Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования

 
 

Полякова Наталья Евгеньевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря конструкторам LEGO и логороботам Beebot «Умная пчела» появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами программирования и строения технических объектов.

Воспитанники ДОУ с удовольствием используют в своей деятельности игры с робототехникой и лего-конструирование. В процессе такого вида деятельности дети приобщаются к основам технического моделирования, у них развивается инженерное мышление, творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.

В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального, проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию творческих способностей. Кроме этого, использование образовательных конструкторов развивает коммуникативные навыки за счет активного взаимодействия детей в ходе совместной деятельности.

Для конструирования в группах нашего детского сада используют разные конструкторы LEGO и LЕGO WEDO, электронный и металлический конструктор, а также разнообразный строительный материал: бумагу, картон, дерево, бросовый материал. Собирая разные модели и роботов, дети легко и с интересом учатся понимать азы программирования и технического конструирования.

Воспитатели рассказывают детям о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств. Учат детей собирать постройки по готовым схемам, а также создают с детьми различные сооружения и поделки по замыслу, и тем самым развивают познавательный интерес, воображение, мышление, развивают у воспитанников навыки сотрудничества и взаимодействия друг с другом.

В рамках смотра-конкурса, проводимого в нашем учреждении на лучшую постройку из конструктора, дети в группах создавали из конструктора различные башни, дома, замки, военную технику, построили зоопарк, ресторан, ферму, «мой любимый двор», «мой город», «МЖК «Березки», «город «Самоделкина», зоопарк, аквапарк, вокзал и т.д. Для детей педагогами были разработаны картотеки со схемами построек, информационные папки с подобранными сюжетами для игр с конструктором и разными кубиками.

С целью развития у старших дошкольников навыков начального программирования с помощью логороботов Beebot «Умная пчела» и для поддержания интереса к играм с лого-роботами в детском саду проходил смотр-конкурс на лучшее поле для этой программируемой игрушки. Воспитатели активно и творчески отнеслись к подготовке к конкурсу. Придумали и изготовили самостоятельно и совместно с детьми множество разнообразных полей для игр с лого-роботами на темы: «Космос», «Морские обитатели», «Животные жарких стран», «Город правильной речи», «Школа», «Профессии», «Спортивные игры», «Музыкальные инструменты», «Гуси-лебеди», «Военная битва», «В поисках клада», «Волшебный город», «Звукобуквоград», «Островок безопасности», «Времена года», «Знай ПДД», «Математический дом», «Мой город» и т.д.

Кроме этого, педагоги к полям сделали объемные красочные атрибуты для игр с «Умной пчелой», которые можно расположить прямо на игровом поле: русскую печь, ведерки, пирожки, стол со скамьей, полотенца и скатерти на стол, сундук с сокровищами, деревья, домики, фигурки людей, лебедей, Бабу-ягу в ступе и т.д. Также педагоги изготовили маски и костюмы для пчелок из папье-маше, картона и фетра: космонавт, танк, кукла Аленушка, робот, различные звери и т.п. Воспитатели к придуманным полям и маскам составили картотеки различных сюжетов для игр с программируемой игрушкой.

Наши воспитанники с большим удовольствием программируют роботов BeeBot и обыгрывают различные сюжеты с ними, создают новые схемы конструирования, моделируют различные объекты и постройки.

Второй год команды воспитанников подготовительных групп нашего учреждения принимают участие в районных соревнованиях среди детей старшего дошкольного возраста по программируемым лого-роботам Beebot, в которых занимают призовые места и входят в пятерку лучших команд.

В апреле этого года в Калининском районе проходил Фестиваль технического творчества MAKERFEST, в котором педагоги с воспитанниками нашего учреждения приняли активное участие. Команда воспитанников группы № 5 «Знайка» с воспитателем Гончаровой Н.Н. приняла участие и заняла 2 место в чемпионате по программируемым игрушкам Beebot. Команда воспитанников с родителями «Инженерик» приняла участие и победила в чемпионате по конструированию «Доступный город для всех». Педагоги ДОУ представили на выставке технического творчества в рамках фестиваля MAKERFEST атрибуты для игр с лого-роботами «Умная пчела».

Поскольку наш детский сад посещают более 120 детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи, мы особое внимание уделяем коррекционно-развивающей работе. Процесс обучения ребенка с речевыми нарушениями требует длительного времени и отличается некоторой монотонностью и однообразным повторением различных звуков и слов. Поэтому в поисках новых современных игровых методов организации коррекционного обучения, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей мы тоже стали использовать лого-роботов «Bee Вot» «Умная пчела» и разные конструкторы. Игры с лого-роботами отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности в непосредственной образовательной деятельности, помогают ее разнообразить, прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Дети с ТНР, нажимая на кнопки, шагая к определенной цели, проговаривают ход действия «Умной пчелки» или произносят различный речевой материал, выполняют интересные речевые задания, находящиеся на определенных клетках поля, до которых дошла «Умная пчелка».

   

Также легко решать речевые задачи коррекционной работы с детьми с ТНР с помощью конструирования. За счет работы с мелкими деталями конструкторов у детей происходит развитие мелкой моторики, а значит и речи. Кроме этого, при создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под». Различать понятия «между», «там-то». Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Также мы используем конструктор в формировании графических образов букв. А про собранные самостоятельно конструкции или движущихся роботов дети с большим интересом сочиняют описательные рассказы.

Таким образом, кроме развития инженерного мышления и технического конструирования у дошкольников логороботы и лего-конструкторы успешно могут применяться и в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Поэтому становится очевидным, что использование робототехники и лего-конструирования отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения юных исследователей.

Количество просмотров: 4415  

Добавить комментарий

1. Использование конструктора Сuboro в образовательном процессе ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
4. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
6. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
10. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
11. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
12. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
13. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
14. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
15. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
16. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
17. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
18. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы