Использование музейной технологии на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы как один из способов формирования лингвистической компетенции обучающихся и как средство патриотического воспитания
Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей, который позволяет реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности. Основной целью является воспитание патриотизма.
Если обратиться к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, находим, что «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
Конечно, на уроках литературы, изучая то или иное произведение, знакомясь с творческой биографией автора, мы посещаем виртуальные музеи писателей и поэтов. Но ведь музей школы – это одно из самых значимых мест учебного заведения.
Благодаря его создателям: Леоненко Т.Ф., Вознюк Е.Н. и её активным помощникам, с 2002 по 2014 годы велась кропотливая работа по сбору документов, фотографий, экспонатов. Звание «Школьный музей» было присвоено 20.01.2010, затем 08.12.2016. Несмотря на то, что музей занимает небольшое пространство, здесь с любовью собран бесценный для истории школы материал.
Экспозиции школьного музея, перед вами.
«Мое родное село: прошлое и настоящее»;
«История и традиции школы»;
«Мой дом – моя семья»;
«Земляки в годы ВО войны»;
«Юбилейные даты».
На стенах портреты Героев Советского Союза, нарисованные детьми нашей школы карандашом. Они навсегда останутся в нашей памяти, являясь примером беззаветной любви к своей Родине. Здесь можно познакомиться с летописью школы, с материалами к юбилею Новосибирской области.
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются мероприятия, представленные на картинке.
Интерактивность – основной методологический приём. Поэтому наиболее логично и эффективно использовать интерактивность на уроках и факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Это, безусловно, открывает новые возможности обучения и воспитания.
Расскажу о своем опыте работы в рамках музейной педагогики.
«Урок в музее»
При проведении урока по развитию речи на тему «Письмо» в 5 классе знакомимся с историей писем, в том числе солдатских треугольников с фронта, которые хранятся в музее. Интерес к подобного рода письмам повышается, когда не просто зачитаешь ребятам письмо, но и дашь подержать в руках. Возникает много вопросов, связанных с судьбой солдата, писавшего это письмо, его дальнейшей судьбы.
«Урок-сказка»
Также в 5 классе на уроке по развитию речи на тему «Описание предмета» предлагаю описать ёлочную игрушку. Для этого знакомимся в музее с елочными игрушками 50-80 годов XX века. Ребятам предоставляется возможность взглянуть на игрушки-ровесники своих родителей, бабушек и дедушек, сравнить их с современными игрушками и описать в своих творческих работах.
На уроке литературы в 5 классе, изучая фольклор, провожу интегрированный урок «Детский фольклор». Знакомимся с детскими игрушками двадцатого века, играми детей, как одевались дети, какие книги, журналы читали. По возвращении в класс знакомимся с жанрами детского фольклора. В качестве домашнего задания предлагаю обучающимся представить себя детьми, ровесниками их бабушек и дедушек, инсценировать один из жанров детского фольклора.
При изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» использую прием – анализ источников. В школьном музее знакомимся с жизнью и бытом детей крестьян и только потом приступаем к чтению и анализу произведения.
С обучающимися 6 класса урок развития речи на тему «Интерьер. Описание помещения» проводим в школьном музее.
Это позволяет не только увидеть весь интерьер своими глазами, но и прикоснуться к предметам обихода и вдохнуть в ребят дух того времени. Далее они описывают интерьер музея.
А при написании сочинения по картине Т. Яблонской «Утро» мы используем экспозицию «Школьная форма ученика Советской школы».
Обучающиеся рассматривают одежду для мальчиков и девочек, узнают о пионерском галстуке и даже повязывают его. Конечно, у обучающихся возникает вопрос: кто такие пионеры и почему они носили галстук красного цвета. Один из учащихся готовит на данную тему сообщение.
В 8 классе традиционно в апреле провожу «Урок Победы». Мы идем в школьный музей, где организована тематическая выставка. Пытаемся погрузиться в атмосферу того времени, знакомимся с экспонатами выставки, читаем стихи и отрывки из прозаических произведений военных лет, обучающиеся рассказывают истории своих семей. Аналогично организую и «Урок Мужества» в 7 классе.
В 9 классе, изучая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», организовываем встречу с детьми военных лет, в рамках изучаемой темы посещаем школьный и районный краеведческий музей. При изучении материалов газетных вырезок военного времени, напечатанных там агиток, у нас возникает идея для проекта.
Одно из золотых правил музейной технологии – это развитие исследовательской деятельности обучающихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей. Это способствует развитию лингвистической компетенции обучающихся.
Рассматривая письма фронтовых лет в школьном музее, возникла идея написания исследовательской работы «Эпистолярный жанр в историческом контексте». В ходе исследования семиклассница пришла к выводу, что фронтовое письмо-треугольник занимает особое место в истории нашей страны, села.
На уроках русского языка в 6 классе обучающиеся работали с примером текста официально-делового стиля «Основные положения Женевских конвенций и Дополнительные протоколы к ним», а именно с разделом III «Защита военнопленных». А на уроках внеклассного чтения был прочитан рассказ К. Воробьёва «Немец в валенках». Возникла идея написать исследовательскую работу и сравнить, как события в рассказе соотносятся с гуманитарным правом защиты военнопленных.
В процессе работы решили сравнить два рассказа. Первый – «Немец в валенках», написанный в 1966 году, автор К. Воробьёв, и рассказ «Конопатый», 2003 год, автор Г. Цыплёнкова. По мере прочтения художественных произведений необходимо было заполнить таблицу с выдержками из статей Женевской конвенции цитатами и сделать вывод: соблюдаются ли права военнопленных в XX и XXI веках. Естественно, мы обращались к музейным источникам, изучали историю ВОВ в жизни Венгеровского района, конечно, знакомились с подвигом земляков – Героев СССР.
Нами была выдвинута гипотеза, что пленный может рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей. «Эти рассказы заставили нас содрогнуться», – сказали ребята. Не все из героев рассказов действуют в соответствии с Женевской конвенцией. В рассказе «Немец в валенках» – Вилли, а в рассказе «Конопатый» – Ольга Ивановна и тётка Агаша.
Но только ли в связи с темой о ВОВ мы можем говорить о гуманности или в мирное невоенное время также важно проявлять человечность по отношению друг к другу? Задаются вопросом ученицы. Выводы, к которым пришли обучающиеся.
И сегодня, когда развиваются специальные, в том числе и международные, программы помощи пострадавшим от нацизма, о немногочисленных бывших пленниках, выживших в гитлеровских и сталинских лагерях, по-прежнему предпочитают молчать. Следовательно, куда чаще человечность требуется в нормальной, повседневной жизни.
В районном музее периодически проходят выставки творчества местного поэта Т.А. Нивалёновой: картины, стихи. Посетив с обучающимися 10б класса такую выставку, мы решили написать проект. И вот что у нас получилось – исследовательская работа по литературоведению «Оксюморон в поэтических текстах современной литературы (на примере творчества Т.А. Нивалёновой)».
В 9 классе обучающийся Дягилев Илья изучил материалы музея, связанные с тематикой ВОВ, архивы семьи и создал виртуальный музей своего деда-ветерана ВОВ Кузьмина Н.П. под названием «Никто не забыт, ничто не забыто», уже в этом учебном году ученица 7б класса Шендрикова Алина создала виртуальный музей своего прадеда-ветерана «Память жива».
Колупаев Дмитрий пишет исследовательскую работу на тему «Язык агитационных листовок времен ВОВ». Цель предпринятого исследования заключается в выявлении лингвистических особенностей специфики агитационной листовки времён ВОВ.
8 сентября 2020 года в Венгеровском районе объявлен Единым днем Памяти Героя Советского Союза – Барбашова Петра Парфеновича. Это еще и Всемирный День Грамотности. Поэтому в 5а классе на первом уроке мы посетили школьный музей, где познакомились с биографией героя. Вернувшись в класс, написали объяснительный словарный диктант на тему подвига Петра Парфеновича Барбашова.
Таким образом, музейная технология как инновационная педагогическая технология способствует формированию у обучающихся правильных жизненных ориентиров, вызывает у них желание учиться, изучать историко-культурное наследие своего края, следовательно, развивается лингвистическая компетенция обучающихся, а также крепнет и растет чувство патриотизма к Родине, родной земле.
В этом и заключается перспективность музейной технологии.
Список литературы
1. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. – Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. – 1375 с.
2. Технология музейной педагогики. Внеурочная деятельность. ФГОС. / Е.А. Гашук; под ред. Г.П. Поповой, Н.Н. Черноивановой. – Москва: изд. УЧИТЕЛЬ, 2020. – 181с.
Количество просмотров: 5393 |
Комментарии
CARDHOLDERNAME опубликовано
Страницы
Добавить комментарий