Как защитить себя и ребенка в Интернете. Учимся основам кибербезопасности

 
 

Пешкичева Инна Васильевна,

старший преподаватель кафедры математики и информатики,

методист высшей квалификационной категории

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 
 
 

Фролова Наталья Николаевна,

старший преподаватель кафедры математики и информатики,

методист высшей квалификационной категории

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Как защитить себя и ребенка в Интернете. Учимся основам кибербезопасности

Интернет – часть нашей жизни, а значит вопросы безопасного обращения с ним важны сегодня, как никогда. Российские дети начинают выходить в Интернет в 6-7 лет (иногда раньше), сейчас их около 8 миллионов. По последним исследованиям «Лаборатории Касперского» выявлено, что наши дети проводят в Интернете значительно больше времени, чем подростки во многих странах Европы и США. Почти постоянно в Сети находятся более половины всех опрошенных несовершеннолетних пользователей в России (56 %). И они утверждают, что не представляют свою жизнь без подключенных к Интернету устройств.

Дети ошибочно чувствуют себя взрослыми и опытными в Интернете только потому, что пользуются технологиями ежедневно. Чаще всего они смотрят короткие видеоролики, общаются в соцсетях, слушают музыку, играют. Учатся в интернете не так охотно, хотя есть много возможностей получать знания, готовиться к урокам.

В отличие от взрослых, дети не чувствуют опасности в виртуальном мире. Обязанность родителей и учителей – защитить их от негативного контента, развеять иллюзию безопасности. Однако 44 % родителей признались, что хотят лучше следить за ребенком онлайн, но у них не хватает на это времени. Попытка полностью запретить ребенку доступ к Сети, забрать компьютер и телефон, чтобы избежать проблем – не лучший вариант. Нужно не запрещать, а развивать цифровую грамотность.

Обучать детей правилам кибербезопасности и общения в сети должны и учителя. Сегодня запрос на эти компетенции есть у большинства российских педагогов. В период пандемии и всеобщего вынужденного дистанта они столкнулись с необходимостью работать с цифровыми инструментами и начали активно совершенствовать свои навыки.

Как защитить себя и ребенка в Интернете, не ограничивая доступ к образовательным ресурсам и не препятствуя общению с друзьями, играм и другим радостям?

В нашей публикации мы предлагаем 4 интересных ресурса, которые помогут разобраться в этой важной теме: «Урок цифры», «Урок безопасности», «Защита детей» от лаборатории Касперского и «Курсы по кибербезопасности» на CoreApp.

На этих ресурсах есть отличные методические материалы, их можно скачать и распечатать. Много тематических видеороликов, тестов. По ним можно проводить собственные занятия с учениками как в классе, так и дистанционно.

Первый ресурс – Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (https//:урокцифры.рф).

Рис. 1. «Урок цифры»

Это не просто образовательный проект, это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.RuGroup, а также Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка. Организаторами «Урока цифры» являются – Министерство Просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика».

Целью этого проекта является профориентация школьников в сфере ИТ, а задачи:

– Популяризация современных информационных технологий среди школьников.

– Развитие цифровой грамотности.

– Помощь в выборе траектории профессионального развития.

– Формирование практических навыков применения ИТ в жизни человека и безопасного поведения в сети Интернет.

Это серия из самостоятельных уроков с 1-11 классы, созданных лидерами российского ИТ-рынка. Учебные материалы каждого урока помогают ученикам не только узнать новое о мире информационных технологий, но и сориентироваться в перспективных профессиях будущего.

Организовав «Урок цифры» во время обычного урока информатики или на дополнительном внеклассном занятии, вы сможете повысить интерес детей к изучению основ программирования, задать ориентиры развития в условиях перехода к цифровой экономике. Можно уделить особое внимание правилам сетевого этикета и осознанному отношению учеников к потенциально опасным действиям и угрозам в сети Интернет.

Рис. 2. Каталог уроков

В каталоге «Урок цифры» есть несколько уроков, посвященных безопасности в интернете: Исследование кибератак; Приватность в цифровом мире; Приватность в цифровом мире; Безопасность в Интернете. Каждый урок содержит методические рекомендации, видеолекции, интерактивные онлайн-тренажеры и другие дополнительные материалы.

Второй ресурс – Всероссийская образовательная акция «Урок безопасности» (https://safetylesson.rosuchebnik.ru)

Рис. 3. «Урок безопасности»

В соответствии с календарем образовательных событий, утвержденным Министерством просвещения РФ, в школах ежегодно проходит Всероссийская образовательная акция «Урок безопасности». В школах, детских садах проводятся занятия, открытые уроки, классные часы и другие мероприятия, посвященные пожарной безопасности, противодействию терроризму, а также кибербезопасности и правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Для учителей и воспитателей на сайте «Урок безопасности» имеются наглядные учебно-методические материалы в различных форматах. Это банк полезных ресурсов наглядных учебных и интерактивных материалов, тестов для педагогов и школьников. Все ресурсы разработаны авторами ведущих отечественных проектов и являются надежным подспорьем для подготовки к занятиям, позволяют поговорить со школьниками на одном языке, повысить уровень цифровой грамотности и безопасности. Педагог по любому предмету сможет легко использовать ресурсы этого проекта для проведения познавательных уроков в удобной для него форме.

Третий ресурс – Защита детей от лаборатории Касперского (https://kids.kaspersky.ru/)

Рис. 4. Защита детей от лаборатории Касперского

Вход на сайт возможен по двум ролям: взрослый (родитель) и ребенок. На сайте представлены 5 разделов, связанных с вопросами безопасности:

  • Видео
  • Тексты
  • Интерактивы
  • Защита в сети
  • Цифровые привычки

Для проведения занятий и уроков по кибербезопасности, сетевому этикету и др. нам будет полезен раздел «Интерактивы». Там в теме «Тексты» размещены статьи, которые расскажут, что такое кибербуллинг и как с ним бороться, почему нельзя разговаривать с незнакомцами, о фишинге и том, как не попасться на удочку мошенников, а еще о настройках приватности для соцсетей и многом другом. Можно пройти тесты по безопасности в интернете.

В разделе «Видео» собраны анимационные серии о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета. Посмотрев их, можно разобраться с проблемами, которые таит в себе интернет: пиратские сайты-незнакомцы, лайкомания, приватность аккаунта и др. Мультфильмы могут быть использованы и для детей 6 лет. Также в этой рубрике собраны мультики про Фиксиков с советами, как себя вести в интернете, общая тема: «Осторожней в интернете!»

Раздел «Цифровые привычки» предлагает познакомиться с результатами исследования «Лаборатория Касперского» на данную тему. Если вы входите на сайт как Родитель, у вас проявляется рубрика «Защита в сети», она содержит советы по безопасности ребёнка на любых устройствах.

На сайте Касперского в разделе «Блог» вы найдете интересную информацию для проведения необычных занятий по безопасности для учеников 8-11 классов по мотивам сказок.

Рис. 5. Блог Касперского

Сказки – это кладезь мудрости, но не многие задумываются о том, что с их помощью можно учить детей основам информационной безопасности. Смотрите материалы по ссылке https://www.kaspersky.ru/blog/tag/skazki/.

И четвертый ресурс – Всероссийский проект «Курсы по кибербезопасности» (https://cyber-care.ru)

Это Всероссийский проект по обучению детей и взрослых принципам безопасного поведения в сети Интернет.

Рис. 6. Всероссийский проект по обучению детей и взрослых принципам безопасного поведения в сети Интернет

«Киберпротект» и образовательная платформа CoreApp разработали программы сразу двух курсов: бесплатный курс повышения квалификации для педагогов и бесплатный курс для школьников в рамках предметов ОБЖ и информатики.

Рис. 7. Направления проекта

На курсах педагоги и школьники обучаются безопасному поведению в цифровой среде: как общаться в соцсетях, распознавать кибербуллинг, мошенничество и другие киберугрозы, хранить и передавать данные и защитить себя в сети.

Курс для педагогов «Цифровая гигиена и информационная безопасность» составляет 16 часов. Содержит короткие видеоуроки от экспертов-практиков по кибербезопасности, методические материалы (технологическую карту уроков, презентации, чек-листы и памятки, доступные для скачивания), интерактивные задания для быстрой диагностики усвоения пройденной темы. По итогам прохождения курса вы повысите свой уровень цифровой грамотности и сформируете навыки безопасного поведения в интернете, узнаете о новых образовательных технологиях.

Для учеников 7-9 классов интерактивный курс по кибербезопасности разработан в формате смешанного обучения. Продолжительность курса: 3 академических.часа.

Одна из главных задач обучения – научить детей справляться с трудностями, которые могут возникнуть в их повседневной жизни. А самыми важными знаниями являются те, которые помогут сохранить здоровье и спасти жизнь.

Мы надеемся, что предложенные нами ресурсы заинтересуют Вас. Регистрируйтесь, учитесь сами, обучайте школьников. Только так мы сможем попытаться сохранить психологическое здоровье своё и наших детей, оградить от угроз и сделать безопасным мир компьютерных технологий и Интернет.

Интернет-ресурсы:

  1. О кибербезопасности на CoreApp// ЖУРНАЛ COREAPP/2021 URL: https://ru.coreapp.ai/journal/o_kiberbezopasnosti (дата обращения 18.02.2022)
  2. Всероссийский проект по обучению детей и взрослых принципам безопасного поведения в сети Интернет// Курсы по кибербезопасности [сайт] https://cyber-care.ru
  3. Блог Касперского [сайт] https://www.kaspersky.ru/blog/tag/skazki/
  4. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» [сайт]  https//:урокцифры.рф.
  5. Всероссийская образовательная акция «Урок безопасности» [сайт] https://safetylesson.rosuchebnik.ru
  6. Защита детей от лаборатории Касперского [сайт] (https://kids.kaspersky.ru/)
Количество просмотров: 4579  

Комментарии

Спасибо за информацию! 2 ресурса мне были не известны, а в них кладезь актуальной и полезной информации: методические материалы, видеоролики, интерактивные задания и готовые тесты.

Страницы

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы