Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка

 
 

Чернышева Лариса Николаевна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска,

почетный работник общего образования РФ

 

Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка

В процессе изучения любого иностранного языка часто возникает ряд вопросов, связанных с пониманием, какой перед тобой ребенок и почему иногда у самого опытного педагога не получается научить его тому, чему он смог научить его родителей, старшего брата или сестру. Нам иногда сложно работать с детьми, которых мы обучаем в настоящее время, непонятны их интересы и особенности, а также способы восприятия информации. Мы видим, что современный ребенок очень отличается от своих сверстников десять, двадцать или тридцать лет назад.

Американские ученые Нил Хоу и Уильям Штраус в 1990-е годы разработали теорию, согласно которой каждые 20-25 лет рождается новое поколение, имеющее черты характера, привычки и особенности, выделяющие их на фоне предыдущих поколений. Далее у будущих поколений, несмотря на их различия, могут выявиться и определенные общие черты: схожие взгляды на семейные ценности и воспитание, вопросы образования, карьеру или отношение к окружающему миру и экологии.

Исходя из данной теории, мы сейчас доучиваем поколение Z (зумеров), родившихся в 1997-2010 годы, и обучаем поколение Альфа, детей, родившихся в 2010-2024 годы. Сейчас старшие представители Альфа находятся в подростковом возрасте. Можно предположить, что основные черты этого поколения характерны и для зумеров, родившихся ближе к 2010 году.

Эксперты выделяют следующие характеристики поколения Альфа:

– Трудности, связанные с концентрацией внимания. С появлением искусственного интеллекта, планшетов и смартфонов, симуляторов виртуальной реальности, развитием высокоскоростного интернета и его широкой доступности на любом гаджете, дети поколения Альфа с раннего детства погружены в среду, окруженную информационными технологиями, и не знают, как бывает по-другому. Их мозг привыкает к постоянному потреблению визуальной и текстовой информации в больших объемах, ее быстрой смене в процессе перелистывания видео, клипов, фотографий и другого контента, не концентрируясь на его содержании.

Это не дает ребенку сосредоточиться, соответственно у него формируется «клиповое» или «калейдоскопическое» мышление, подающее информацию короткими кусками, яркими образами, определенными фрагментами, а не целостно.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог, считает: «Детям поколения Альфа значительно сложнее работать и анализировать большие объемы однотипной информации: например, им сложно читать книги, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы, глубоко погружаться в определенную тему, систематизировать информацию, выполнять действия последовательно, не перепрыгивая с одного на другое».

– Индивидуализм. Чтобы найти какую-то информацию, детям не нужно ходить в библиотеку в поисках нужного источника, все есть в свободном доступе. Еду можно заказать, одежду и многие другие товары купить онлайн. Нет необходимости социализироваться, что способствует формированию индивидуализма, пониманию своей самостоятельности и важности.

Дети поколения Альфа привыкли к самовыражению в социальных сетях, в виртуальном мире. Умеют снимать ролики, вести блоги и создавать свои уникальные миры. Они ценят возможность иметь собственное мнение и не боятся его выражать, не особенно вникая во внешние оценки того, чем они занимаются, или мнение незначимых для них людей. Они понимают, что такое личные границы и не дают их нарушать.

– Многозадачность. Постоянное взаимодействие с разнообразными цифровыми платформами (социальные сети, онлайн-магазины, онлайн-кинотеатры, облачные хранилища и т.д.) развивает у них способность к многозадачности, выполнению сразу нескольких задач и быстрому переключению между ними. Елена Калашникова, поведенческий терапевт, семейный консультант, считает, что «излишняя многозадачность может увеличивать риск рассеянности внимания из-за чрезмерной стимуляции мозга и повышенной сенсорной нагрузки». Это повышает уровень стресса и способствует накоплению усталости. Многозадачность в работе и учебе снижает продуктивность и качество, а также повышает риск сделать ошибку.

– Развитое социальное сознание. Поколение Альфа видит проблемы современного мира благодаря своей осведомленности, поэтому активно интересуется общественной деятельностью, например, в вопросах социальной справедливости, а также знает свои права и не боится их отстаивать и выражать свое мнение. В фокусе их внимания проблемы, которые существуют в обществе, а также вопросы экологии, стремление беречь нашу планету и не допускать ошибок предыдущих поколений в данном вопросе. Представители этого поколения выбирают здоровый образ жизни и хотят быть здоровыми сейчас, а не когда-то, а это возможно только при благоприятной экологической обстановке.

