Школьный музей как средство социализации детей и подростков

 
 

Морозова Наталья Витальевна,

руководитель музея МБОУ «Экономический лицей»

 

Школьный музей как средство социализации детей и подростков

Школьный музей является эффективным средством социализации школьника. В основе деятельности нашего музея лежит музейная педагогика, которая реализуется через следующие направления: научно-методическое, поисково-исследовательское, экспозиционное, экскурсионное, оформительское, просветительское и работа с фондами. Школьный музей даёт возможность ребятам попробовать свои силы в разных видах деятельности: научной, технической и общественной, позволяет проживать различные социальные роли.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными: дети – не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в нашем музее в зале «Мужество. Достоинство. Честь» ребята могут надеть защитную каску или шлемофон танкиста, повязать пионерский галстук, поиграть на барабане, написать свои имена чернилами и перьевыми ручками.

В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта, воспитывает чувства идентичности и сопричастности с происходящими событиями, способствует пониманию жизни, ее смысла. Так, посещая выставочный зал, где мы экспонируем материалы фотоархива, ребята с радостью находят фотографии своих родителей, бабушек и дедушек, передают информацию, которая является интересной для музея. Например, на одной из экскурсий ученица 7-го класса Даша Т. сообщила, что Герой ВОв 1941–1945 гг. Григорий Селезнев (его имя носила пионерская дружина школы) – её прадедушка.

Старшеклассники, проявившие интерес к музею, пользуются его фондами для подготовки к научным конференциям и конкурсам. В 2017–2018 учебном году Алёна Макаревич стала обладателем диплома «Полшага до финала» городского конкурса «Экскурсовод школьного музея». Эта награда была впервые учреждена для нашей Алёны, так как она с незначительным отставанием от лидеров шла по конкурсу.

В процессе организации мероприятий ребята познают важность коллективной деятельности, учатся руководить своим участком работы и отвечать за свои решения. При подготовке к юбилею школы дети становились сценаристами, ведущими и оформителями, экскурсоводами и «хозяевами» гостиных.

На базе нашего музея реализован проект «Сибиряки – защитники Отечества». Работа по проекту была начата более 15 лет назад созданием экспозиции, посвященной выпускникам школы 1939–1941 годов. В ходе подготовки при активном участии детей были собраны фотографии и материалы из личных архивов ветеранов войны, записаны воспоминания и интервью. По этим материалам были созданы информационные стенды, которые мы разместили в просторной рекреации второго этажа. Позже был создан буклет «Одноклассники» об этом удивительном поколении наших выпускников.

В последующие годы были собраны документы и экспонаты о выпускниках лицея, погибших при выполнении воинского долга в локальных войнах. Ежегодно 15 февраля, в День вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана, у памятных мемориальных досок проводится митинг.

К 70-летию Великой Победы экспозиция была обновлена и дополнена стендами, рассказывающими о героях Безымянной высоты, названная «Подвиг сибиряков, ставший песней». Героический подвиг совершили сибиряки, прибывшие на передовую летом 1943 года. Они ушли воевать из Новосибирска, куда многие из них были эвакуированы вместе с заводами из разных городов нашей страны. 17 сентября 2014 года прошло торжественное открытие стенда. Перед гостями и учащимися лицея выступила творческая группа активистов музея. Ребята в художественной форме осветили события боя у Безымянной высоты. Все присутствующие были глубоко взволнованы выступлением. Ежегодно 17 сентября активисты музея проводят Митинг Памяти героев, участники митинга возлагают к стенду цветы.

Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. На новый учебный год мы запланировали начать работу над проектом «Школьный электронный музей». Его цель: преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Проект должен носить практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, направленный на развитие творческой инициативы и деятельности детей по сохранению и изучению истории школы, города, родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма.

Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит в начале сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.

Количество просмотров: 4391  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы