Развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обучении биологии
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, способствуют получению навыков построения диалога. Анализируя представленные в литературе материалы по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УДД), можно отметить, что все авторы приходят к единому мнению: усвоения учащимися данного блока универсальных учебных действий как для учебной работы, так и для последующей жизни очень значимо.
Коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития и самореализации учащихся. Обучающиеся овладевают правильной диалогической и монологической речью; обмениваются друг с другом знаниями, необходимыми для принятия коллективных решений; получают нужную информацию путем постановки правильных вопросов; получают навык работы с различными информационными источниками; обретают способность грамотно, аргументированно, спокойно излагать собственные мысли и доказывать свою точку зрения в устной и письменной форме; приобретают навык осознанного чтения.
Вместо передачи знаний, современная система образования стремится к развитию личности учащегося через различные виды деятельности. Это не значит, что нужно отказаться от накопления знаний. Просто меняются приоритеты. Главная задача современной образовательной системы заключается в формировании универсальных учебных действий (УУД), которые дают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять учебную деятельность, определять учебные цели, находить и применять необходимые методы и средства для их достижения, а также контролировать и оценивать результаты учебной деятельности. Эти действия создают предпосылки для развития личности и ее самореализации.
С целью развития коммуникативных универсальных учебных действий мы предлагаем реализацию проекта на тему «Естественные и искусственные биоценозы».
Тема проекта «Естественные и искусственные биоценозы»
1. Предпроектный этап
Актуальность проекта: при изучении процесса биоценоза становится понятно, насколько велика его роль в природе.
Таблица 1. Первая встреча – начальный этап
Стадия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Разработка проектного задания |
Приветствует. Предлагает разработать форму проекта: Квест Исследование Соревнование Игра с залом защита на ученом совете |
Дети выбирают форму мероприятия (исследование). |
Выбор темы проекта |
Предлагает возможные темы проекта: Искусственные биоценозы, их влияние на экосистему. Естественные биоценозы и деятельность человека. Биоценоз, его роль. |
Учащиеся совместно обсуждают, договариваются и приходят к общему решению. |
Разделение и работа в группах |
Объясняет суть и краткое содержание проекта. Делит на группы с помощью жеребьевки по 3-4 человека для дальнейшей совместной работы. |
Участвуют в обсуждении проблемы, внимательно слушают и задают вопросы по выполнению. |
Установка на следующую встречу |
Подготовить материал для дальнейшей работы, повторить тему «Биоценоз». Разработать план работы. |
Учащиеся включаются в деятельность, готовятся к выполнению домашнего задания. Прощаются. |
2. Проблематизация
Проблема: учащиеся не могут выразить свои мысли правильно, недостаточно развиты коммуникативные универсальные учебные действия. Данный проект позволит повысить уровень общения учащихся друг с другом, с учителем. Впоследствии будет более сплоченный коллектив, это поможет учащимся лучше освоить изучаемый материал и вызовет интерес к изучаемому предмету.
Объект исследования: искусственные и естественные биоценозы.
Цель:
Образовательная – познакомить учащихся с сущностью процесса биоценоза, его значением в природе и жизни человека.
Развивающая – развивать у обучающихся навыки выделять главное и делать выводы.
Воспитательная – формировать умения учащихся работать с классом.
Создание условий для повышения коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет проектной деятельности – нетрадиционные формы обучения.
Задачи:
1. Образовательные – определение сущности биоценоза. Формирование у учащихся биологических понятий.
2. Развивающая – уметь сравнивать и осуществлять умственные действия по установлению сходства или различия между объектами, выявлять общие признаки.
3. Воспитательные – формирование мировоззрения.
Методы исследования: поиск, изучение и анализ теоретического материала; сравнительный анализ.
Замысел: изучить различные виды биоценоза, показать их важность для экологии в целом.
Формат проекта: исследование.
Гипотеза: последствия нарушения биоценоза.
УМК: учебник «Биология:Животные», 7 класс / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2018.
Таблица 2. Основной этап
Стадия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Целеполагание |
Направляет учащихся для правильной постановки Цели |
Ставят цель исследования |
Обсуждение домашнего задания |
Задает вопросы |
Объясняют, какие исследования проведут на защите проекта |
Закладка исследования и подготовка к его проведению |
Предоставляет информацию о способах и методах исследования. Помогает учащимся |
Проводят предварительное исследование Советуются с учителем о выполнении, задают вопросы. |
Установка на следующую встречу |
Представить отчет, провести исследование, подготовить презентацию, сделать выводы. |
Готовятся к защите проектов. Прощаются. |
Таблица 3. Заключительный этап
Стадия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Открытие |
Помогает в подготовке класса. Вступительное слово. |
Рассаживаются по группам. |
Защита проектов |
Слушает учащихся |
Выступают с отчетом, и показывают презентацию. |
Выполнение заданий |
Раздает карточки с задачами. |
Решают биологические задачи группой. Советуются, приходят к общему решению. |
Подведение итогов |
Заключительное слово. Слушают учителя. Выставляет оценки. |
Прощаются и расходятся по домам. |
Проектная деятельность играет неоценимую роль в формировании и развитии коммуникативных навыков и умений, необходимых для успешного взаимодействия в различных сферах жизни. В процессе работы над проектами участники сталкиваются с необходимостью обмена информацией, аргументированного обсуждения идей, а также умения слушать и учитывать мнения других. Это способствует не только развитию навыков эффективной коммуникации, но и умению работать в команде, что является ключевым аспектом успешной проектной деятельности.
В рамках проектной работы каждый участник получает возможность оттачивать свои коммуникативные навыки, учиться выражать свои мысли ясно и убедительно, а также развивать способность к конструктивному диалогу и критическому восприятию информации. Это, безусловно, способствует более глубокому пониманию темы проекта и повышает качество конечного результата.
Кроме того, проектная деятельность часто предполагает междисциплинарное сотрудничество, что требует от участников умения адаптировать свой стиль общения в зависимости от контекста и аудитории. Это умение становится особенно важным в условиях современной глобализированной среды, где взаимодействие с представителями различных культур и профессиональных сообществ становится обычным делом.
Таким образом, влияние проектной деятельности на развитие коммуникативных умений трудно переоценить. Она не только способствует улучшению навыков общения, но и формирует более широкое мировоззрение, учит уважать разнообразие мнений и подходов, что является неотъемлемой частью любого успешного проекта.
Библиографический список
1. Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для вузов / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская; под редакцией Н. Д. Андреевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 300 с.
2. Арбузова, Е. Н. Методика обучения биологии: учебник для вузов / Е. Н. Арбузова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 274 с.
3. Голикова, Т. В. Методика обучения и воспитания по биологии: учебное пособие / Т. В. Голикова, Е. А. Галкина, И. А. Зорков. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2021. – 114 с. – ISBN 978-5-00102-047-9. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/260759 (дата обращения: 22.04.2025). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Даутова, О. Б. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учебно-методические пособия / О. Б. Даутова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2020. – 160 с.
5. Жумагулова, А. К. Методы и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии / А. К. Жумагулова // Инновации в науке и образовании: Материалы XVI молодежной всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 20–28 марта 2021 года / Отв. редактор И.Н. Слинкина. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. – С. 194-198. – EDN BDUCJK.
6. Иванцова, Е. В. Методика развития универсальных учебных действий у учащихся основной школы на уроках биологии / Е. В. Иванцова, Н. П. Несговорова, В. Г. Савельев // Молодежь в поисках разрешения современных экологических вызовов: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Курган, 10–14 апреля 2023 года / Отв. редактор Н.П. Несговорова. – Курган: Курганский государственный университет, 2023. – С. 294-301.
7. Котихина, Е. В. Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии / Е. В. Котихина // Культура общения и ее формирование: Сборник научных статей. Посвящается 50-летию со дня основания кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета. – Москва: ООО «РИТМ», 2024. – С. 122-126.
8. Юшина, Е. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Юшина Елена Владимировна, 2020. – 168 с.
Количество просмотров: 107 |
Добавить комментарий