– Стремление к мультикультурности и глобализации. Постоянное взаимодействие с представителями различных культур и национальностей на общих цифровых платформах формирует у данного поколения с самого детства такие необходимые в глобальном мире качества, как открытость, толерантность, умение взаимодействовать, доброжелательность и принятие других людей такими, какие они есть.

– Забота о физическом и психологическом здоровье. Вопросы преодоления эмоциональной уязвимости, а также проблем с самооценкой, социальным давлением, восприимчивость к информации, получаемой из сети, встают перед этим поколением особенно остро.

Но поскольку мы живем в эру развития современных медицинских технологий, с помощью родителей, которые начали читать книги о воспитании и обращаться за помощью к специалистам, в специализированные центры по работе с детьми и подростками, современные дети учатся эти проблемы преодолевать. Представители поколения Альфа больше времени уделяют занятиям спортом, уходу за своим телом и умениям заботиться о себе как в физическом, так и в психологическом плане.

Зная эти особенности современного поколения, логично задать себе вопросы: Что может помочь, кроме уже существующих путей, повысить мотивацию ребенка к изучению иностранного языка? Какие ресурсы ещё можно использовать?

Недавно я познакомилась с интерактивной обучающей платформой с электронной библиотекой, которая произвела на меня очень сильное впечатление своей функциональностью и возможностью привлечь готовые методические ресурсы, применив их для своих конкретных задач.

BOOKR Class – это образовательно-развлекательное электронное приложение, предназначенное для привлечения детей к изучению английского языка посредством чтения адаптированных аудиокниг и выполнения заданий по прочитанному материалу. Это интерактивная электронная библиотека, обеспечивающая достижение учащимися наибольшего успеха в изучении английского языка с помощью цифровых интерактивных книг. Данное приложение есть и на немецком языке.

Интерактивная анимированная платформа BOOKR Class доступна на компьютерах, планшетах, смартфонах, интерактивной доске и позволяет учителю отслеживать достижения учеников, адаптировать их чтение к потребностям и интересам каждого участника, а также разрабатывать свои задания в соответствии с учебной ситуацией.

В библиотеке представлено более 1000 книг и детских стихотворений, более 5000 образовательных игр для лучшего понимания содержания, более 4000 флешкарточек и более 500 дополнительных идей для проведения занятий в увлекательном познавательном формате. Все книги распределены на 9 разделов по уровню знаний учеников, авторами дано подробное описание каждого уровня.

Также книги собраны по нескольким тематическим разделам: «Алфавит», «Животные», «Цвета и Формы», «Еда и Напитки», «Досуг», «Друзья», «Образ жизни», «Природа», «Место жительства», «Школа», «Покупки», «Спорт», «Путешествия» и т.д. Всего 33 раздела, что позволяет учителю дополнить изучаемый на уроке или занятии материал необходимыми ему словами и выражениями.

Тематика библиотеки помогает учесть основные особенности поколения Альфа. Индивидуализм, развитое социальное сознание, стремление к мультикультурности и глобализации, забота о психическом здоровье – все эти темы прослеживаются в разделах «Music», «Personality», «Science», «Work», «Animals», «Nature», «People», «Relationships», «School», «Technology», «Work», «Classics», «Culture», «Travelling», «Body and Health», «Sport», «Lifestyle», «Friends», «Free time», «Everyday life» и т. д. В комплекте есть подробный User’s Guide и Teacher’s Handbook объемом 461 страница с подробным описанием и разработкой заданий для разного уровня учащихся.

Каждая книга записана носителями языка в отличном качестве, что обеспечивает погружение в процессе чтения и выполнения заданий в аутентичную среду. Много заданий на отработку фонетической стороны речи. Например, функция распознавания речи с помощью искусственного интеллекта дает полный анализ произношения в %. Таким образом, можно тренировать произношение до достижения 100 % или приблизиться к нему максимально. Аудиовизуальная поддержка обеспечивается качественными иллюстрациями, синхронизированной анимацией и звуковыми эффектами.

В приложении есть кабинет учителя – платформа для контроля успеваемости студентов и назначения книг. В нем представлена подробная база данных для быстрого и эффективного внедрения и планирования уроков, а также есть доступ к бесплатным печатным материалам, советам по проведению занятий и планам уроков, генератор тестов и автопроверка.

После знакомства с библиотекой возникает желание придумать и воплотить свои игровые задания. Например, для аудиокниги «Olins Secret», помимо выполнения заданий из предложенных, я провела следующие, построив их на материале, который был нужен мне для решения своих обучающих задач.

1. Написать на доске слова под диктовку. Ученики по очереди пишут названия персонажей (fish, octopus, dolphin, eel, shark, crab) по буквам, которые им диктуют одноклассники. Цель: закрепление лексики и дополнительное повторение алфавита.

2. Игра «Guess me. Угадай меня». Участники становятся в два круга. У них в руках описание персонажей. На карточках текст: «I live in the ocean. I can swim. I am smart. Who am I?» Для каждого персонажа свое описание с нужной лексикой: an octopus, a fish, a dolphin, an eel, a shark, a crab. Тот, кто отгадывает, может показать слово с названием персонажа на доске (задание 1) или назвать. Затем участники по кругу меняются партнерами и угадывают следующих персонажей. Цель: закрепление конструкций «I can…, I live…., I am..» и лексических единиц. Развитие языковой догадки.

3. Игра «Опиши меня и угадай». Участники вытягивают карточку с названием персонажа, не показывая ее остальным. На доске опорные конструкции: «I live (in the…)…, I can…, I am…». Нужно добавить необходимые слова, чтобы описать своего героя. Остальные участники угадывают. Цель: развитие языковой догадки, повторение лексики.

4. Участникам раздается черно-белое изображение морского дна. Необходимо: 1. Раскрасить и назвать цвет. 2. Назвать имеющихся персонажей. 3. Добавить недостающих персонажей (нарисовать или наклеить) и подписать название. 4. Познакомиться с новыми героями. 5. Описать получившуюся картинку. На доске опора: «This is an ocean. This is a crab. It’s brown. It can swim». Цель: Повторение названия цветов. Повторение знакомой лексики, введение новой лексики. Повторение конструкций «This is… It is…. It can…».

5. Творческое задание выполняется на фланелеграфе. Участникам раздаются детали подводного мира. Необходимо создать свой мир и описать. На доске опора: «This is a…. It’s brown (yellow)…It can…». Цель: Развитие воображения ребенка с помощью изученного материала. Дополнительное повторение лексики и грамматических конструкций.

Вариант: Нарисовать свой подводный мир. Описать с помощью опорных конструкций.

6. Игра «What is missing? Чего не хватает?». Учитель раскладывает на столе (выводит на доску) карточки с лексикой урока. Учащиеся произносят слова вслух за учителем или по очереди. Через некоторое время учитель просит учеников закрыть глаза и убирает одну карточку со стола (с доски). Затем ученики открывают глаза и пытаются найти и назвать то, чего не хватает. Они играют в игру до тех пор, пока на столе (на доске) не останется только одно/два слова. Цель: повторение конструкций: «Close your eyes! Open your eyes! What is missing?», закрепление изученной лексики.

7. Участникам раздаются предложения, написанные и разрезанные на отдельные полоски: «This is an ocean. This is an octopus. It’s pink. It can swim. It is smart». Отдельные предложения для каждого персонажа: an octopus, a fish, a dolphin, an eel, a shark, a crab. Необходимо поставить предложения в правильном порядке, чтобы получился рассказ. Цель: отработка навыков составления связного высказывания.

Фоном при выполнении заданий 4, 5 может идти текст истории. Продолжительность звучания данной книжки 3.45 минут. Таким образом, за время занятия ее прослушают 5-10 раз. Отрабатываются навыки аудирования.

Таких заданий можно придумать множество, добавляя необходимые в данной конкретной ситуации грамматические и лексические единицы, меняя персонажей и исходя из потребностей и уровня учеников.

Поскольку чтение всегда было и будет неотъемлемой частью образования, вполне очевидно, что с помощью данной интерактивной анимированной платформы с библиотекой можно полностью погрузиться в мир чтения, изучения и практики английского языка для детей и подростков и в школе, и дома в аутентичной языковой среде. А познавательные, назидательные и увлекательные истории значительно повышают мотивацию юных читателей – учеников.

Очень хочется, чтобы дети заинтересовались чтением и посмотрели на это увлекательное занятие как на замечательное времяпровождение, не только обязательное, но и полезное, интересное, дающее радость и желание читать что-то еще, кроме блогов, сайтов или другого привычного для них контента.

Список источников:

1. https://woman.rambler.ru/children/52705559-deti-alfa-kto-oni-takie-i-chem-otlichayutsya-ot-predyduschih-pokoleniy/.

2. https://bookrclass.com/.

3. Lots of things for Little Children to do on a Journey: Usborne Publishing LTD, 2020.

Количество просмотров: 1375  

Комментарии

Спасибо за статью! Опыт учителя показан практично - обосновано применение обучающего инструмента и представлены разработанные задания в формате "бери и делай". Замечательная работа.

Страницы

Добавить комментарий

1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы