Научим ребенка говорить

 
 

Еремина Ольга Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

ГБУСО НСО Социально-реабилитационного центра

для несовершеннолетних «Снегири»

 

Научим ребенка говорить

В современном мире проблемы с произношением отмечаются у каждого второго ребенка: один звуки нормально не выговаривает, другой окончания путает, а третий и вовсе молчун, предпочитающий изъясняться исключительно жестами. Неудивительно, что логопед в такой ситуации весьма востребованный детский специалист. К самым известным из них родители готовы выстоять многомесячные очереди ради диагностики и попадания в группу для занятий. В чем причины такого положения вещей, и что под силу исправить самим родителям лишь при небольшой поддержке со стороны? Давайте разбираться вместе.

- Недостаточность общения

Ребенок подражает маме с папой. И если те часто беседуют, используя достаточный словарный запас, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо. Если же ему достались малоразговорчивые родители, то и набираться опыта на первом-втором году жизни будет не у кого. Таким образом, если в семье мало общаются между собой и с малышом в частности, думая, что он все равно ничего не понимает и ему этого не надо, у ребенка формируется дефицит личного общения. Не секрет, что нередко клиентами логопедов становится семьи, в которых не принято подолгу болтать «о чем придется». А для того, кто совсем недавно пришел в этот мир, это, оказывается, имеет значение.

- Гаджеты – бич воспитания

Компьютерная техника не только помощник, но, в определенных моментах, и вредитель. Это раньше, успокаивая крикуна, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама получила возможность позвонить подружке или выпить чашечку кофе, достаточно просто включить мультики или вынуть какой-то гаджет. Малыш «залипает» у экрана, и вот они – 15 (а то и больше!) минут свободы. Многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет, и они только развивают свое чадо, что у того перевозбуждается нервная система, и тормозится речевое развитие. Внимание, мамы! Кофе в тишине – это прекрасно, но не стоит злоупотреблять таким вот методом утешения детей.

- Чрезмерная опека и отсутствие мотивации к разговору

Знаете, почему некоторые дети совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду быстро приспосабливаются к ситуации и начинают безумолку болтать? Ответ парадоксален. Потому что там их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться заговорить раньше. Зачем?! Домашние и без того прекрасно догадываются о его желаниях, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов о том, чего бы тому еще хотелось. Остается лишь отвечать «да» или «нет», а то и, не утруждаясь, просто мотать головой. Провоцируйте ребенка на диалог – и он вам обязательно ответит.

- Особенности детской нервной системы

Давно замечено, что дети, имеющие проблемы с речью, более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов: для них особенно важны режим дня, прогулки, максимальный доступ свежего воздуха в комнату, в которой они находятся, и правильное питание. Ведь речь – лишь одно из направлений развития. Как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система и артикуляционная деятельность взаимосвязаны напрямую.

Впрочем, врачи-неврологи в таких моментах с диагнозами не спешат. Возникающие проблемы могут быть не только причиной, но и следствием, ведь ребенок, которого не понимают ни взрослые, ни сверстники в том момент, когда он пытается донести до них свои мысли, может стать обидчивым и раздражительным.

- Отказ от детской литературы

В наш технологичный век мы перестали пользоваться бумажными книгами, а потому недостаточно читаем сами и мало своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие. Введите в круг ваших повседневных дел чтение изданий для самых маленьких, проговаривайте наиболее интересное во время игр, пойте, укладывая спать и просто тогда, когда хочется. Поверьте. Результат не замедлит сказаться.

- Физиологические причины

Не будем обманываться. Далеко не всегда слабое развитие артикуляционного аппарата у детей напрямую зависит от родителей и поддается коррекции без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Бывает необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка. Проблемы с речью могут быть взаимосвязаны со слухом (например, банальной тугоухостью) или другими врожденными особенностями.

Свою роль играют и наследственность, и течение беременности, и возможная гипоксия при родах, и общие проблемы со здоровьем ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши или те, кто имеет проблемы общего развития, запаздывают и с развитием речи.

Что делать? Обращаться за помощью и для получения консультаций к специалистам, если вы не уверены, что развитие идет согласно нормам. Врач поможет обнаружить причину проблемы или, напротив, успокоит маму, объяснив, что никаких отклонений нет. Логопед объективно оценит возможности ребенка, его активный и пассивный запас слов, даст рекомендации по исправлению произношения в случае его наличия.

Могут ли родители сами ввести работу в данном направлении? Конечно! И замечательно, когда это будет! Артикуляционная гимнастика, занятия по общеразвивающим книгам, общение и познание мира – все это важно, но не заменит работу со специалистом. Большинство взрослых не знают, как нужно построить вопрос, чтобы получить верный ответ с правильными окончаниями и предлогами. А это крайне важный аспект в отношении 3-4-летних детей. Или, например, малыши иногда отказываются выполнять требования тех, кого видят постоянно, зато легко идут на контакт со сторонним человеком. Старательные мамы, много времени уделяющие развитию своих чадушек, частенько перегибают палку, обрушивая не него нагрузку, к которой они еще не готов. Понятно, что хочется вырастить его умным и успешным, однако главный вид деятельности малыша – игра, и все речевые упражнения надо подавать в игровой форме, чтобы ему было интересно.

И помните: чем раньше замечена та или иная проблема речи, тем проще ее будет исправить. А те, что останутся неразрешенными своевременно, позже повлияют на грамотность, способность к обучению и общее развитие.

Уважаемые папы и мамы, желая оказать наиболее качественную помощь детям в процессе их речевого развития, предлагаю соблюдать вот эти нехитрые правила:

1. С первых дней жизни ребенка окружите его полноценной речевой средой. Старайтесь всегда говорить правильно, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования малыша, чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

2. Максимально уменьшите зашумленность среды. Не пользуйтесь телевизором, радио «для создания фона». Включайте средства, транслирующие информацию, только на время активного прослушивания или просмотра (от 3 до 15 минут за один раз).

3. Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваша кроха начнет это делать только тогда, когда вы захотите его слушать.

4. Не поправляйте ошибки ребенка при произношении и при построении фраз. Говорите «да» (знак того, что сообщение понято) и давайте правильный вариант произношения. Например: «Да. Федя хочет сок».

5. Говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не позволяйте делать этого другим взрослым.

6. Развивайте артикуляционный аппарат ребенка с целью улучшения звукопроизношения: кусать, грызть; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы мимикой, показывая разные эмоции – должно войти в привычку.

7. Развивайте мелкую моторику: массируйте пальчики, давайте работать с некрупным материалом (только следите за тем, что бы он не оказался проглочен!).

8. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

9. Не сравнивайте своего малыша ни с кем другим, а только с самим на более раннем этапе развития.

Разумеется, это лишь малая часть того, что должны знать родители. Существует масса аспектов, требующих их внимания и непосредственного участия. Важно правильно расставлять приоритеты, и тогда все непременно получится.

Количество просмотров: 3202  

Добавить комментарий

1. Главное – любить свое дело ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Поговори со мною, мама! ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Такая у нас работа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Зависимы болью ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
10. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
13. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
14. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
15. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
16. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
18. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы