема была благополучно решена.

8. «Ваши отзывы и предложения». Этот кармашек для взаимодействия застенчивых родителей с педагогом. Для родителей, которые стесняются или хотят узнать какую-либо информацию анонимно.

Лэпбук «Адаптация детей к детскому саду» – прекрасный способ дать родителям всю имеющуюся, полезную, подробную информацию об адаптационном периоде малышей в компактной, понятной родителям форме.

Дополнительно в приемной размещалась стендовая информация. Стендовую информацию я составляла по запросам родителей: советы, консультации, памятки родителям по адаптации малыша к детскому саду: «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», «Что делать, если ваш ребенок плачет при расставании», «Спрашивали – отвечаем», и др. Использовала по ватсапу электронную рассылку консультаций по волнующим вопросам родителей в период адаптации малышей к детскому саду.

На мой взгляд, очень эффективна оказалась такая форма работы, как педагогическая проектная деятельность. Мой педагогический проект «Мы в песочнице играем, к садику мы привыкаем» был направлен на обеспечение благоприятного процесса адаптации; преодоление стрессового состояния у воспитанников и их родителей в период адаптации к детскому саду через совместные игры в песочнице. На индивидуальных занятиях с семьей вновь прибывшего воспитанника я использовала элементы песочной терапии. На занятии ребенок совместно со взрослым выполнял некоторые действия, которые способствовали созданию атмосферы радости и удовольствия, обеспечивали эмоциональное благополучие как детям, так и их родителям. Родители в это время учились взаимодействовать со своими детьми. Реализация проекта проходила через разнообразные виды деятельности родителей и детей, такие как сюжетные игры: «Построим дорожку», «Берлога для медведя», «Я пеку, пеку, пеку...». Игры-забавы «Прятки» или «Найди предмет», «Пошли пальчики гулять» и др. Рисование на песке: «Узоры на песке», «Солнышко» и др. Эксперименты с песком: мокрый песок, сухой песок. Мини-беседы: «Осторожным будь с песком». Игры в песочнице способствовали успешной адаптации вновь прибывших детей к условиям детского сада, помогли снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность как у малышей, так и у родителей. Настроили на доброжелательное отношение к детскому саду всех участников проекта. Значительно повысился общий эмоциональный фон, снизился уровень тревожности, повысился уровень взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. В завершении нашего педагогического проекта я провела совместное мероприятие «По песочной дорожке в садик с улыбкой!», которое закончилось чаепитием, в восторге были все.

Также в начале сентября для успешного взаимодействия с семьями воспитанников я использовала такую форму работы, как «Посиделки». Наши посиделки я начинала с зажигания «Очага» (свечи), далее все вместе переходили к обсуждению адаптационного периода. На «Посиделках» были затронуты следующие вопросы: «Ваш ребенок пришел в детский сад» «Общение с детьми в семье», «Что должен уметь ребенок этого возраста», «Методы приучения ребенка к самостоятельности». На встречах создавалась атмосфера сотрудничества. На одних из таких «Посиделок» родителям был представлен диафильм «Мы привыкаем к детскому саду». Родители с интересом смотрели на своих детей, некоторые были удивлены, что их дети сами кушают, играют, гуляют. Такая форма работы сплачивает родительский коллектив, повышает педагогическую компетентность у родителей, снимает у них чувство тревожности, напряженности, позволяет научить родителей взаимодействовать со своими детьми. В конце совместно с родителями мы определяли тему следующих «Посиделок».

Результаты проделанной работы показали, что педагогическое взаимодействие с семьями вновь поступивших воспитанников благоприятно влияет на детей в адаптационный период, т.к. родители с большой готовностью идут на контакт с детьми и педагогом. На это указывает анализ результатов периода адаптации: отсутствие тяжелой адаптации и преобладание у малышей легкой степени адаптации.

Это значит – проведенная работа эффективна.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Миннобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

3. Болотникова М.В. Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОО // Воспитатель. 2016. № 8. 95 с.

4. Вайс С.П. Взаимодействие ДОУ и семьи в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста. // Воспитатель. 2011. № 6. 106 с.

5. Задависвичка Л.И. Как подготовить родителей к поступлению ребенка в детский сад. // Воспитатель. 2010. №6. 97 с.

6. Сычева С.В. Традиционные и новые формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. // Воспитатель. 2016. № 11. 86 с.

Количество просмотров: 6999  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения: новые проблемы, инновационные методы и формы работы
2. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
3. Сотрудничество детского сада и библиотеки
4. Единое образовательное пространство города – залог успеха воспитательной работы
5. Новые возможности взаимодействия
6. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
7. Приобщая ребенка к чтению
8. Взаимодействие детского сада и семьи посредством театрализованной деятельности
9. Расширение социокультурного пространства дошкольного отделения школы на основе взаимодействия с библиотекой
10. Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
11. Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
12. Инновационный подход по выявлению детских талантов и одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения
13. Организация двигательной активности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
14. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи как средство развития речи
15. Конкурс чтецов с использованием мнемотаблиц как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста
16. Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ
17. Сетевое взаимодействие как фактор позитивной социализации дошкольников
18. Формирование представлений у детей 3-4 лет об изменениях в природе осенью
19. Педагогическое взаимодействие с семьями вновь поступивших воспитанников в адаптационный период
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы