Мини-музей в детском саду как форма взаимодействия с семьями воспитанников

 
 

Сенькова Юлия Викторовна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Донина Ольга Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Мини-музей в детском саду как форма взаимодействия с семьями воспитанников

Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то - для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то часть чего-то,
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то,
Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то.
Что-то ты теперь возьми
И в музее рассмотри.

М.С. Гафитулин

ФГОС дошкольного образования определяет основные направления развития и образования детей – образовательные области. Одна из составляющих познавательного развития – это «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. В последние годы появилось много дошкольных учреждений, которые создают мини-музеи самого разного содержания. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: какие именно музеи можно использовать для решения разных образовательных задач? Как сделать мини-музей интерактивным? Чем он отличается от настоящего музея? Как заинтересовать родителей?

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству. Создание мини-музеев в детском саду решает следующие задачи:

1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2. Формирование у дошкольников представления о музее.

3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

4. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

5. Развитие речи и расширения словарного запаса.

6. Воспитание культуры поведения.

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Но часто ли наши дети бывают в музее? Большая часть воспитанников нашей группы ни разу не были в музее. Многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. Загруженность родителей не всегда позволяет выделить время для похода в музей. Именно поэтому в нашей группе мы решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие.

В процессе создания мини-музея всю работу разделили на этапы.

Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли темы и названия мини-музея, разрабатывали их модели, выбирали место для размещения.

Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, произошло сплочение и сближение. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Работа по созданию мини-музея в группе началась в сентябре 2018 г. с опроса родителей. Было проведено анкетирование с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, что бы они могли бы предложить для создания мини-музея в группе.

Вот что у нас получилось!

Мини-музей «Русская горница»

Создание нашего мини-музея «Русская горница» – возможность введения детей в особенный мир путем действенного познания через предметы русского быта, изделия народных промыслов.

Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого существовала своя обрядовая кукла, или кукла-обережка. В нашем музее можно познакомиться с народными куклами трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.

  

Мини-музей «Музей Сказок»

В «Музее сказок» знакомим детей с фольклором, развиваем речь, воображение, фантазию, воспитываем любовь к сказкам, расширяем кругозор, любознательность. Родители вместе с детьми изготавливали сказки из солёного теста, папье-маше, вязаные сказки.

  

Мини-музей «Россия – дружная страна»

Знакомим с историей, культурой, национальными традициями нашей страны. Воспитываем патриотизм, любовь к родине.

Музей в чемодане «Вязаные вещи»

 «Музей в чемодане» даёт возможность быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, проводить экскурсию в любом помещении и даже на открытых площадках. Тематика экскурсии может быть различной.



Мини-музей «Новогодний привет из прошлого»

В музее представлены старинные новогодние игрушки, открытки, календари. В этом музее можно проследить историю празднования нового года и изменение новогодних атрибутов.

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею, они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Количество просмотров: 8104  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы