Ученическое самоуправление в школе как необходимый компонент современного воспитания обучающихся с нарушением слуха

 
 

Чазова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Ученическое самоуправление в школе как необходимый компонент современного воспитания обучающихся с нарушением слуха

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач, одна из которых – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Работа коррекционной школы направлена на создание благоприятных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития обучающегося с нарушением слуха в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование всех обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина – патриота своей страны.

Школа, особенно коррекционная, призвана обеспечить передачу социально-культурного опыта от одного поколения к другому. Возникают проблемы: как сохранить нравственные качества личности, сформировать личность, способную делать правильный жизненный выбор, личность, умеющую адаптироваться в обществе, вырабатывать собственные идеи и мнения.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В нашей школе самоуправление рассматривается как важный элемент образовательной среды, поэтому была организована работа совета обучающихся «Школьный парламент».

Развитие системы совета обучающихся направлено на создание благоприятного психологического микроклимата. Работа «Школьного парламента» позволяет учитывать мнения обучающихся при планировании работы школы; учит принимать ответственные решения, воспитывает лидерские качества, то есть способствует успешной социализации школьников; дает возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников.

В начале учебного года в школе проходит формирование совета обучающихся: от каждого классного коллектива выдвигаются лидеры (либо ребята сами изъявляют желание стать членом «Школьного парламента»), которые примут участие в работе «Школьного парламента». После формирования совета проходят выборы президента и министров. Работа парламента начинается с коллективного планирования. Составляется примерный план работы на четверть. Каждое министерство получает задание – подумать, что интересного и полезного можно сделать в этот период. Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность детей с нарушением слуха.

Еженедельно проходит планерка, на которой ребята обсуждают итоги прошедшей недели и составляют план работы на предстоящую. На первых порах дети боятся высказывать свое мнение, но с каждым разом планерки проходят продуктивнее, ее проводит не педагог-куратор, а сам президент «Школьного парламента», а ребята активнее участвуют во всех обсуждениях. Таким образом, каждый ребенок учится не только планировать и выполнять качественно свою работу, но и обсуждать и анализировать результаты.

Одним из направлений работы «Школьного парламента» является наставничество и сотрудничество.

Наставничество – отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Наставничество в нашей школе – это добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных не только опосредованной передачей опыта от «старшего» к «младшему», но и умением сопереживать, понять и помочь.

Для наших ребят наставничество –это новое направление. Начиналось оно с организации подвижных перемен: старшеклассники продумывали и проводили различные игры, физминутки с обучающимися начальной школы, а по утрам помогали учителю физической культуры проводить зарядку.

Не секрет, что в школе есть обучающиеся, испытывающие трудности: в освоении того или иного учебного предмета или темы; при выполнении домашнего задания. Порой этим детям легче общаться с одноклассником или старшим товарищем, чем с педагогом, поэтому учитель привлекает для оказания помощи таким ученикам членов «Школьного парламента». Ребята с удовольствием работают друг с другом.

Кроме того, члены «Школьного парламента» привлекаются для проведения уроков в день самоуправления, который проходит два раза в год (праздники «День учителя», «8 марта»).

Ежегодно старшеклассники проводят мероприятие «Посвящение в семиклассники», которое проходит в форме квеста. Все маршруты и задания члены парламента продумывают сами и согласовывают с педагогом. Семиклассникам очень нравится такая форма проведения праздника, который стал традиционным в нашей школе.

В этом учебном году в нашей школе впервые проходила I школьная научно-практическая конференция «Открытый мир». В организации и проведении конференции активное участие приняли члены «Школьного парламента». Старшеклассники-наставники оказали посильную помощь при создании проектов и исследовательских работ, в создании презентаций. Кроме того была оказана помощь в создании рекламных буклетов, оформлении зала, они же выступали в роли ведущих.

Обучающиеся 10-11 классов проводят тематические викторины в начальной школе и среднем звене. Тематика викторин различная, например: «Город, в котором я живу», «Новогодний фейерверк», «Города-герои» и т.д.

Второй год подряд члены «Школьного парламента» берут на себя ответственность за полную организацию и проведение новогоднего шоу для обучающихся 7-11 классов: пишут сценарий, распределяют роли, проводят репетиции, подбирают и проводят конкурсы и дискотеку, сами выполняют роль сурдопереводчика.

Хочется отметить, что количество обучающихся, желающих принимать участие в работе «Школьного парламента», ежегодно увеличивается. Таким образом, ученическое самоуправление стимулирует школьников к социальной активности и творчеству, воспитывает ответственность, инициативность.

Количество просмотров: 9084  

Добавить комментарий

1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы